Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности формирования функциональной грамотности у детей с умственной отсталостью: ключевые подходы | Фукалова Светлана Алексеевна. Работа №347527

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Формирование функциональной грамотности у детей с умственной отсталостью представляет собой важную задачу в системе специального образования. Эта статья направлена на рассмотрение особенностей и ключевых подходов к развитию функциональной грамотности у данной категории детей. Описаны основные аспекты, такие как необходимость создания доступной образовательной среды, использование индивидуальных подходов, а также применение активных методов обучения. Рассмотрены примеры практических занятий, которые помогают детям осваивать навыки, необходимые для повседневной жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, умственная отсталость, специальное образование, индивидуальный подход, активные методы обучения, доступная образовательная среда.

Особенности формирования функциональной грамотности у детей с умственной отсталостью: ключевые подходы

 

Фукалова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов

Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Шарьинская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Аннотация. Формирование функциональной грамотности у детей с умственной отсталостью представляет собой важную задачу в системе специального образования. Эта статья направлена на рассмотрение особенностей и ключевых подходов к развитию функциональной грамотности у данной категории детей. Описаны основные аспекты, такие как необходимость создания доступной образовательной среды, использование индивидуальных подходов, а также применение активных методов обучения. Рассмотрены примеры практических занятий, которые помогают детям осваивать навыки, необходимые для повседневной жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, умственная отсталость, специальное образование, индивидуальный подход, активные методы обучения, доступная образовательная среда.

 

Формирование функциональной грамотности у детей с умственной отсталостью – задача, требующая внимательного и индивидуального подхода. Функциональная грамотность включает в себя не только базовые навыки чтения и письма, но и умение применять знания в различных жизненных ситуациях. Учитывая особенности развития таких детей, учителям необходимо разрабатывать программы, адаптированные под их нужды.

Одной из главных особенностей работы с детьми с умственной отсталостью является создание доступной образовательной среды. Важно, чтобы учебное пространство было максимально комфортным и мотивирующим. Это включает в себя не только физическую доступность, но и эмоциональную поддержку. Дети должны чувствовать себя уверенно и спокойно, чтобы успешно осваивать новые знания. Для этого можно использовать различные визуальные и тактильные материалы, которые помогут детям лучше воспринимать информацию. Например, при обучении чтению можно применять картинки, карточки со словами и простые книги с иллюстрациями, что сделает процесс обучения более наглядным и интересным.

Индивидуальные подходы также играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности. Каждый ребенок с умственной отсталостью имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому важно учитывать их индивидуальные особенности при разработке учебного плана. Это может проявляться в создании индивидуальных заданий, которые соответствуют уровню развития ребенка. Например, для детей, которые испытывают трудности с восприятием текста, можно использовать короткие и простые предложения, дополненные картинками. Важно также учитывать интересы и увлечения детей. Например, если ребенок увлекается животными, занятия можно строить вокруг этой темы, используя книги и задания, связанные с животным миром.

Активные методы обучения являются важным инструментом в формировании функциональной грамотности. Игровые методы, ролевые игры и практические задания могут значительно повысить мотивацию детей к обучению. Например, в процессе ролевой игры дети могут разыгрывать сценарии из повседневной жизни, такие как покупки в магазине или посещение врача. Это не только помогает развивать навыки общения, но и учит применять знания на практике. Такие занятия делают процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Работа в группах также способствует развитию функциональной грамотности. Взаимодействие с другими детьми помогает развивать социальные навыки и учит работать в команде. Например, можно организовать групповое задание, где дети совместно создают проект, используя различные материалы. Это может быть, например, создание плаката о здоровье или экологии. В процессе работы дети учатся делиться мнениями, предлагать идеи и принимать во внимание точку зрения других.

Важно отметить, что успех формирования функциональной грамотности у детей с умственной отсталостью зависит от тесного взаимодействия между учителями, родителями и специалистами. Родители играют ключевую роль в поддержке обучения своих детей. Они могут продолжать обучать и развивать функциональную грамотность в домашних условиях, создавая условия для практики навыков. Важно, чтобы родители были вовлечены в процесс обучения, получали рекомендации от учителей и активно участвовали в занятиях.

Кроме того, использование современных технологий может значительно улучшить процесс формирования функциональной грамотности. Специальные образовательные программы и приложения для мобильных устройств могут сделать обучение более интерактивным и интересным для детей. Например, игры, развивающие логическое мышление и навыки чтения, могут быть полезными для детей с умственной отсталостью, так как они позволяют учиться в игровом формате.

В заключение, формирование функциональной грамотности у детей с умственной отсталостью требует комплексного подхода, включающего создание доступной образовательной среды, применение индивидуальных методов обучения и активных методов, а также вовлечение родителей в процесс. Учителям необходимо использовать разнообразные ресурсы и подходы, чтобы помочь детям развивать необходимые навыки для успешной жизни. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и успех зависит от способности учителей адаптировать свои методы в соответствии с потребностями каждого ребенка. Учитывая эти аспекты, учителя могут создать условия для успешного формирования функциональной грамотности у детей с умственной отсталостью, что позволит им более уверенно чувствовать себя в обществе и справляться с жизненными вызовами.

 

 

Список литературы

Мелешкина М.С. Возможности развития навыков смыслового чтения и понимания текста у младших школьников с умственной отсталостью как одного из компонентов функциональной грамотности // Проблемы современного педагогического образования.

2020. №67-4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-razvitiya-navykov-smyslovogo-chteniya-i-ponimaniya-teksta-u-mladshih-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu-kak-odnogo-iz

Ногаева

С. З. Функциональная грамотность - основное направление повышения качества образования //

Science

Time

. 2022. №8 (104).

Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования: программы, методические рекомендации / Виноградова Н. Ф., Кузнецова М. И.,

Рыдзе

О.А.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.

:

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 70 с.

Шаринец

Н.С. Теоретические основы формирования функциональной грамотности лиц с интеллектуальной недостаточностью //

Веснік

МДПУ

імя

І. П.

Шамякіна

.

2014. №1 (42). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-lits-s-intellektualnoy-nedostatochnostyu

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×