"Особенности этнопедагогической культуры у педагогов" | Ганиева Мадина Ирековна . Работа №222593
Автор: Ганиева Мадина Ирековна
Статья на тему: "Особенности этнопедагогической культуры у педагогов".
ОСОБЕННОСТИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПЕДАГОГОВ
В условиях полиэтничности общества, когда проживают и взаимодействуют на ограниченной территории представители различных национальностей и культур со своими ценностями, традициями, нормами поведения и образом жизни расширяется и социокультурная среда деятельности будущих специалистов, обязывающая учитывать этнофактор.
Основы этнопедагогической культуры продолжают закладываются в среднем специальном учебном заведении, поэтому важно, чтобы в содержание среднего профессионального образования включались компоненты этнопедагогической направленности.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что базис этнопедагогической теории заложен в фундаментальных трудах В.А. Виноградова, Г.Н. Волкова, К.А. Пирлиева, М.И. Стельмаховича, Ю.В. Филиппова, Я.И. Ханбикова, М.Г. Харитонова, И.А. Шорова и др.
Феномен этнопедагогической культуры и этнической культуры личности рассматривается в исследованиях В.Н. Латыпова, Н.А. Матвеевой, И.О. Поповой, Г.А. Станчинского и др.
Многие исследователи выделяют в структуре этнопедагогической культуры определенное содержание теоретического характера:
- этнокультурные знания и представления (когнитивный компонент) (Н.А. Муштакова) [2];
- знания содержания этнопедагогических исследований;
- система знаний этнического характера, образованность в сфере преподаваемого предмета (когнитивный компонент) (С.Г. Тишулина) [3];
- система этнопедагогических знаний (В.Ю. Штыкарева) [4]. Ученые-педагоги подчеркивают, что теоретические знания в значительной степени способствуют развитию мышления, если студент владеет не отдельными разрозненными знаниями, а их системой, которая организуется на основе современных научных теорий, идей, принципов.
Опираясь на научные труды, анализируя научно-педагогическую литературу, в структуре этнопедагогической культуры студентов колледжа мы выделяем наиболее важные для нашего исследования компоненты:
- информационный;
- личностный.
В информационную основу этнопедагогической культуры студентов входят изучение и серьезное осмысление элементов культуры, фольклора, национальных традиций и обычаев народов, которые находят отражение в психолого-педагогических особенностях человека, семейно-бытовом укладе жизни. Также ориентация на новые ценности динамично развивающегося общества, открытость новому опыту в меняющихся условиях профессиональной деятельности становится профессиональной необходимостью.
Личностный план этнопедагогической культуры в значительной степени детерминирован индивидуальными психологическими особенностями личности каждого студента, характером его профессионально-личностной направленности. На основе сказанного мы определили, что в личностный компонент этнопедагогической культуры студентов колледжа: стремление к этнопедагогическому самообразованию и саморазвитию; гуманистическая позиция по отношению к окружающим, к их национальным особенностям, понимание и уважение религиозных чувств других. Все выделенные компоненты взаимообусловлены и взаимодействуют друг с другом.
Таким образом развитие этнопедагогической культуры студентов колледжа является актуальной задачей среднего профессионального образования и имеет свои особенности.