Особенности формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте | Ухань Лариса Владимировна. Работа №348301
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста. Период обучения в начальной школе является важным этапом в развитии навыков общения, которые необходимы для успешного взаимодействия с окружающими и формирования гармоничных отношений в коллективе. В статье выделяются основные подходы и методы, которые учитель может использовать для поддержки и развития коммуникативных способностей учеников, а также приводятся примеры практических ситуаций на уроках.
Ключевые слова: коммуникативные способности, младший школьный возраст, навыки общения, взаимодействие, коллектив, учитель.
Особенности формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте
Ухань Лариса Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Татарска
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста. Период обучения в начальной школе является важным этапом в развитии навыков общения, которые необходимы для успешного взаимодействия с окружающими и формирования гармоничных отношений в коллективе. В статье выделяются основные подходы и методы, которые учитель может использовать для поддержки и развития коммуникативных способностей учеников, а также приводятся примеры практических ситуаций на уроках.
Ключевые слова: коммуникативные способности, младший школьный возраст, навыки общения, взаимодействие, коллектив, учитель.
Формирование коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте играет ключевую роль в общем развитии ребенка. В этот период дети не только осваивают учебные навыки, но и учатся эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и окружающим миром. Коммуникативные способности включают в себя умение слушать, говорить, выражать свои мысли и эмоции, а также решать конфликты и работать в команде. Эти навыки являются основой для успешной социальной адаптации и дальнейшего обучения, поэтому учителю важно уделять внимание их развитию с первых дней обучения в школе.
Одним из первых шагов на пути к формированию коммуникативных навыков является создание благоприятной и доверительной атмосферы в классе. Дети младшего школьного возраста еще только начинают учиться строить отношения со сверстниками, и задача учителя — поддержать их в этом процессе, создать условия, где каждый ребенок будет чувствовать себя уверенно и комфортно. Например, на первых уроках можно использовать упражнения на знакомство и взаимодействие, которые помогут детям лучше узнать друг друга и наладить контакт. Это могут быть такие игры, как «Найди друга», где ученики по очереди рассказывают о себе и находят общие интересы.
Одним из важнейших аспектов формирования коммуникативных способностей является развитие навыков активного слушания. Для младших школьников это может быть сложным заданием, так как дети часто склонны перебивать друг друга или невнимательно слушать. Учитель может вводить специальные упражнения, которые помогают развивать этот навык. Например, во время обсуждений на уроках можно предложить детям внимательно выслушивать мнение каждого ученика, а затем пересказать его своими словами. Это учит детей не только выражать свое мнение, но и уважать мнение других.
Также важно уделять внимание формированию навыков вербального и невербального общения. Дети должны понимать, что важна не только речь, но и язык жестов, мимика, интонация, которые помогают передавать эмоции и настроение. Учитель может предложить такие упражнения, как «Покажи эмоцию», где детям необходимо выразить чувство только с помощью мимики и жестов, а другие ученики должны угадать, что это за эмоция. Такое упражнение развивает у детей способность понимать невербальные сигналы и лучше выражать свои собственные чувства.
Особое внимание в младшей школе следует уделять умению детей работать в группе и эффективно взаимодействовать в коллективе. Работа в парах и группах позволяет детям учиться договариваться, распределять роли и достигать общих целей. Например, на уроках можно предлагать учащимся совместные проекты, где каждому ребенку будет дана определенная задача, и общий результат зависит от успеха всех участников. Это могут быть групповые проекты по окружающему миру, где каждая группа собирает информацию о разных животных или растениях и представляет результаты на общем занятии. Такой формат работы развивает у детей навыки коллективного взаимодействия и ответственности.
Конфликты и их решение — еще один важный аспект формирования коммуникативных способностей. В процессе обучения у детей могут возникать недопонимания или разногласия, и задача учителя — научить детей справляться с такими ситуациями. Одним из эффективных методов является ролевое моделирование, где дети разыгрывают различные конфликтные ситуации и обсуждают, как лучше их разрешить. Например, можно предложить ученикам разыграть сценку, в которой один ребенок нечаянно обидел другого, и найти способы, как можно извиниться и восстановить дружбу. Это помогает детям понять, как важно уметь выражать свои чувства и находить компромиссы.
Также следует отметить значимость диалога и дискуссий на уроках для развития коммуникативных способностей. Важно, чтобы дети не просто слушали учителя, но и активно участвовали в обсуждениях, задавали вопросы, высказывали свои мнения. Учитель может задавать на уроках открытые вопросы, которые стимулируют детей к размышлениям и обсуждению. Например, при изучении темы «Окружающий мир» можно спросить у детей, почему важно беречь природу и какие шаги можно предпринять для её защиты. Такой подход не только развивает умение вести диалог, но и способствует формированию критического мышления.
Кроме того, в процессе обучения важно развивать у детей эмпатию — способность понимать и сопереживать чувствам других. Для этого можно использовать литературные произведения и рассказы, где герои сталкиваются с разными ситуациями, вызывающими у них разные эмоции. После прочтения рассказа можно предложить детям обсудить, что чувствовали персонажи и как они поступили в сложной ситуации. Это помогает детям осознавать важность заботы о чувствах других и формирует их эмоциональный интеллект.
Таким образом, формирование коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте является важной частью образовательного процесса. Учителю необходимо использовать различные методы и подходы для того, чтобы помочь детям развивать навыки общения, такие как активное слушание, выражение эмоций, умение работать в команде и разрешать конфликты. Важно помнить, что коммуникативные навыки закладываются в детстве и играют ключевую роль в будущей жизни ребенка, влияя на его успешность как в учебе, так и в социальном взаимодействии. Учитель начальных классов может способствовать этому процессу, создавая условия для безопасного и уважительного общения в классе, помогая детям строить прочные и гармоничные отношения с окружающими.
Список литературы
Варданян Ю.В., Вдовина Н.А., Семенюк А.А. Исследование эмоционального интеллекта и
коммуникативости
младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2022.
№5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnogo-intellekta-i-kommunikativosti-mladshih-shkolnikov
Исакова, Ю. В. Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста / Ю. В. Исакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 157-158. — URL:
https://moluch.ru/archive/460/101198/
Мнацаканян С.В. Использование компьютерных игровых технологий в формировании коммуникативных умений младших школьников // Концепт.
2022. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompyuternyh-igrovyh-tehnologiy-v-formirovanii-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov
Ширпал
Елена Николаевна
С
пецифика и сущность коммуникативных способностей младших школьников
// Педагогический вестник. 2020.
№17. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-suschnost-kommunikativnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov