Название статьи:
Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе | Янина Екатерина Юрьевна. Работа №273405
Дата публикации:
04.06.2021
Автор:
Янина Екатерина Юрьевна
Описание:
Автор: Янина Екатерина Юрьевна
В данной статье Вы можете ознакомиться с особенностями формирования грамматических понятий у младших школьников.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Понятие – одна из форм мышления, форм отражения материальной действительности. Но понятие не просто форма отражения действительности. Оно является такой формой отражения, которая раскрывает сущность вещей, внутренние, коренные, определяющие свойства предметов, их внутреннюю противоречивую природу [3].
Усвоение любого понятия означает, что человек, им владеющий, не только может им пользоваться в учебной или практической деятельности, но и понимает взаимосвязи и отношения между этим понятием и другими понятиями, знает то место, которое занимает усвоенное понятие в иерархии понятий изучаемой области знания. Знание взаимосвязей между понятиями может быть актуализировано в процессе создания определений понятия [5].
В процессе изучения каждого учебного предмета младшие школьники усваивают определенную систему понятий, например, в курсе Русский язык начинаются лингвистические понятия, а в рамках данного исследования рассматриваются вопросы формирования грамматических понятий.
Грамматическое понятие – результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т.п. Иначе говоря, сам первичный материал, на основе которого создано человеком грамматическое понятие, достаточно абстрактен.
Указанное свойство грамматических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений, направленных на формирование вполне определенных умственных умений и комплекса лингвистических представлений и знаний. Результативность формирования понятия у младших школьников находится в прямой зависимости от степени развития абстрагирующей деятельности их мышления [1].
Этапы формирования грамматических понятий определены в трудах М.Т.Баранова, М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой и других. По мнению ученых, усвоение младшими школьниками грамматических понятий представляет собой длительный, сложный процесс. При организации работы над понятием рекомендуется учитывать лингвистическую сущность изучаемого понятия, психолого-дидактические особенности процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленность речевого и умственного развития учащихся, а также роль грамматических знаний в речевой практике.
Изучение грамматике должно развивать у детей познавательные способности, умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, объяснять и доказывать [4].
В процессе школьного обучения обучающийся переходит от донаучного мышления к научному, т.е. у него изменяются не знания, а общая оперативная схема мышления, другими словами – меняется один тип мышления на другой. Поэтому задача образования, следовательно, и учителя не обучение тем или иным знаниям учащихся, а изменение принципов мышления.
В настоящее время проблема формирования грамматических понятий рассматривается в контексте новых требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования.
Прежде чем осуществить процесс формирования грамматического понятия учителю необходимо спроектировать ориентировочную основу мыслительного и практического действия, и понять, какие необходимо развивать желаемые свойства действия субъекта. Чтобы сформировать ориентировочную основу, нужно иметь в виду модель заданного действия, форму представления действия, т.е. какое оно должно быть в результате освоения. Поэтому нужно последовательно выделить действия:
1) результат (учебная задача) достижения;
2) действие (учебные действия, операции), которое позволит получить результат с его показателями [2].
Таким образом, грамматические понятия – это понятие, в которых в обобщенном виде отражены существенные признаки языковых явлений. Осуществляя процесс усвоения грамматического понятия, учитель с учащимися осуществляет качественное изменение своих знаний и уровня метапредметных действий.
Список литературы и источников:
БогоявленскийД.Н. Усвоение грамматических понятий / Д.Н.Богоявленский – Москва: Просвещение, 1977 – 307 с.
ПодзороваС.В. Формирование грамматических (языковых) понятий младших школьников как основа развития метапредметных действий [Электронный ресурс] / С.В.Подзорова – Режим доступа: https://vk.com/doc47784206_591442757?hash=cff7f11dd9c777f371&dl=5f1586c53352ebe609
Понятие // Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов. – Москва: Азбуковик, 1997. – 561 с.
РамзаеваТ.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г.Рамзаева, М.Р.Львов. – Москва: Просвещение, 1979. – 431 с.
УсоваА.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В.Усова. ‒ Москва: Педагогика, 1986. ‒ 176 с.
Скачать работу
Понятие – одна из форм мышления, форм отражения материальной действительности. Но понятие не просто форма отражения действительности. Оно является такой формой отражения, которая раскрывает сущность вещей, внутренние, коренные, определяющие свойства предметов, их внутреннюю противоречивую природу [3].
Усвоение любого понятия означает, что человек, им владеющий, не только может им пользоваться в учебной или практической деятельности, но и понимает взаимосвязи и отношения между этим понятием и другими понятиями, знает то место, которое занимает усвоенное понятие в иерархии понятий изучаемой области знания. Знание взаимосвязей между понятиями может быть актуализировано в процессе создания определений понятия [5].
В процессе изучения каждого учебного предмета младшие школьники усваивают определенную систему понятий, например, в курсе Русский язык начинаются лингвистические понятия, а в рамках данного исследования рассматриваются вопросы формирования грамматических понятий.
Грамматическое понятие – результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т.п. Иначе говоря, сам первичный материал, на основе которого создано человеком грамматическое понятие, достаточно абстрактен.
Указанное свойство грамматических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений, направленных на формирование вполне определенных умственных умений и комплекса лингвистических представлений и знаний. Результативность формирования понятия у младших школьников находится в прямой зависимости от степени развития абстрагирующей деятельности их мышления [1].
Этапы формирования грамматических понятий определены в трудах М.Т.Баранова, М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой и других. По мнению ученых, усвоение младшими школьниками грамматических понятий представляет собой длительный, сложный процесс. При организации работы над понятием рекомендуется учитывать лингвистическую сущность изучаемого понятия, психолого-дидактические особенности процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленность речевого и умственного развития учащихся, а также роль грамматических знаний в речевой практике.
Изучение грамматике должно развивать у детей познавательные способности, умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, объяснять и доказывать [4].
В процессе школьного обучения обучающийся переходит от донаучного мышления к научному, т.е. у него изменяются не знания, а общая оперативная схема мышления, другими словами – меняется один тип мышления на другой. Поэтому задача образования, следовательно, и учителя не обучение тем или иным знаниям учащихся, а изменение принципов мышления.
В настоящее время проблема формирования грамматических понятий рассматривается в контексте новых требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования.
Прежде чем осуществить процесс формирования грамматического понятия учителю необходимо спроектировать ориентировочную основу мыслительного и практического действия, и понять, какие необходимо развивать желаемые свойства действия субъекта. Чтобы сформировать ориентировочную основу, нужно иметь в виду модель заданного действия, форму представления действия, т.е. какое оно должно быть в результате освоения. Поэтому нужно последовательно выделить действия:
1) результат (учебная задача) достижения;
2) действие (учебные действия, операции), которое позволит получить результат с его показателями [2].
Таким образом, грамматические понятия – это понятие, в которых в обобщенном виде отражены существенные признаки языковых явлений. Осуществляя процесс усвоения грамматического понятия, учитель с учащимися осуществляет качественное изменение своих знаний и уровня метапредметных действий.
Список литературы и источников:
БогоявленскийД.Н. Усвоение грамматических понятий / Д.Н.Богоявленский – Москва: Просвещение, 1977 – 307 с.
ПодзороваС.В. Формирование грамматических (языковых) понятий младших школьников как основа развития метапредметных действий [Электронный ресурс] / С.В.Подзорова – Режим доступа: https://vk.com/doc47784206_591442757?hash=cff7f11dd9c777f371&dl=5f1586c53352ebe609
Понятие // Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов. – Москва: Азбуковик, 1997. – 561 с.
РамзаеваТ.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г.Рамзаева, М.Р.Львов. – Москва: Просвещение, 1979. – 431 с.
УсоваА.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В.Усова. ‒ Москва: Педагогика, 1986. ‒ 176 с.