Особенности Федеральной Образовательной Программы в системе ДОУ в условиях единого образовательного пространства во взаимодействии с семьями | Казарян Апреля Николаевна. Работа №353959
В статье рассматриваются основные ориентиры Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) и их реализация в системе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в условиях единого образовательного пространства. Особое внимание уделено взаимодействию с семьями как ключевому аспекту успешного воспитания и образования дошкольников. Приводятся примеры практических подходов и методов работы с родителями, направленных на создание благоприятной образовательной среды для всестороннего
развития детей.
ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
С СЕМЬЯМИ
Казарян Апреля Николаевна, методист
МБОУ Успенская СОШ дошкольное отделение - детский сад № 32
Аннотация. В статье рассматриваются основные ориентиры Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) и их реализация в системе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в условиях единого образовательного пространства. Особое внимание уделено взаимодействию с семьями как ключевому аспекту успешного воспитания и образования дошкольников. Приводятся примеры практических подходов и методов работы с родителями, направленных на создание благоприятной образовательной среды для всестороннего развития детей.
Ключевые слова: Федеральная образовательная программа, дошкольное образование, ориентиры, взаимодействие с семьями, образовательное пространство, методическая работа, развитие детей.
Современное дошкольное образование в России находится в процессе динамичного развития, что обусловлено внедрением Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Она направлена на создание условий для всестороннего развития ребёнка, его подготовки к школе, а также на формирование единого образовательного пространства, включающего взаимодействие ДОУ и семей. Одной из ключевых задач ФОП ДО является обеспечение преемственности между образовательными организациями и семьёй, так как именно в семейной среде закладываются основы личности ребёнка.
Ориентиры ФОП ДО базируются на принципах системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированного взаимодействия и интеграции образовательных областей. Эти принципы предполагают, что ребёнок является активным участником образовательного процесса, а образовательная деятельность строится с учётом его интересов, возрастных и индивидуальных особенностей. В условиях единого образовательного пространства эти подходы расширяются за счёт взаимодействия с семьями, где родители становятся не просто наблюдателями, а равноправными партнёрами педагогов.
Важной особенностью ФОП ДО является акцент на социальной адаптации и подготовке ребёнка к жизни в обществе. Это достигается через формирование культурных и социальных норм, развитие коммуникативных навыков и поддержание эмоционального благополучия. В этой связи взаимодействие с семьями играет ключевую роль. Родители должны понимать значимость образовательных процессов, происходящих в детском саду, и активно включаться в них.
Для успешной реализации ориентиров программы важно организовать систематическое взаимодействие с семьями. Это включает:
Информирование родителей о целях и задачах программы. Воспитатели и методисты должны разъяснять родит
елям, как образовательная программа способствует развитию ребёнка и какие результаты можно ожидать. Например, проведение регулярных родительских собраний, консультаций, а также использование информационных стендов и цифровых платформ для общения с семьями.
Вовлечение родителей в образовательный процесс. Совместные мероприятия, такие
как тематические дни, мастер-классы, семейные проекты, способствуют укреплению связи между детским садом и семьёй. Например, можно организовать "День семьи", где родители вместе с детьми выполняют творческие задания, обсуждают семейные ценности и традиции.
Педагогическое просвещение родителей. Это включает лекции, тренинги, семинары, где родители могут получить знания о совр
еменных методах воспитания и особенностях развития детей дошкольного возраста. Например, тема "Игра как средство обучения" может быть актуальной для родителей, которые хотят лучше понимать, как включать образовательные элементы в повседневную деятельность.
Индивидуальный подход
к семьям. Методистам и педагогам важно учитывать особенности каждой семьи, её ресурсы и потребности. Например, в семьях с детьми с ОВЗ требуется особая поддержка, а для семей с низким уровнем педагогической компетентности — дополнительное консультирование.
Реализация ориентиров ФОП ДО также предполагает создание единой образовательной среды, где семья и детский сад работают в одном направлении. Это возможно при условии формирования доверительных отношений между педагогами и родителями, а также при обеспечении открытости образовательного процесса.
Примером успешного взаимодействия может быть проект "Наш город", в рамках которого дети вместе с родителями и воспитателями изучают историю родного города, участвуют в экскурсиях, создают макеты и презентации. Это не только способствует развитию детей, но и укрепляет семейные связи, формирует чувство патриотизма.
Особое внимание следует уделять работе с семьями, которые не всегда активно включаются в образовательный процесс. Например, можно использовать такие методы, как выездные консультации, посещение семей на дому или проведение мероприятий в удобное для родителей время. Эти подходы помогают выстроить контакт и вовлечь в процесс даже самых пассивных участников.
Реализация ориентиров ФОП ДО требует от педагогов и методистов высокой профессиональной подготовки. Необходимо постоянно повышать квалификацию, изучать современные педагогические технологии, разрабатывать новые формы и методы взаимодействия с семьями. Важным аспектом является обмен опытом между педагогами, организация методических объединений, участие в семинарах и конференциях.
Таким образом, ориентиры ФОП ДО направлены на создание гармоничного единого образовательного пространства, где семья и детский сад работают в тесной взаимосвязи. Взаимодействие с семьями позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, поддерживать и развивать потенциал каждого ребёнка, формировать у него важные навыки и ценности. Успешная реализация этих задач возможна только при условии активного вовлечения всех участников образовательного процесса и их совместной работы.
Список литературы
Гаджибалаева
Э
.
Г
.
Особенности взаимодействия семьи и ДОУ в современных условиях // Научный журнал. 2016. №12 (13).
Крайнова О
.
А, Мамедова Л
.
В
.
В
заимодействие воспитателя ДОУ с семьями воспитанников
// Современное педагогическое образование. 2022. №11.
Приказ
Минпросвещения
России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».