Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности формирования мышления у младших школьников с диагнозом ЗПР. | Красильникова Инна Александровна. Работа №364630

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В своей работе школьный учитель - дефектолог сталкивается с особенностями аналитического мышления у детей с ЗПР диагноз «задержка психического развития» ставят детям, центральная нервная система которых отличается ограниченной функциональностью или незначительными повреждениями. В статье описаны особенности работы учителя - дефектолога с детьми с ЗПР.

Красильникова Инна Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 12» г. Белгород

Особенности формирования мышления у младших школьников с диагнозом ЗПР.

В своей работе школьный учитель - дефектолог сталкивается с особенностями аналитического мышления у детей с ЗПР диагноз «задержка психического развития» ставят детям, центральная нервная система которых отличается ограниченной функциональностью или незначительными повреждениями. Анализ состояния здоровья детей с ЗПР подтверждает, что проблема может быть связана с нарушениями как отдельных частей мозга, так и главных функций.

Главным признаком нарушения познавательного развития у детей с задержкой психического развития являются некоторые особенности их мышления. Все его виды, включая словесно-логическое, нарушены. У детей с диагнозом «задержка психического развития» фиксируют значительные нарушения операций логического мышления:

анализа;

сравнения;

классификации.

На практике встречаются в начальной школе встречаются дети, которые с трудом могут из группы предметов выбрать лишний, выполнить в уме математическое действие в пределах десятка, продолжить числовой ряда, такой как 11, 21, 31…. .

Психолого-педагогические исследования (Ю.З. Гильбух, Г.М.Капустина, Н.П.Локалова) , а также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом.

Эти трудности объясняются тем, что дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике. Рассмотрим основные нарушения предпосылок интеллекта:

недостаточность тонкой моторики рук,

нарушения артикуляционной и

графомоторной

координации (нарушение каллиграфии),

зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановка их при чтении и написании, трудности ориентации в пределах тетрадного листа,

нарушения

звуко

-буквенного

анализа и звуковой структуры слов,

трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса,

нарушения зрительной, слуховой функций,

трудности концент

рации и распределение внимания

,

фрагментальность

восприятия,

неумение анализировать и обобщать материал,

неумение мыслить

отвлеченно ,

абстрактными категориями.

Характерной особенностью детей с ЗПР является слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщение, абстрагирования, умозаключения.

Среди трудностей обладания математических знаний можно выделить следующее:

отсутствие устойчивых навыков счета,

трудности перехода из конкретного плана в абстрактный,

неумение решать задачи.

Как же выстраивать свою работу специалисту – дефектологу в общеобразовательном заведении и что должны включать в себя занятия для формирования и развития мышления школьников?

Рассмотренные трудности усвоения математических знаний детей с ЗПР свидетельствуют о том, что коррекционно – развивающая работа должна строится со следующими основными положениями:

восполнение пробелов дошкольного математического развития путем обогащения чувственного опыта, организация предметно-практической деятельности,

подбор заданий,

помогающих детям осваивать наиболее трудные

темы

,

дифференцированный подход к детям – с учетом

сформированности

знаний ,

умений и навыков,

развитие

общеинтеллектуальных

умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развития зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций,

выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету,

формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля,

активизация речи детей, развитие связной речи.

В целом же можно отметить, что дети с ЗПР, несмотря на видимые недостатки мыслительных процессов, имеют гораздо больше перспектив в отношении овладения учебным материалом по сравнению с умственно отсталыми ребятами.

Обучая детей с ЗПР, необходимо соблюдать ряд требований:

- для детей с ЗПР целесообразно предлагать материал не большими дозами, постепенно усложнять задания, увеличивать количество тренировочных упражнений. Учитывая особенности памяти учащихся данной категории, на каждом уроке должны присутствовать упражнения для закрепления и повторения ранее изученного материала.

- учащиеся с ЗПР с трудом понимают пространственные отношения (вперед, назад, направо – налево, вверх – вниз и др.). С этой целью нужно давать работы на клетчатой бумаге. Это графические диктанты: вычерчивание орнамента по образцу, достраивание фигуры, работа с готовым рисунком, штриховка в разных направлениях, письмо элементов цифр, раскрашивание, обведение контуров по точкам.

- развитие межполушарного взаимодействия. В каждое занятие необходимо включать нейроупражнения, задействующие одновременно две руки ребенка (рисование двумя руками, нахождение двух одинаковых предметов, нейрогимнастика).

- особое внимание необходимо уделять решению задач.

Решение задач способствует становлению логического мышления у школьников. Главная цель – научить выяснить в каждой задаче ее математическую сущность, научить каждого ученика анализировать задачу с первых дней добиваться, чтобы учащиеся сами объясняли свое решение, учились рассуждать, делать выводы и умозаключения, что будет способствовать развитию их мышления.

Задания подобраны с целью повышения интереса к математике, с привлечением жизненного опыта детей.

Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Выстраивая правильно свою работу и подачу материала учителем дефектологом учащиеся с ЗПР, посещающие коррекционные занятия уже к 4 классу смогут справляться с решениями задач наглядно-действенного характера. А вот с заданиями, имеющими отношение к словесно-логическому мышлению, дети с ЗПР не смогут справиться так же хорошо, как нормально развивающиеся сверстники, на протяжении длительного времени. Ускорить развитие их мышления в этом направлении поможет слаженная педагогическая работа, направленная на развитие основных навыков умственной деятельности и ряда интеллектуальных операций.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×