Особенности формирования письменной речи детей с умственной отсталостью | Фатхиева Татьяна Борисовна. Работа №336213
На сегодняшний день рождаемость детей с ОВЗ растёт, однако получать образование им очень нужно, как и детям с нормальным развитие, и такая функция как письменная речь в эту численность входит. Поэтому в данной статье изучены особенности развития письменной речи у детей с умственной отсталостью, выделена основная характеристика данного процесса. Рассмотрено мнение отечественных учёных по представленной проблеме, а также особенность методик и диагностик письменной речи у данной категории детей с данной формой заболевания.
УДК 372.42
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Фатхиева Татьяна Борисовна
Студент Бакалавриата.
Научный руководитель: Якубова Фериде Рустемовна,
Преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования.
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», город Симферополь.
Аннотации: В Статье изучены особенности развития письменной речи у детей с умственной отсталостью, выделена основная характеристика данного процесса. Рассмотрено мнение отечественных учёных по представленной проблеме, а также особенность методик и диагностики письменной речи.
The article examines the peculiarities of the development of written speech in children with mental retardation, highlights the main characteristics of this process. The opinion of Russian scientists on the presented problem is considered, as well as the features of methods and diagnostics of written speech.
Ключевые слова: письменная речь, особенности письменной речи, процесс письменной речи, дисграфия, аграфия, дислексия, алексия, дети с умственной отсталостью, дети-олигофрены.
Key words: written speech, features of written speech, speech, dysgraphy, agraphy, dyslexia, alexia, children with mental retardation, oligophrenic children.
Ивановская О.Г. в своей работе утверждает: «Письменная речь – особая форма коммуникации посредством системы письменных знаков. Она отличается особыми стилистическими нормами от устно-языковых, сложной системой пунктуационных правил. Письмо как особая семиотическая система графических знаков, хоть и связана с устной речью, но тем не менее достаточно автономная»[1, с. 4].
Письменная речь, как и устная, помогает человеку озвучивать и правильно формировать мысли и идеи, которые возникаю во время мышления. Без речи человек не способен прожить долго, так как общение и письма помогают людям лучше узнать друг друга и создать ячейку общества по интересам, деловым отношениям, семейного круга и т.д. Правда, если ребёнка можно обучить и переобучит письму, то при обучении данному навыку детей с аномалией проявляются нарушения речи, такие как дисграфия, аграфией, дислексия и алексией.
Селиверстова В.И., автор академического словаря, раскрывает понятие дефектов письменной речи следующим образом:
Дисграфия (dis- + греч. Grapho - писать, изображать) – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки; искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в продолжении, аграматзмы на письме.
Аграфия (a- + греч. grapho- писать, изображать) – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь со звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка. Аграфия заключается не в сознании букв, как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывать при аграфии, как правило сохраняется; Аграфия обычно является средством общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением слова.
Дислексия (dis- + греч. lego - читаю) – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Алексия – (a- + греч. Lego - читаю) полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения[2].
Визель Т.Г. в своей работе делит нарушение письменной речи (Дислексия и дисграфия) на три группы:
Оптическая дисграфия и дислексия: Эти нарушения речи являются наиболее распространёнными и относятся к фонетическому уровню мозговой организации речи (вторичные поля коры). Оптические дисграфии и дислексии обусловлены недостаточностью в сфере буквенного гнозиса. Это нарушение приводит к трудностям в запоминании зрительных образов букв, особенно сходных по
начертанию (Р и Ь, З и Э и др.). Частыми являются зеркальные перевороты букв.
Графомоторная
дисграфия и
окуломоторная
дислексия:
Графомоторная
дисграфия связана с неспособностью пишущей руки совершать необходимые движения в начертании букв и слов. У детей часто возникают спастическое напряжение мышц пишущей руки, и нормативный почерк не вырабатывается.
Окуломоторная
дислексия состоит в нарушении регуляции взора. Ребёнок не фиксирует взор на определённом фрагменте текста, не способен переводить его последовательно с одного слова на другое, с одной строки на другую.
Фонематические дислексия и дисграфия (языковые): для этих форм нарушения письма характерны ошибки, отображающие нарушение владения средствами фонологии. Чаще всего они выступают в виде так называемого фонетического письма, известного под формулировкой «пишу, как слышу». Они являются более сложным по обуславливающим их мозговым механизмам и труднее
преодалимыми
. Такие дисграфии и дислексии – результат неполноценности функционирования языкового (фонематического) уровня мозговой организации речи – третичные поля
коры[
3
, с. 150-151].
При письме у детей-олигофренов можно заметить то, как скачут буквы или путаются их элементы. В частом случае это происходит при выведении отзеркаленных элементов букв. Но это происходит не только из-за путаницы элементов, за частую под диктовку: Дети слышат, что говорит преподаватель и выводят услышанные слова при этом меняя их местами от незнания значения и его формы написания. Из-за чего происходит ещё одно нарушение в письменной речи как – дизорфография.
В современной литературе логопедической литературе дизорфографию рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. С учётом степени трудности овладения орфограммами выделяются следующие группы орфограмм.
Первая группа – орфограммы на основе морфологического принципа написания: написание безударных гласных в корне, непроизносимых согласных, двойной согласной в простейших словах, парной согласной. Именно в них отмечается наибольшее количество ошибок.
Второй тип – орфограммы средней степени трудности на основе традиционного принципа написания и правил графики, например
написание
чк
,
чн
,
стн
,
оло
,
оро
, разделительного мягкого знака, написание слов с непроверяемым написанием, прописной буквой, в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных и
т.д.
Третий тип – орфограммы относительно лёгкие для усвоения фонематического принципа написания, например обозначение мягкости согласных на письме (И.В.
Прищепова
,
1993)[
9].
Одна из самых эффективных методика для постановки руки ребёнка к письму, это «Продолжи ряд» (Е.А. Стребелева). Данная методика заключается в повторении образца учителя ряд прописных и строчных букв до самого конца. Некоторые ученики с умственной отсталостью имеют слабую концентрацию внимания на одно действие, которое для них кажется очень сложным, а некоторые могут продолжить выполнять ряд до конца, расписывая те буквы или элементы, которые кажутся лёгкими, и ребёнок сможет их повторить, а это происходит на первой строке или любой другой. Дальше они будут либо задавать вопрос у учителя и не делать задания дальше, либо неуверенно себя вести из-за чего им нужна поддержка из взрослого.
Учителю-дефектологу, во время выполнения подобных мероприятий нужно учитывать формирование зрительно-ориентировочного представления каллиграфических знаков, как правильно соединять в общую букву, фонематический слух, помогающий правильно анализировать слоги и слова в целом, и мелкую моторику, помогающая правильно поставить руку и правильно воспроизводить движения пальцев по выписыванию элементов букв. Все эти психические особенности и помогают учащимся во время написания слова.
Важно понимать особенности детей с нарушением интеллекта. Если письмо у детей с нормой формируется после обучения каллиграфии и изучения алфавита в первом классе, то для таких детей подобный обучающий курс продолжается до полного запоминания материала до автоматизма руки, пальцев и пополнения словарного запаса. Детей с лёгкой и умеренной умственной отсталостью можно после каллиграфии обучать правилам русского языка и пополнения словарного запаса на письме, а для детей с клинической и тяжёлой умственной отсталостью можно обучить только коррекционным навыкам рисованиям по клеточкам и разукрашиванию элементов раскраски, так как для них это уже является потолком в формировании, хотя бы, удерживания карандаша или ручки.
Список литературы.
Ивановская О.Г. «50 занятий с логопедом. Преодоление нарушений и обозначения мягкости согласных на письме» / О.Г. Ивановская
–
СПб: КАРО, 2020 – 96с.
Селиверстов
В.И.
«Понятийно-терминологически словарь логопеда.» / В.И.
Сельверстов
- М.: Академический проект, 2020. - 480с.
Визель Т.Г. «
Прикланая
нейролингвистика» / Т.Г. Визель – М: МИП,
Когито
-Центр, 2020 – 339с.
Ивановская О.Г. «Дисграфия и
дизорфография
: изучение, методика, сказки: методическое пособие» / науч. ред. О.Г. Ивановская
–
СПб: КАРО, 2022 – 544с.