Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Замятина Ольга Николаевна . Работа №344661

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье обоснована актуальная проблема эмоционального развития у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста. Описываются результаты исследования по эмоциональному развитию с применением социоигровых технологий.

Авторы предлагают рассматривать применение социоигровых технологий в качестве эффективного средства для эмоционального развития у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

 

Ключевые слова:

Эмоции, старший дошкольный возраст, мальчики,девочки, эмоциональное развитие, дошкольноеобразование, гендерные различия, социоигровыетехнологии.

 

В системе дошкольного образования надо больше внимания уделять развитию эмоциональной сферы детей, так как чаще всего под развитием дошкольников подразумевается их интеллектуальное развитие.Отмечается нарушения детей в эмоционально-волевой сфере: они не научились показывать чувства радости, сопереживания, грусти, удивления и т.п. Что приводит к оскудению и однообразию игр, к ограничению интереса к окружающей среде.  

Автор:

Замятина Ольга Николаевна

3 курс, группа З-Б-ДО21с

ДО ПИ СВФУ

Г. Якутск, Россия

zamyatina.olga92@mail.ru

+7-914-221-88-90

 

Научный руководитель:

Андреева Любовь Дмитриевна

доцент кафедры ДО ПИ СВФУ, к.п.н.

lyubov.dmitrievna777@mail.ru

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация. В данной статье обоснована актуальная проблема эмоционального развития у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста. Описываются результаты исследования по эмоциональному развитию с применением социоигровых технологий.

Автор предлагает рассматривать применение социоигровых технологий в качестве эффективного средства для эмоционального развития у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

 

Ключевые слова:

Эмоции, старший дошкольный возраст, мальчики, девочки, эмоциональное развитие, дошкольное образование, гендерные различия, эмпирическое исследование, социоигровые технологии.

 

В системе дошкольного образования за последние годы происходят существенные изменения. Весь образовательный процесс в детском саду направлен на воспитание и развитие. Под развитием детей чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие, именно развитию эмоциональной сферы детей уделяется мало внимания. С каждым годом ситуация в детских садах усугубляется, дети приходят с нарушениями в развитии, особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие дети редко сопереживают, удивляются и восхищаются, их интересы ограничены, а игры однообразны.

За основу нашего исследования выступало наше предположение о том, что у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы и существуют гендерные различия в эмоциональном развитии, если:

- будут учитываться возрастные и психологические особенности детей;

- применять интеграцию всех видов деятельности;

- будет применяться системно-деятельностный подход, который представлен в виде совокупности подходящих методов, средств и приемов. [2, с. 145].

Практическая часть исследования проводилась на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Сулусчаан» с.Намцы нами было проведено эмпирическое исследование у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 2 группы – девочки и мальчики, по 10 детей в каждой.

В исследовании была использована методика Н.Я. Семаго «Эмоциональные лица», состоящая из 3 серий заданий: 1) на идентификацию 3-х эмоций по пиктограмме, 2) идентификация эмоций на 7 представленных фотографиях детей, объяснение причин их возникновения, 3) выбор одной эмоции из представленных и составление рассказа о том, что предшествовало возникновению этой эмоции, вписать эмоцию в жизненный контекст. Математическая обработка результатов: t-критерий Стьюдента [5, с. 154].

Таблица 1

Показатели по методике Н.Я. Семаго на определение детьми эмоциональных состояний по пиктограмме (Серия 1)

Гендер

Уровни

Мальчики

Девочки

Статистическая значимость

 

Кол-во

%

Кол-во

%

 

Различий между группами не установлено

Высокий (3 балла)

7

70

8

80

 

Средний (2 балла)

3

30

2

20

 

Низкий (1 балл)

0

0

0

0

 

Среднее значение

2,7

2,8

 

Различий в понимании эмоций у мальчиков и девочек не наблюдается. Настроение на картинках детьми угадывалось хорошо. Поскольку детям нужно было угадать всего 3 эмоции – злость, печаль и радость, а это самые распространенные эмоции, то дети без труда их определили и словесно обозначили.

При этом дети, имеющие средний уровень понимания эмоций, смешивали понятия «злость» и «печаль», причем это было свойственно как мальчикам, так и девочкам. В целом, эта серия задания была выполнена детьми достаточно успешно.

Вторая серия заданий методики состояла в определении настроения мальчика (или девочки) на фотографии. После определения настроения ребенка на фотографии следовало предположить, какая ситуация вызывала это настроение, ответить на вопрос, почему у мальчика (девочки) такое настроение. Всего детям предлагалось 7 картинок с разными эмоциями (радость, страх, сердитость, приветливость, стыд (вина), обида, удивление).

Таблица 2

Показатели по методике Н.Я. Семаго на определение детьми эмоциональных состояний по фотографиям (Серия 2)

Гендер

Уровни

Мальчики

Девочки

Статистическая значимость

 

Кол-во

%

Кол-во

%

 

 

Различий между группами не установлено

Высокий (7 - 6 баллов)

1

10

1

10

 

Средний (5 - 4 балла)

4

40

6

60

 

Низкий (3 балла и меньше)

5

50

3

30

 

Среднее значение

2.02

2.71

 

Среди дошкольников обоих полов только 10% (1 человек в выборке), кто смог верно определить и обозначить все представленные эмоции. В основном же дошкольникам удалось определить в среднем 3–4 эмоции. Помимо того, что для детей представляет сложность определение эмоций, им сложно вербализировать их. Исключение в этом смысле составляет эмоция «радость», однако, и при ее определении часто использовались опосредованные определения «весело», «смеется», «довольный».

Страх определялся как «боится», «страшно», сердитость часто обозначалась как «злость». Сложными для понимания детьми были эмоции: «приветливость», «страх», «стыд (вина)», «удивление», «испуг». Дети не только с трудом могли их «прочесть», распознать по мимике у ребенка своего пола на фотографии, но даже в случае приблизительного ее понимания им сложно было дать их вербальную характеристику. Между мальчиками и девочками дошкольного возраста нет различий в понимании и назывании эмоций. В одинаковой степени они испытывают сложности и затруднения.

Если сравнивать полученные результаты с нормативами для этого возраста, представленными в литературе, в частности, у Н.Я. Семаго в инструкции к методике, то можно заметить, что эмоциональное развитие детей несколько заторможено. Для детей обоих полов наибольшие затруднения вызвали фотографии с изображением таких эмоций, как страх, стыд и удивление. Трудности состояли как в понимании эмоций, так и в их словесном обозначении. На основании результатов мы можем заключить, что эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста не имеет гендерных различий.

При разговоре о причинах появлений эмоций дети чаще всего отвечали односложно, общими фразами, без конкретики. Так, например, радость может быть оттого, что «произошло что-то хорошее», «чему- то обрадовался». Страшно потому, что «чего-то испугался», «кто-то напугал, может, собака». Обида потому, что «кто-то чего-то не дал», «мама не разрешила играть, заставила что-то делать». Испуг, по мнению детей, возникает по причине того, что «увидел змею», «преступника», «аварию», «что-то страшное». Причина злобы, плохого настроения в том, что его «испортили», «не разрешили играть в компьютер», «не купили то, что хотел», «разозлили друзья».

Приветливость, хорошее, веселое настроение у детей обусловлено тем, что мальчик (девочка) «побывали в интересном месте», «хорошо погуляли», «были в кафе», «ели пиццу» и др. Стыд и вина, по мнению детей, могут возникать в том случае, «если провинился», «сделал что-то плохое», «обидел кого-то зря» и проч. Обида возникает в том случае, если «мама наругала зря», «обидел друг». Удивление как эмоцию смогли определить только 2 мальчика и 3 девочки, объясняя ее посредством таких выражений, как «увидел что-то интересное», «что-то необычное встретил, может, инопланетян». В целом же, и мальчики, и девочки затруднялись в вербальном описании эмоций.

Третья серия заданий методики Н.Я. Семаго представляла для детей особенную сложность, поскольку им нужно было придумать жизненную ситуацию, которая могла бы вызвать или спровоцировать какую-то эмоцию. Даже при том, что требовалось описать не все эмоции, представленные на картинках, а выбрать какую-то одну для составления небольшого рассказа, лишь небольшое количество детей смогло выполнить это задание.

Высокий уровень понимания эмоциональных состояний и умения объяснить причину их появления был выявлен у 2 мальчиков и у 2 девочек (по 20%). Эти дети выбрали наиболее понравившуюся им эмоцию, определили причину ее появления и составили небольшой связный и логичный рассказ, где рассказана предыстория возникновения этой эмоции.

В рассказе, составленном одним мальчиком, страх у мальчика возник по причине того, что его «испугала собака, прыгнувшая на него», в рассказе Ивана эмоция радости появляется от долгожданного подарка на День рождения.

В рассказе одна девочка испытывает злость по причине «обид со стороны мальчишек, которые дерутся и обижают ее».

Таблица 3

Показатели по методике Н.Я. Семаго на определение детьми причин эмоциональных состояний (3 серия)

Гендер

Мальчики

Девочки

Статистическая значимость

Уровни

Кол-во

%

Кол-во

%

.2

 

Высокий

2

20

2

20

Различий между группами не установлено

Средний

3

30

3

30

 

Низкий

5

50

5

50

 

Среднее значение

1,5

1,5

 

К среднему уровню понимания эмоций мы отнесли тех детей, чей рассказ был нелогичен, слишком краток или не был полностью адекватен приписываемой детьми эмоции. Дети с низким уровнем эмоционального развития испытывали сложности при составлении рассказа и объяснению причин появления эмоций.

Часто их рассказы носили несвязный характер, или же причина для появления эмоции имела невнятный характер. «Девочка добрая, потому что у нее хороший характер», «Мальчик злой, потому что он хочет быть монстром, ему нравится пугать людей» и т.п. [5, с. 154].

Исследование показало, что для старших дошкольников понимание и вербальное обозначение эмоций, вписывание их в реальную жизнь при объяснении причин появления представляет сложность.

По нашему мнению, такие результаты исследования обусловлены малым личным опытом взаимоотношений с людьми, недостатком впечатлений, отсутствие эмоционального опыта сопереживания, сочувствия героям сказок, художественных произведений. Низкий уровень рефлексии в этом возрасте обусловливает слабое понимание возникновения эмоций.

По итогам педагогической диагностики можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют проблемы в развитии эмоциональной сферы. Низкие показатели диагностики нацелили нас на разработку проекта по развитию эмоциональной сферы у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста через использование социоигровой технологии.

Цель проекта: развитие эмоциональной сферы у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста через использование социоигровой технологии.

Задачи проекта:

Получить знания о чувствах, некоторых базовых эмоциях и способах их выражения;

Развить стремления сопереживать, помогать поддерживать друг друга.

Развивать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.

Развивать умение вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание.

Перенести полученные этические представления, которые дети приобретут в процессе работы над сказками, в жизнь и деятельность.

Совершенствовать у детей умение жалеть, защищать, помогать и поддерживать доброжелательную атмосферу в группе

Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.

Ожидаемые результаты проекта: Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.

По продолжительности проведения – долгосрочный (1 год)

Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы, психолог, музыкальный руководитель.

План реализации проекта:

Этапы проекта:

Подготовительный: включал в себя проведение первоначальной диагностики (методика Н.Я. Семаго «Эмоциональные лица», состоящая из 3 серий заданий: 1) на идентификацию 3-х эмоций по пиктограмме, 2) идентификация эмоций на 7 представленных фотографиях детей, объяснение причин их возникновения, 3) выбор одной эмоции из представленных и составление рассказа о том, что предшествовало возникновению этой эмоции, вписать эмоцию в жизненный контекст), наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.

Основной этап. Проведение образовательной деятельности, игр и упражнений в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Завершающий этап. Проведение сравнительной диагностики, оформление фотовыставки «Я и другие», выставка рисунков детей, презентация для родителей, подведение итогов, чаепитие.

Таким образом, проведение данных диагностик позволит выявить умение детей адекватно выражать свое эмоциональное развитие, контролировать свои эмоции, способность различать основные эмоции, а также умение передавать заданное эмоциональное состояние.

 

Ссылки на источники:

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2001. – 452 с.

Гром Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Гром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56825.htm (дата обращения: 14.04.2021).

Запорожец, А. В. Развитие общения у дошкольников: характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет /А. В. Запорожец, М. И. Лисина.- М. : Педагогика, 1974.- 288 с.

Лаврухина Ю.В. Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6–7 лет / Ю.В. Лаврухина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/13/osobennosti-emotsionalno-lichnostnoy-sfery-detey-6–7-let (дата обращения: 24.04.2021).

Николаева В.В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / В.В. Николаева, А.Е. Байкенова, Шевченко В.Е. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-emotsionalnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.04.2021).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×