Особенности физической культуры у слабослышащих детей младшего шк возраста | Рябов Игорь Владимирович. Работа №319914
В Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. В настоящее время 1,7 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно увеличивается число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха, что составляет 6,4% к числу общей детской инвалидности.
Современное общество развивается на основе идей гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье5. В настоящее время процесс воспитания детей с нарушенным слухом осуществляется на основе ранней диагностики и коррекционно – компенсаторной направленности учебно – воспитательного процесса. Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка.
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
Утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%).
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей физической культуры у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
Выявить особенности физической культуры у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Объектом данного исследования является учебный процесс у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности физической культуры у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: занятия физической культурой у слабослышащих детей младшего школьного возраста, будут успешными, если будут учитываться особенности физической культуры у данного контингента.
Практическая значимость заключается в возможности использовать материалы проведенного исследования в практической работе учителей физической культуры, тренеров по лечебно-физической культуре.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложения.
Абдрахмановская средняя общеобразовательная школа
Альметьевского муниципального района РТ
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работу составил:
Рябов Игорь Владимирович, преподаватель по ФК в МБОУ Абдрахмановская СОШ
Содержание.
Введение…………………………………………………………………...3
I Глава. Теоретические основы физической культуры у
Слабослышащих детей…………………………………………………....5
1.1 Особенности Федеральных государственных стандартов в основной школе…………………………………………………..5
1.2 Классификация и причины стойких нарушений слуха у детей школьного возраста……………………………………………………………............13
Глава II. Особенности проведения уроков физической культуры у слабослышащих детей младшего школьного возраста……………………………............................................................20
2.1.Методические особенности обучения двигательным действиям на уроках физической культуры у слабослышащих детей…............20
2.2 .Методические особенности развитие физических качеств на уроках физической культуры у слабослышащих детей…………28
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………………………….38
Приложение 1……………………………………………………………...41
Приложение 2……………………………………………………………...42
Введение
В Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. В настоящее время 1,7 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно увеличивается число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха, что составляет 6,4% к числу общей детской инвалидности.
Современное общество развивается на основе идей гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье5. В настоящее время процесс воспитания детей с нарушенным слухом осуществляется на основе ранней диагностики и коррекционно – компенсаторной направленности учебно – воспитательного процесса. Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка.
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
Утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%).
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей физической культуры у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
Выявить особенности физической культуры у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Объектом данного исследования является учебный процесс у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности физической культуры у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: занятия физической культурой у слабослышащих детей младшего школьного возраста, будут успешными, если будут учитываться особенности физической культуры у данного контингента.
Практическая значимостьзаключается в возможности использовать материалы проведенного исследования в практической работе учителей физической культуры, тренеров по лечебно-физической культуре.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
1.1 Особенности Федеральных государственных стандартов в основной школе
Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования. В Стандарте обеспечена преемственность с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Минобрнауки России.При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:
консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
конкурентоспособности личности, общества и государства;
ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.
Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
В связи с этим отличительной особенностью нового Стандарт является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Это позволяет:
одновременно предусмотреть в Стандарте как результаты общего образования, так и наиболее общие направления современного образовательного процесса, а также условия его осуществления;
обозначить условия эффективного нормативного правового регулирования общего образования; быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые в предлагаемой редакции существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Они представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования.
В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.
Расширяя состав объектов оценки, Стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом.
Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания общего образования, имеющее необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются у обучающихся ценностные ориентации, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.
В структуре основной образовательной программы начального общего образования предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий превратить Стандарт в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования. Программа рассматривается в единстве с примерными программами по учебным предметам и предлагает перечень универсальных учебных действий, представленных в виде рекомендаций по организации деятельности учащихся для решения конкретных задач в структуре учебных дисциплин.
Одной из ключевых составляющих в структуре основной образовательной программы, формировании всех ее разделов является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Стандартом предусматривается также обеспечение:
коррекционной работы с обучающимися инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья, направленной на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся такой категории, преодоление трудностей в освоении ими основной образовательной программы основного общего образования, оказание им соответствующей помощи и поддержки;
профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.
В Стандарте предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, что позволяет значительно расширить их права по удовлетворению образовательных запросов, в том числе региональных, этнокультурных, конфессиональных и др.
Ориентация Стандарта на достижение стратегической цели российского образования обусловило необходимость формирования требований к созданию соответствующей комфортной образовательной среды, т.е. нормативному закреплению на федеральном уровне требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровым, финансовым, материально-техническим, учебно-методическим, информационным и др.).
С учетом того что введение и реализация Стандарта являются делом государственной важности, разработчиками было организовано широкое обсуждение проекта Стандарта не только в профессиональной среде, но и широкими кругами общественности России.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Эти уроки имеют свои особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе Физическое совершенствование (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества, которые вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.
Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.
Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
Выделяют три характерные группы школьников:
1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.
1.2. Классификация и причины стойких нарушений слуха у детей школьного возраста.
Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Роль наследственного фактора в качестве причины врожденных нарушений слуха в прежние годы преувеличивалась. Из других причин, обусловливающих врожденное нарушения слуха, следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности. Особое значение имеют вирусные инфекции (корь, грипп). Наиболее опасным для развивающегося зачатка слухового аппарата является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности.
Вредное воздействие на развивающийся орган слуха у плода могут оказать некоторые химические вещества. Практическое значение в возникновении врожденных нарушений слуха имеет алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а из лекарственных веществ – стрептомицин и хинин.
Нарушение развития слухового органа может возникнуть вследствие травмы плода, особенно в первые месяцы беременности, когда зачаток слухового анализатора оказывается особенно ранимым.
Приобретенные нарушения слухового аппарата возникают от разнообразных причин. Тяжелые нарушения слуха наступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), в то время как легкая и средняя степень нарушения слуха может возникнуть при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха).
Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита). Поражение слуха в этих случаях обусловлено стойкими остаточными изменениями подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. В некоторых случаях после острого среднего отита остается стойкое прободение барабанной перепонки и длительное гноетечение из уха – хронический гнойный отит. Это заболевание сопровождается обычно значительным понижением слуха.
Частой причиной поражения слуха у детей являются заболевания носа и носоглотки и связанное с этим заболеваниями евстахиевой трубы.
Важную роль в возникновении стойких нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания. Большинство инфекционных болезней, являющихся причиной поражения слуха, приходится на детский возраст, и поэтому роль этих заболеваний в этиологии нарушений слуха у детей особенно велика. Из инфекционных заболеваний, обусловливающих стойкие поражения слуха в детском возрасте, наибольшее значение имеют эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка.
Нарушения слуха и расстройство функции вестибулярного аппарата при цереброспинальном менингите обусловливается воспалительным процессом во внутреннем ухе –гнойным лабиринтом, возникающем в результате распространения гнойной инфекции из мозговой оболочки через внутренний слуховой проход по оболочкам слухового нерва. Поражение внутреннего уха при эпидемическом цереброспинальном менингите наступает обычно в первые дни болезни: иногда уже в первые сутки выявляется полная глухота, как правило, двусторонняя.
Следует упомянуть о сравнительно редком, но очень тяжелом поражении слуха, которое возникает иногда при вирусном заболевании –воспалении околоушной слюнной железы(эпидемическом паротите, или так называемой свинке). Поражение обычно бывает односторонним, однако в ряде случаев приходится наблюдать и полную двустороннюю глухоту. По мнению большинства исследователей, в основе глухоты при эпидемическом паротите лежит гибель рецепторного аппарата во внутреннем ухе (волосковых клеток кортиева органа).
В числе этиологических факторов, вызывающих стойкие нарушения слуховой функции, известную роль играют некоторые химические вещества, оказывающие токсическое воздействие на слуховой анализатор. К числу относятся различные промышленные и лекарственные вещества. В этиологии приобретенных нарушений слуха у детей практическое значение имеют некоторые антибиотики (стрептомицин, канамицин, мономицин) и хинин.
В возникновении стойких нарушений слуха известное значение имеет травма, в частности предродовая. Сюда относятся повреждения слухового органа вследствие сдавливания и деформации головки плода во время прохождения через узкие родовые пути, а также в результате наложения акушерских щипцов.
Глухие-лица, у которых слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи.
В группе людей можно выделить две подгруппы:
1.Ранооглохшие(люди, потерявшие слух до 3 лет, т. е. В период активного формирования речи).
4 группы глухоты (Нейман):
люди, слышащие неречевые звуки (125-250 колебаний);
люди, слышащие речевые звуки (500 колебаний в секунду)- низкие гласные;
люди, воспринимающие 1000 колебаний в секунду - гласные и некоторые согласные, на основе которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов и слов;
люди, воспринимающие до 2000 колебаний в секунду - знакомые краткие слова и предложения;
У ранооглохших людей речь самостоятельно не развивается, но может сформироваться с помощью специального обучения.
2. Позднооглохшие(люди, потерявшие слух после 3 лет)
Состояние речи, в зависимости от срока потери слуха, различно. Потеря слуха в 3 года может вести к полной потере зачатков речи.
Слабослышащие - лица, у которых имеются снижения слуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи.
Эта группа людей также условно делится на две подгруппы: люди с незначительным снижением слуха и лучшим развитием речи, люди со значительным снижением слуха и тяжелым недоразвитием речи.
Слабослышащие люди слышат речь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы. Самостоятельно речь формируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. Вывод налицо - чем лучше слух, тем качественнее речь. Однако не будем забывать, что потерю или снижение слуха у ребенка следует рассматривать иначе, чем у взрослого. Взрослому человеку легче сохранить уже имеющуюся речь, в то время как у детей самостоятельное ее формирование крайне затруднено или невозможно, но даже взрослого человека, потерявшего слух, подстерегает опасность распада уже имеющейся речи из-за отсутствия слухового контроля.
В слуховом анализаторе различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппарат.
Кзвукопроводящему аппаратуотносятся наружное и среднее ухо, а также некоторые части внутреннего уха (жидкость лабиринта и основная мембрана); кзвуковоспринимающему– все остальные отделы анализатора, начиная от волосковых клеток органа и кончая нервными клетками слуховой области коры головного мозга.
Заболевания наружного уха.
1. Атрезия наружного слухового прохода.При атрезии наружного слухового прохода понижение слуха носит характер поражения звукопроводящего аппарата, т.е. страдает главным образом восприятие низких звуков; восприятие высоких тонов сохраняется, костная проводимость остается нормальной или даже несколько улучшается.
2. Серная пробка.Причинами такого накапливания могут являться: а) повышенная функция серных желез; б) узость и ненормальная изогнутость наружного слухового прохода, затрудняющие выведение серы наружу; в) ненормальные химические свойства серы: повышенная ее вязкость, клейкость, способствующая прилипанию серы к стенкам слухового прохода.
3. Инородные тела.Пребывание инородного тела в ухе даже в течение нескольких дней не может причинить вреда, поэтому ребенка с инородным телом следует при первой возможности доставить к врачу-специалисту.
4. При подозрении на наличие прободения барабанной перепонки промывание не производится.
Заболевания барабанной перепонки
Главная опасность при прободениях и разрывах барабанной перепонки - проникновение инфекции в барабанную полость с последующим развитием гнойного воспаления среднего уха.
1.Заболевания среднего уха
а) Катар среднего уха.Катар среднего уха наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основную роль в возникновении катара среднего уха у детей играют аденоидные разращения в носоглотке.
б) Острое воспаление среднего уха(острый средний отит). Симптомами острого воспаления среднего уха являются боль в ухе, понижение слуха, повышение температуры.
в)Хроническое воспаление среднего уха(хронический средний отит). Переходу острого отита в хроническую форму способствует тяжесть инфекции и общее ослабленное состояние организма. На поддержание воспалительного процесса в среднем ухе влияют заболевания носа и носоглотки: хронический насморк, полипы, аденоидные разращения и пр.
г) Отосклероз.Этим названием обозначают своеобразный процесс, развивающийся в костной капсуле ушного лабиринта и заключающийся в разрастании костной ткани в области ниши овального окна. В результате такого разрастания пластинка стремечка оказывается замурованной в овальном окне и лишается своей подвижности. Отосклероз является одновременно заболеванием среднего и внутреннего уха.
2.Заболевания внутреннего уха
а) Дефекты и повреждения внутреннего уха.К числу врожденных дефектов относятся аномалии развития внутреннего уха, имеющие различные формы. Наблюдались случаи полного отсутствия лабиринта или недоразвития отдельных его частей. В большинстве врожденных дефектов внутреннего уха отмечается недоразвитие кортиева органа, причем неразвившимся оказывается именно специфический концевой аппарат слухового нерва – волосковые клетки. К патогенным факторам относятся: воздействие на зародыш, интоксикация организма матери, инфицирование, травма плода, наследственное предрасположение. Степень нарушения слуховой функции при травмах внутреннего уха зависит от протяженности повреждения и может варьировать от частичной потери слуха на одно ухо до полной двусторонней глухоты.
б)Воспаление внутреннего уха (лабиринт).Воспаление внутреннего уха возникает вследствие: перехода воспалительного процесса из среднего уха; распространения воспаления со стороны мозговых оболочек; заноса инфекции током крови. При серозном лабиринте вестибулярная функция в той или иной мере восстанавливается, а при гнойном – в результате гибели рецепторных клеток функция вестибулярного анализатора полностью выпадает, в связи с чем у больного остается надолго или навсегда неуверенность в ходьбе, небольшое нарушение равновесия.
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.Методические особенности обучения двигательным действиям на уроках физической культуры у слабослышащих детей
Проблема исследования и оценки режимов двигательной активности остается по-прежнему актуальной, поскольку двигательная активность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.
Особую роль в этой проблеме играет аспект организации двигательного режима в течение учебного года. С началом обучения в школе объем двигательной активности учащихся снижается на 40-50% от привычного и необходимого для нормального уровня развития ребенка. В результате чего появляется необходимость разработки и научного обоснования рациональных режимов двигательной активности, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма и стабильный уровень здоровья современных школьников.
Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82-85% учеников находятся в статическом положении большую часть дня. У младших школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы занятий физическими упражнениями приходится лишь 1-3%.
Что же касается детей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих), проживающих в интернатах, то даже режимом заведения на занятия физическими упражнениями (включая прогулку на свежем воздухе) отводится только 12,5% времени.
Вопросу разработки режимов двигательной активности посвящено немало научных работ, однако до сих пор малоизученными являются сведения о нормативах двигательной активности глухих и слабослышащих школьников.
Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии. Резко сниженная или полностью отсутствующая функциональная деятельность слухового анализатора вызывает заторможенность центра двигательного анализатора, внешними признаками этого процесса является резкое ограничение двигательной активности детей с нарушениями слуха и их постоянный контроль над каждым своим движением.
Правильное физическое воспитание компенсирует физическое развитие и двигательную сферу школьников с нарушением слуха.
Анализ научных исследований, педагогические наблюдения и проведенные обследования физического состояния неслышащих детей дошкольного возраста выявили значительное отставание в показателях скоростно-силовых качеств и различных проявлениях координационных способностей.
Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности (бег, прыжки, метания) подтверждается двумя теоретическими положениями: 1) к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при проявлении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышения уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других (положительный перенос).
Методика скоростно-силовой направленностиучебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушений слуховой функции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается детьми через слух и зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными).Основные методы– игровой и соревновательный – включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий.
Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений. Из трех занятий в неделю по 30-40 мин (в зависимости от возраста) два отвести развитию преимущественно скоростно-силовых качеств, одно – коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции равновесия. Чтобы обеспечить безопасность, прыжковые упражнения проводятся на нестандартном оборудовании – дорожка из 10 цветных поролоновых кирпичиков высотой 12 см, длиной 50 см, свободно передвигаемых на необходимое расстояние. Прыжковые упражнения выполняются в основной части занятия. Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5-1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя. На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиками из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений. Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к физкультурным занятиям из них проводится с использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетную основу. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражнений на станции, их интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка. Время прохождения всех станций 4-5 мин, отдых между кругами 1-1,5 мин, количество кругов 1-3. Решение задач развития функции равновесия и коррекции вестибулярных нарушений целесообразно решать в одном занятии, отведя каждой из них приблизительно равное время – по 15 мин. Хорошо освоенные и безопасные упражнения (ходьба, стойки) сначала выполняются с открытыми глазами, затем с закрытыми (от 2 до 8-10 шагов). Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью. Упражнения в метании на точность с мячами разного диаметра, веса и материала являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора, так как приходится запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения, сохранять устойчивость, т.е. включать в работу различные сенсорные системы.
При проведении физкультурно-оздоровительных соревнований необходимо соблюдать ряд методических требований:
1) подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;
2) специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;
3) упражнения с изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
4) упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;
5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;
6) в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.
Особенности развития двигательной сферы глухих детей обусловлены в основном тремя факторами: функциональным нарушением некоторых физиологических систем, отсутствием слуха и недостаточным развитием речи. Несформированность моторики и особенности развития психических функций ставят слабослышащих детей в специфические условия. С потерей слуха значительно снижается объем речевой информации, которая участвует в формировании всех видов деятельности. Поэтому словесная речь является необходимым фактором при обучении физическим упражнениям и двигательным действиям в процессе физического воспитания, игровой и спортивной деятельности.
Включение речевого материала в содержание уроков физкультуры в школе глухих положительно влияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений, навыков и на развитие интеллекта глухого ребенка.
В процессе коррекционной работы большое внимание необходимо уделять развитию речи глухого ребенка. При этом она не должна сводится к количественному увеличению словаря, а овладению фонетикой и грамматикой языка. Обучение глухих детей - это обучение специфическому виду деятельности человека - речевой деятельности и речевым действиям, как ее составляющим. Нужно использовать связные высказывания, предметно-практические действия при составлении сюжетных текстов, составлять зарисовки, фигурки из пластилина, в виду их пластичности: можно придавать и наклоны, и приседания и т.д., что вызывает у глухих детей мотивированность, осознанность, проговаривание собственных действий, их интерес к составлению рассказов. Движение пальцев рук имеют особое значение, поскольку стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которой является ускоренное развитие речи ребенка.
При коррекции познавательной деятельности особое значение придается расширению сферы общения, использованию остаточного или частичного слуха. Это позволяет быстрее и с большим эффектом выйти из трудностей, обусловленных дефектом и вторичными нарушениями у аномального ребенка.
Необходимо использовать комбинированный способ изучения (словесно-наглядный), наиболее эффективный во всех возрастных группах. Обучение движениям должно быть организовано так, чтобы один учащийся объяснял выполнение упражнения и исправлял ошибки. В связи с такой активизацией деятельности второй сигнальной системы и усилением ее роли в выработке новых связей возрастает эффективность обучения, а навыки, которые сформировались, легче переносятся в новые условия.
На физкультурных занятиях с неслышащими младшими школьниками метод слова должен включать распоряжения, указания, команды, спортивную терминологию и спортивные жесты, которые ребенок может воспринимать как с индивидуальным слуховым аппаратом, так и на слух. Речевые инструкции должны быть краткими, произноситься в разговорном темпе, содержать необходимую информацию о названии движения, технике его выполнения и т.д. Они предъявляются устно или с помощью письменных табличек. Инструкции имеют сопроводительную функцию и применяются таким образом, чтобы не снижать моторной плотности занятия и способствовать выполнению основных задач АФК.
Задачи коррекции психофизического развития глухих детей успешно решаются в игровой деятельности с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастики, речевых и подвижных игр, где естественным образом активизируются эмоции и речь, быстрота реакции и координация движений, ориентировка в пространстве и равновесие, мелкая моторика и дыхание. Личная заинтересованность каждого ребенка и желание играть создают благоприятные условия для усвоения большого объема словесной информации, понимания и запоминания игровых действий, сюжета, ролей и т. п. Всю подготовительную работу осуществляет педагог, подбирая подвижные игры, коррекционные упражнения, приемы обучения и воспитания, стимулируя познавательную деятельность соответственно уровню психофизических возможностей глухих детей.
Результатом активной речевой методики является приобретение младшими школьниками опыта выполнения действий, в которых произвольная регуляция движений пальцев осуществляется преимущественно на основе кинестетических ощущений. Движения приобрели более плавный характер и приблизились к наглядному образцу, ослабилось напряжение пишущей руки. Занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой в сочетании с подвижными играми способствуют не только коррекции психофизического развития, но и создают предпосылки для развития речи и речевой моторики у глухих младших школьников.
Для повышения эффективности процесса обучения разработаны специальные речевые программы, касающиеся вопросов спортивной тренировки по легкой атлетике с глухими подростками по:
1. спортивной специальной терминологии;
2. наименованию спортивного инвентаря и оборудования;
3. биодинамическим терминам;
4. двигательным действиям;
5. понятиям о пространственных, временных, силовых параметрах движений;
6. структуре словесно-наглядных сообщений, связанных с измерительной аппаратурой;
7. структуре словесно-наглядных сообщений по бегу, прыжкам и метаниям;
8. словесным компонентам, содержащим информацию на слайдах, рисунках, таблицах, кинограммах, видеозаписях;
9. структуре словесно-наглядных сообщений, касающихся анализа техники и методики обучения легкоатлетическим упражнениям.
Глухие подростки 13-16 лет имеют ограниченный лексический запас. Поэтому обучение строилось в следующей последовательности:
- создание представления о понятиях спортивной терминологии;
- закрепление понятий спортивной терминологии вслед за их применением.
В качестве методических приемов использовались описание упражнения и его элементов, условия выполнения, показ техники упражнения, иллюстрация его с помощью различных наглядных пособий, выполнение упражнения в облегченных условиях. Словесная информация состояла из объяснений, методических указаний о названии и последовательности фаз выполнения движений, действий ног, рук, головы, туловища, рекомендации для самоконтроля и исправления ошибок. В процессе сообщений использовались все формы речи - устная, письменная, дактильная, жестовая. Словесные сообщения и разбор техники сопровождались проверкой понимания подростками учебного материала. Такой подход способствовал освоению спортивной техники, интенсификации учебно-тренировочного процесса, коррекции двигательных нарушений, осмыслению двигательной и речевой информации, обогащению специальной лексикой и фразеологией, активизации интеллектуальной деятельности глухих младших школьников.
2.2 .Методические особенности развитие физических качеств на уроках физической культуры у слабослышащих детей
Урок физической культуры является основной иобязательной формой физического воспитания. На урокеученикиполучают необходимыйминимумзнаний, умений инавыков, предусмотренныхпрограммой по физической культуре дляглухих детей, повышают уровеньсвоего физического развития.
Структура урокафизкультурывшколе включает 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач урока.
Программа состоитиз разделов: теоретические сведения, гимнастика с элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, плавание. Всего 70 часов.
Теоретические сведения сообщаются учащимся впроцессе изучения физических упражнений на уроке так, какэтисведения способствуют усвоению учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть навыками: впростейшем построении иперестроении; ходьбе, бега по прямой исизменением направленияискорости передвижения, лазания; перелезания; техникипрыжка иметания.
Обще развивающие гимнастические упражнения направлены на воспитание координации движений и развития двигательных качеств. Упражнения на формирование правильной осанки направлены на воспитание и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения, выполненные в воде, также способствуют формированию правильной осанки. В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение детей простейшей технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по ровной местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12С.
Подвижные игры позволяютсовершенствовать технику основных движений вболеесложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые способствуют развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков, лазания, перелезания. При организации и проведении всех видов физических упражнений, в том числе и подвижных игр, учитель по возможности должен постоянно находиться в поле зрения всех учащихся для того, чтобы они могли видеть сигналы, движения и речь учителя.
Речевой материал дается во времяизучения исовершенствованияупражнений ивключает всебя словарьи фразеологию. Оценка успеваемости на уроках физкультуры в начальной школе выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и за выполнение требований по программе.
Средства коррекциииразвития координационных способностей спомощью
скоростно-силовых упражнений
№
п/п
Упражнения
Коррекционная направленность
Прыжки
1.
Прыжкичерез предметы, расположенына одинаковом иразном расстоянии
Дифференцировка расстояния иусилий, глазомер, чувство ритма.
2.
Многоскоки (различные)
Согласование движений рукиног, чувстворитма, координациядвижений
3.
Прыжкина одной ноге (левой, правой)
Динамическое равновесие, согласованностьдвижений рукиног.
4.
Прыжкина двух ногахна подкидноймосту(батуте)
Преодоление чувства страха, дифференциация динамических ипространственных параметров, чувство ритма
5.
Прыжкина автомобильной покрышке
Преодоление чувство страха, дифференциация динамических и дифференциация, чувство ритма
6.
Прыжокв длинусместана максимальный результатина заданное расстояние.
Координация движений, дифференцированиепространственных идинамических усилий.
7.
Тоже сподкидного моста
Преодоление чувства, дифференцированиепространственных ивременныхпараметров
8.
Прыжокв длинусразбегана максимальный результатина заданное расстояние
Координация движений, Согласование движений рукиног, усвоение темпаиритма.
9.
Тоже сподкидного моста
Преодоление чувства страха, дифференцированиепространственных иритмическихпараметров
10.
Спрыгивание со скамейки, куба(10-30см) с приземлением в указанное место(при соблюдении техники безопасности)
Дифференцирование мышечных усилий, пространственных параметров движения
11.
Впрыгивание на гимнастические маты (высота 15-40 см)
Согласование движений рукиног, Дифференцирование мышечных усилий ипространственных параметров
12.
Прыжкис короткой идлиннойскакалкой (различные)
Динамическое равновесие, Согласование движений рук иног, чувстворитма
13.
Прыжоквверх споворотомна заданное расстояние
Дифференцирование мышечных усилий, пространственных параметров, Динамическое равновесие.
Бег
1.
Бег на 5, 10 м
Координация движений, Согласование движений рукиног.
2.
Бег по разметке (10 м)
Усвоениетемпа иритма, динамическое равновесие, дифференциация пространственных идинамических параметров.
3.
Бег черезкирпичики (высота 5-15 см)
Преодоление чувство страха, дифференцированиерасстояния, ритма
4.
Бег иизменением направленияпо сигналу
Концентрация внимания ,развитие слухового восприятия, дифференцирование пространственных параметров
5.
Бег по кругу (вправо-влево) сизменением диаметра круга
Дифференцирование мышечных усилий, динамическое равновесие, согласование движения рукиног
6.
Бег сразличных исходных положений (присед, сед, сед спиной кнаправлениюкдвижению, лежа)
Координация движений, Концентрация внимания, развитие слухового восприятия
7.
Бег по сигналу, догоняяпартнера
Концентрация внимания ,развитие слухового восприятия, пространственное дифференцирование
8.
Челночный бег 3*5 м
Ориентировка впространстве, Концентрация внимания
9.
Тоже спиной вперед
Ориентировка впространстве, Концентрация внимания, согласование движений рукиног
Метание
1.
Метание мешочка 200 г на дальность (правой и левой рукой)
Дифференцирование пространственных имышечных усилий, координациядвижений
2
Метание мешочка вгоризонтальную ивертикальную цель
Дифференцирование динамических параметров, мышечных усилий
3
Метание мешочка сверху, снизу, сбоку
Координация движений, Дифференцированиепространственных параметров
4.
Метание различных по весу идиаметровснарядов на дальностьивцель
Дифференцирование динамических параметров, Координация движений
Упражнения снабивным мячом (0,5-1 кг)
1
Толканиеот груди
Дифференцирование мышечных усилий, координациядвижений, согласование движений рукиног.
2
Бросокмяча из-за головы
3
Бросокмяча снизу
4
Бросокмяча из-за головы назад, стоя спиной кместу метания
5
Бросокмяча из-за головы ви.п. сидя ноги врось
6
Бросокмяча от грудиви.п. сидя ноги врось
7
Бросокмяча ногами вперед
8
Тоже ви.п. сидя упор руками сзади
9
Бросокмяча из-за головы в и.п. лежа на груди, локти на веси
10
Толканиемяча правой (левой) рукой
Комплекс упражнений дляразвития скоростно-силовых качеств, круговым методом для детей 6-7 лет
Содержание
Дозировка
Время отдыха между станциями, с
Станция 1.Бегна прямых ногах10 м
1раз
15-20
Станция 2. Выпрыгивание из полуприседа, сопровождая взмахомруквверх
6-8 раз
20-25
Станция 3.Поднимание прямых ногвверх, лежа на спине, руками держатьсяза нижнюю перекладинугимнастической лестницы
8-10 раз
25-30
Станция 4.Лазаньепо гимнастической лестнице вверх-вниз разноименным способом, руки согнуты
1 раз
20-25
Станция 5.Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры
8-10 раз
15-20
Станция 6. Прыжки черезгимнастическую скамейку, стоя бокомипродвигаясьвперед по всей длине
4-8 прыжков
25-30
Станция 7.Лежа на животе, руки впередипрямые, поднимание набивногомяча вверх
6-8 раз
35-50
Комплекс прыжковыхупражнений дляразвития скоростно-силовыхкачеств
№
п/п
Содержание
Количество подходов
1.
Прыжкина двух ногахчерезпоролоновыекубики
2-3
2.
Прыжкибоком(правым, левым) на двух ногах через поролоновые кирпичики
1-2
3.
Прыжкина правой, левойноге
1-2
4.
Прыжкина двух ногахчерезкирпичики, составленные по два
2-3
5.
Прыжкина двух ногахчерезкирпичики, составленные по три
2-3
6.
Прыжкина двух ногахчерезкирпичики, составленные по четыре
1-2
7.
Прыжкина двух ногахчерезкирпичики, составленные друг на другапо два
2-3
8.
Прыжкина двух ногахчерезкирпичики, составленные друг на другапо три
1-2
9.
Подскокина двух ногахна автомобильныхшинах
2-3
Заключение
В данной работе были рассмотрены особенности физического развития, физического здоровья и двигательной активности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха разной степени.
После знакомства с мнениями различных авторов пособий по физическому воспитанию слабослышащих и глухих младших школьников, сделаны следующие выводы:
1. Анализ режима дня детей с ослабленным слухом показывает, что их двигательная активность на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников.
2. При выполнении дозированной физической нагрузки организм слабослышащих детей адаптируется хуже, чем у здоровых школьников такого же возраста. Это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления (дольше, чем у здоровых на 15%).
3. Использование в качестве параметров двигательных режимов младших школьников с нарушением слуха индексов физической активности позволяет косвенно оценить энергостоимость мышечных усилий разной интенсивности и расширить представления о взаимосвязи двигательной активности с уровнем физического состояния.
4. Значения параметров двигательной активности у мальчиков и девочек 8 - 10 лет, с нарушением слуха, определялись уровнем физического состояния: для школьников с низким и ниже среднего уровнем в структуре целенаправленной и произвольной двигательной активности преобладали энергозатраты на двигательные действия средней интенсивности (индекс физической активности среднего уровня); у школьников со средним и выше среднего уровнями - суммарные энергозатраты на мышечные усилия средней и высокой интенсивности (ИФА среднего и высокого уровня).
5. В качестве оптимального для слабослышащих детей младшего школьного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемость.
6. В процессе подачи информации использовать все виды речи-устную, письменную, жестовую.
И, наконец, традиционно сложившаяся система физического воспитания молодёжи в школе для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся.
Проанализировав полученные данные пришли к заключению, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффективному росту силовых качеств учащихся, но и двигательной подготовленности в целом.
Список литературы
1. Бабенкова Р.Д., Трофимова Г.В. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях // Методические рекомендации. – М., 1973. – 32 с.
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Педагогика, 1963. – 215
3. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1991. – 120 с.
4. Хода Л.Д., Звездин В.К. Физическая реабилитация глухих детей 4-7 лет Республики Саха (Якутия). – Нерюнгри, 2001. – 160 с.
5. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 145 с.
6. Электронная версия журнала Адаптивная физическая культура, статья Режимы двигательной активности глухих и слабослышащих детей, обучающихся в спец-интернате, Фандикова Л.А.Национальный университет физического воспитания и спорта Украины. 2006.
7. .Страна глухих http://www.deafworld.ru/.нарушения
8 .Сайт Реабилитационного центра для детей с нарушением слуха:
www. permonline.ru
9.Боскис Р.М. Глухие ислабослышащиедети.- М: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - С.3-45.
10.Выготский Л.С. О развитии речи глухих // Дефектология. - 1994. - № 4. - С.88-90.
11.Изучение слабослышащих детей в процессе обучения: Сб. / Под ред. Р.М. Боскис. - М.: Педагогика, 1972. - 192 с.
12.Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В.Розановой. - М.: Педагогика, 1991. - 174 с.
13.Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М., 1987.
14.Теория и организация адаптивной физической культуры Том2. Под общей ред. проф. С.П. Евсеева.- М.- Советский спорт, 2005.
15.Частные методики адаптивной физической культуры. Под общей ред. проф. Шапкова Л.В. М.: Советский спорт, 2007.- с.62-91
16.Бажуков С.М.Здоровьедетей–общая забота. –М.: Физкультураиспорт,1987.
17.Голощекина М.П.Средстваиформы с детьми по развитию движения – М.: Физкультура и спорт, 1975.
18. Программа пофизическойкультуредля глухихдетей1 –3 классов–
Курган, 1983.
19.Основы логопедии:Учебноепособиедля студентовпедагогических
институтовпо специальности Педагогика и психология дошкольников.
ФишечеваТ.Б., Чевелева Н.А., ЧиршинаГ.В. –М.: Просвещение, 1989.
20. Основы методикифизическоговоспитания школьников: Учебное пособие под редакцией Минаева Б.Н., Шиян Б.М. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
21.Методические рекомендации в помощь педагогическому всеобучу родителей; физическое воспитание школьника в семье /Составил А.А. Шадрин. – Курган, 1986.
22.Фомин Н.А., ФилинВ.П.Возрастныеосновы физическоговоспитания.
23.Развитие слухаудетей:Учебное пособие для педагогических институтов
/Подредакцией КузьмичеваЕ.П.–М.: Педагогика,1984.
24.Сурдопедагогика: Учебноепособиедляпедагогических институтов /Под
ещение, 1963.
25. Сурдопедагогика: Учебное пособие для педагогических институтов
/Подредакцией НикитинаМ.И.–М.: Просвещение, 1989.
26.Физкультурно-оздоровительная работа в школе /Под редакцией
Шлемина А.М. – М.: Просвещение, 1988.
27.Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Подред. Т.В. Розановой; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1991.-176 с.: ил.28.Ю.А. Пеганов, А.Г. Спицин Дефектология.-1998.-№2, март-апрель. ”Способы повышения уровня физической подготовленности глухих ислабослышащих старших школьников”
29.Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. Я не хочу молчать!:Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 112 с.: ил.30.Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. Произношение: школа глухих. – М.:Просвещение, 1989. – 175с.: ил.31.А.И. Дьячков. Системы обучения глухих детей. – М.: Изд-воакадемии пед. наук РСФСР, 1981. – 241с.32.Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И.Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с.33.Учебный план на 2001-2002 год, специально-коррекционной(общеобразовательной) школы первого вида №1, г. Улан-Удэ.34.Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед.ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Подред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989.-384с.
Всем, кто учится//сайт: www.alleng.ru
Приложение 1.
Строение уха
1-наружное ухо;2-среднее ухо;3-барабанная перепонка;4-внутреннее ухо, лабиринт
5- евстахиева труба.
Приложение 2.
Игры на прогулках.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ. Играющие становятся вкругупарами. Расстояние междупарами 1 – 2 м. Назначаются двое водящих: один убегает, другой – догоняет. Убегающий встает перед одной из пар, задний игрок которой быстро убегает. Если водящий/догоняющий останавливает, они меняются ролями.
КОШКАИМЫШКА. Играющие становятся вкругу, взявшись за руки. Круг замкнут, в двух противоположных метрах – ворота. Один из играющих – мышка находится в кругу, другой – кошка, за кругом. Кошка должна поймать мышку. Причем она может попасть в круг или выбраться из него только через ворота. Мышке, напротив, разрешено покидать круг под руками игроков. В этой игре кошка и мышка должны часто меняться.
ПРОСТЫЕСАЛКИ. Всеиграющие свободно располагаются на площадке. Назначается водящий. По сигналу водящий пытается осалить одного из игроков. Осаленный игрок становится водящим. Если игроков очень много, то выбирается несколько водящих.
ПЯТНАШКИ. Основное положениеиграющих на носках, ноги полусогнутые, пяткии колени соединены, спина прямая, руки к плечам, голова прямо. Принявшего такое положение осаливать нельзя. Водящий старается догнать и осалить того, кто не успел принять своего основного положения.
Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В.Розановой. - М.: Педагогика, 1991. - 174 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897)
2