Особенности формирования эмоционально-волевой сферы детей с УО | Арзы Тархан Эскендер къызы . Работа №336258. Номер работы: №336258
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Статья посвящена изучению эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсалостью. На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью. На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью.
УДК 376
Тархан А.Э., студентка 2 курса
Якубова Ф. Р., преподаватель кафедры СДО
Кафедра специального (дефектологического) образования
ГБОУ РК КИПУ «Крымский инженерно-педагогический университет»
Имени Февзи Якубова
г. Симферополь, Российская Федерация
arzy777queen@gmail.com
Теоретический аспект особенностей эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью
Theoretical aspect of the characteristics of the emotional-volitional sphere of children with mental retardation
Аннотация: Статья посвящена изучению эмоционально-волевой сферы младшего школьного возраста с умственной отсталостью. На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, умственная отсталость.
Abstract: The article is devoted to the study of the emotional-volitional sphere of primary schoolchildren with mental retardation. Based on the analysis of general and special psychological and pedagogical literature, the features of the emotional-volitional sphere of primary schoolchildren with mental retardation are considered.
Keywords: emotional sphere, emotions, mental retardation.
В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества. Совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода. В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития.
Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью являлись объектом изучения таких исследователей: Г.М. Бреслав, В.В. Воронкова, Л.Я. Гозман, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Л.И. Макадей, Ж.И. Намазбаева, Ж.И. Шиф и другие [2; 3; 6; 9; 14; 19; 21].
Исследователи ставили перед собой задачу выявить и описать особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью. В своих исследованиях они обращали внимание на различные аспекты этой сферы, такие как эмоциональная регуляция, эмоциональная выразительность, мотивационная сфера, саморегуляция и воля.
Г.М. Бреслав изучал особенности эмоциональной регуляции младших школьников с умственной отсталостью. Он обнаружил, что у них часто наблюдается недостаточное развитие навыков эмоциональной регуляции, что может приводить к эмоциональным вспышкам или непропорциональным реакциям на ситуации [2].
В.В. Воронкова и Л.Я. Гозман изучали эмоциональную выразительность младших школьников с умственной отсталостью. Они отметили, что эти дети часто испытывают трудности в выражении своих эмоций и имеют ограниченный эмоциональный репертуар [3; 6].
Ж.И. Намазбаева и А.В. Запорожец исследовали мотивационную сферу младших школьников с умственной отсталостью. Они обнаружили, что у этих детей могут быть проблемы с формированием мотивации к учебной деятельности и выполнению заданий [9; 21].
Исследователь Я.Л. Коломинский изучал саморегуляцию младших школьников с умственной отсталостью. Он отметил, что эти дети могут испытывать трудности в контроле своих эмоций и поведения, что может приводить к проблемам в адаптации в социальной среде [14].
Л.И. Макадей и Ж.И. Шиф также изучали эмоционально-волевую сферу младших школьников с умственной отсталостью и пришли к выводу, что эти дети нуждаются в индивидуализированном подходе к развитию эмоционально-волевой сферы, а также в поддержке и помощи со стороны педагогов и родителей [19; 24].
Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее.
Без знания механизмов формирования эмоциональной сферы умственно отсталых детей, без учёта специфики эмоциональных проявлений школьников с лёгкой умственной отсталостью невозможно качественно выстроить учебно-воспитательный процесс для него.
По мнению Л.С. Выготского, природу умственной отсталости следует объяснить из взаимосвязи и соотношений интеллектуальной и эмоционально стороны. У умственно отсталых детей роль чувств особенно высока, так как даже процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения. Обучение и воспитание должны опираться на чувства, и только тогда они достигнут цели [5].
Незрелость в эмоционально-волевой сфере у детей с умственной отсталостью ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности.
Перечислим основные особенности эмоционально-волевой сферы.
Для эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференцированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя» [16, c. 30].
Отмечается неустойчивость настроения и эмоций, быстрая их смена, лёгкое возникновение эмоционального возбуждения и плача, иногда – немотивированных проявлений аффекта.
Дети с умственной отсталостью часто имеют ограниченный спектр эмоций и трудности в их выражении. У них часто наблюдается недифференцированность чувств, что означает, что они испытывают только крайние состояния удовольствия или неудовольствия, их эмоциональные реакции возникают только при явных воздействиях внешних стимулов.
У таких детей характерна неустойчивость настроения и эмоций, быстрая смена эмоций и общего настроения. Они могут легко впадать в эмоциональное возбуждение или начать плакать без явных причин. Иногда они проявляют незамотивированный аффект, то есть неадекватные эмоциональные реакции, которые не соответствуют ситуации [15].
Важно отметить, что эмоциональные трудности умственно отсталых детей могут быть вызваны их ограниченным кругом коммуникативных навыков и возможностей восприятия. Ранняя специальная помощь и поддержка в развитии эмоциональной сферы могут быть важными для этих детей.
У детей с умственной отсталостью часто бывают неадекватные проявления эмоций и чувств. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий [19].
У ребёнка с умственной отсталостью очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка с умственной отсталостью не происходит формирование социальных чувств [24].
К основным причинам незрелости эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью В.В. Воронкова относит: недостаточность интеллекта, затрудненный процесс формирования социальных потребностей и неблагоприятные условия воспитания. Недостаточность интеллекта, по ее мнению, приводит, во-первых, к неадекватности эмоционального реагирования на ситуации, недоступные пониманию ребенка, а во-вторых, к неспособности осознавать собственные эмоциональные проявления и состояния и управлять ими. Несформированность или поверхностность социальных потребностей, которые характерны при умственной отсталости, усложняют процесс развития чувств [3, c. 34].
Н.Л. Кряжева в своих научных трудах отмечала: «Эмоции умственно отсталых детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительные, однообразные. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут понимать смысл поведенческих реакций, окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются возбудимость, агрессивность, нарушение самооценки» [12, c. 39].
Формирование эмоциональной сферы умственно отсталых школьников в большей степени определяется внешними условиями, важнейшими из которых является специальное обучение и правильная организация всей жизни детей. Поэтому педагогу необходимо систематически проводить коррекционно-развивающую работу по гармонизации эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся. При таких условиях присущие этим ученикам импульсивные проявления обиды, злости, радости и т.д. постепенно сглаживаются под влиянием коррекционного обучения и воспитания. У детей появляется осознание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное построение поведения, необходимые для их успешной социальной адаптации [12].
Поэтому очень важно, опираясь на специфику и особенности эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению ее нарушений, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, его потребности и мотивы поведения. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально-трудовой адаптации в его дальнейшей жизни.
А.Н. Смирнова подчеркивала то, что «нарушения эмоционально-волевой сферы негативно сказывается на всей деятельности ребенка, а именно на работоспособности; создает проблемы в обучении (пассивное восприятие информации, нарушение навыков контроля и самоконтроля); способствует развитию поведенческих нарушений и тому подобное. Все это свидетельствует о необходимости поиска путей коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у умственно отсталых учеников, развития их интеллектуальных способностей, укрепление адаптационных свойств их личности» [28, c. 60].
Очень важное значение для формирования эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребенка имеет личность учителя. От его педагогического мастерства зависит формирование эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка.
Психологи Ж.И. Шиф и Т.Н. Головина в книге «Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе» отмечали, что одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы умственно отсталых учеников являются экскурсии в музеи, театры, кинотеатры, а также на природу [24, c. 42].
Произведения изобразительного и музыкального искусства учат понимать различные человеческие эмоции, как положительные, так и отрицательные, а также помогают формировать чувство прекрасного, радости, сострадания и тому подобное.
Важно подчеркнуть, большую эмоциональную значимость имеют такие музыкальные элементы, как тональность, ритм: они способны вызвать у ребенка состояние адекватного характера раздражителя: мягкие ритмы успокаивают, подвижные – активизируют, придают эмоционального тонуса, пульсированные ритмы вызывают негативные эмоции; минорные тональности вызывают депрессивный эффект, а мажорные-приподнятый, радостный.
Работа по формированию эмоций у умственно отсталых младших школьников однозначно дает результаты, однако такая работа должна проводиться, начиная с раннего возраста, систематически и длительно.
Стоит отметить важную роль природы в формировании эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся. Непосредственное восприятие мира природы эмоционально влияет на детскую психику, вызывает у учеников радость, восхищение, удивление.
Результатом взаимодействия ребенка и природы являются положительные эмоциональные реакции детей, они с желанием участвуют в трудовой деятельности, связанной с объектами природы; проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям; пытаются контролировать поведение и поступки окружающих людей, наносящих вред природе [33].
Как известно, что умственно отсталым детям присущи агрессия, недовольство и злость. Закреплению этих эмоций способствует неправильное и неадекватное отношение родителей к ребенку, а также частые конфликты в семье. Поэтому задача педагога проводить индивидуальную работу с родителями с целью создания благоприятной психологической атмосферы для эмоционального развития ребенка. Важно убедить родителей в необходимости поддерживать психологический комфорт в семье, стимулировать и оценивать любые положительные эмоции их ребенка [34].
Таким образом, младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт с взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка часто совсем не возникает. Школьники часто негативно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога. Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. Работа по формированию эмоционально-волевой сферы способствуют не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но играет существенную роль в развитии и воспитании личности умственно отсталого ребенка в целом. Только при условии коррекционно направленной работы, умственно отсталый ребенок учится понимать эмоциональные реакции и адекватно применять их в определенных ситуациях.
Список использованных источников
Акчурина, Э.Н. Экспериментальное исследование эмоционально - волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью / Э.Н. Акчурина // E-
Scio
. 2020. №3 (42). – С. 1–7.
Бреслав
, Г.М. Психология эмоций: Учеб. пособие / Г.М.
Бреслав
. – М.: Смысл: Академия, 2014. – 544 с.
Воронкова, В.В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей: Учебник / В.В. Воронкова. – М.: Гардарика, 2017. – 432 с.
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008. – 133 с.
Выготский, Л.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2015. – 480 с.
Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М. МГУ, 2017. – 174 с.
Гурьева, В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. / В.А. Гурьева. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2016. – 208 с.
Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 318 с.