Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности формирования читательской грамотности | Фоменко Людмила Евгеньевна. Работа №339641

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья анализирует особенности формирования читательской грамотности у учащихся на уроках литературы в условиях современного образовательного процесса. Автор акцентирует внимание на значении критического мышления, анализа текстов и интерпретации литературных произведений для развития читательских навыков. Обсуждаются методы и техники, способствующие повышению уровня читательской грамотности среди школьников.

Ключевые слова: читательская грамотность, уроки литературы, критическое мышление, анализ текстов.

 

Формирование читательской грамотности является одной из важнейших задач современного образования, особенно на уроках литературы. Введение в проблему читательской грамотности – это первоначальный этап, на котором ученики знакомятся с основными понятиями и принципами развития навыков чтения и анализа литературных произведений. Этот этап направлен на формирование интереса к чтению, развитие критического мышления и умения анализировать тексты.

Особенности формирования читательской грамотности на современных уроках литературы

 

Фоменко Людмила Евгеньевна, учитель литературы

ГБОУ «СШ 2 г.о. Снежное, ДНР

 

 

Аннотация. Статья анализирует особенности формирования читательской грамотности у учащихся на уроках литературы в условиях современного образовательного процесса. Автор акцентирует внимание на значении критического мышления, анализа текстов и интерпретации литературных произведений для развития читательских навыков. Обсуждаются методы и техники, способствующие повышению уровня читательской грамотности среди школьников.

Ключевые слова: читательская грамотность, уроки литературы, критическое мышление, анализ текстов.

 

Формирование читательской грамотности является одной из важнейших задач современного образования, особенно на уроках литературы. Введение в проблему читательской грамотности – это первоначальный этап, на котором ученики знакомятся с основными понятиями и принципами развития навыков чтения и анализа литературных произведений. Этот этап направлен на формирование интереса к чтению, развитие критического мышления и умения анализировать тексты.

Современные уроки литературы играют важную роль в формировании читательской грамотности у школьников. Они способствуют развитию навыков чтения и глубокого понимания текста. На уроках литературы обучающиеся не только читают произведения, но и анализируют их содержание, строение, стиль и художественные особенности. Работа с текстом на уроках литературы помогает учащимся узнавать авторов, их творческие особенности, исторический контекст произведений. В результате этого формируются умения различать основные жанры, стили и направления в литературе, а также адекватно оценивать художественные ценности произведений. Учителя литературы также помогают школьникам развивать критическое мышление, умение анализировать и критически оценивать тексты, сопоставлять различные точки зрения и высказывать свои собственные мысли по поводу прочитанного. Благодаря современным урокам литературы школьники улучшают свои коммуникативные навыки, обогащают свой словарный запас, учатся точно и выразительно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Для эффективного формирования читательской грамотности на современных уроках литературы используются разнообразные методы и приемы. Один из ключевых способов - анализ текстов различных жанров и эпох. Ученики изучают произведения классиков и современных авторов, разбирают структуру произведения, выделяют ключевые моменты и особенности. Также используется метод аналогий и сравнений, когда ученикам предлагается сопоставлять различные произведения, находить общие темы и мотивы, а также проводить параллели с собственным опытом и жизнью.

Другим важным методом является развитие критического мышления и способности анализировать произведения литературы. Ученикам предлагается высказывать собственное мнение о произведениях, обосновывать свою точку зрения, аргументировать свои выводы. Также важным моментом является использование технологий и интерактивных методов обучения - использование видеоматериалов, аудиозаписей, интерактивных заданий, дискуссий и проектной деятельности.

Таким образом, использование разнообразных методов и приемов на уроках литературы способствует более эффективному формированию читательской грамотности у учащихся, позволяет им развивать критическое мышление, аналитические навыки и способность к творческому восприятию литературных произведений.

Результаты и перспективы развития читательской грамотности на уроках литературы свидетельствуют о значительном влиянии качественного чтения на интеллектуальное и культурное развитие учащихся. Исследования показывают, что систематическое изучение литературы способствует формированию критического мышления, эмоциональной эрудиции и развитию творческих способностей учащихся. Одним из результатов обучения литературе является повышение уровня грамотности и культуры речи учеников, что положительно сказывается на их общей успеваемости в школе.

Важными перспективами развития читательской грамотности на уроках литературы являются интеграция современных технологий в учебный процесс, создание интерактивных форм работы с текстом, развитие проектной деятельности и использование дифференцированных методов обучения. Это позволит учителям более эффективно привлекать внимание учащихся к изучаемым произведениям, стимулировать интерес к чтению и развивать у них критическое мышление.

Методика работы с учебными материалами также играет важную роль в формировании читательской грамотности учащихся. Применение современных подходов к анализу текстов, использование разнообразных форм аудирования, обсуждения и интерпретации произведений литературы способствует более глубокому восприятию содержания и формы текстов. Это, в свою очередь, способствует развитию литературного вкуса, критического мышления и творческих способностей учащихся.

 

Список литературы

Ибрагимова Р.Э. Формирование читательской грамотности младших школьников [Текст] / Р.Э. Ибрагимова. - Стерлитамак: Башкирский государственный университет, 2013. - 75 c;

Кузнецова М.И. Диагностика читательской грамотности школьников: инструментарий и результаты [Текст] / М.И. Кузнецова // Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - М., 2017. - C. 493-502;

Пинская

М.А.

,

Тимкова

Т.В.

, Обухова

О.Л.

.

Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? Журнал Вопросы Образования, Nº2 C. 101

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×