"ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" | Валиулина Ильвина Рузиловна. Работа №349790
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе в связи с социальными изменениями разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. Половые роли женщин и мужчин в обществе смешались. Это связано и с физическим проявлением этого смешения. На фоне происходящих изменений в обществе меняются и дети: девочки с их внутренним состоянием, морально - нравственными позициями зачастую лишены скромности, нежности, терпимости, не умеют мирно сдерживать возникающие конфликтные ситуации и не ищут компромиссов, а мальчики, наоборот, не умеют отстоять свое мнение, точку зрения, защитить более слабого, часто сами слабы физически и эмоционально неустойчивы.
Тему: «ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном
обществе в связи с социальными изменениями разрушаются традиционные
стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание
дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей
педагогической работы. Половые роли женщин и мужчин в обществе
смешались. Это связано и с физическим проявлением этого смешения.
На фоне происходящих изменений в обществе меняются и дети:
девочки с их внутренним состоянием, морально - нравственными позициями
зачастую лишены скромности, нежности, терпимости, не умеют мирно
сдерживать возникающие конфликтные ситуации и не ищут компромиссов, а
мальчики, наоборот, не умеют отстоять свое мнение, точку зрения, защитить
более слабого, часто сами слабы физически и эмоционально неустойчивы.
У мальчиков отсутствует уважение к девочкам, они не помогают им, не
считая это нужным и возможным для себя, а, зачастую и думая, что это
проявление слабости, а девочки не спешат помогать мальчикам, где нужна
аккуратность и нежность [Шинкарева, 2020].
Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного
воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием игр с
учетом особенностей и интересов мальчиков и девочек, как в детском саду,
так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой
деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным
склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего
мужчину или будущую женщину.
Среди современных отечественных исследований, посвященных
гендерному воспитанию, генезису гендерной идентичности, выделяются
работы В.В. Абраменковой, А.И. Захарова, С.А.Калачиковой, Д.Н. Исаева,
В.Е. Кагана, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, А.А. Чекалиной, предпринимаются
попытки разработки концепций гендерного образования детей дошкольного
4
возраста (И.С. Клецина, Т.А. Репина, Л.В. Штылева).
Цель исследования: теоретическое изучение и экспериментальная
разработка проблемы гендерного воспитания детей среднего дошкольного
возраста.
Объект исследования: процесс гендерного воспитания детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия гендерной
социализации детей 4-5 лет в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что процесс гендерной
социализации детей среднего дошкольного возраста будет более
эффективным, если соблюдены следующие условия:
1) в содержание организованной образовательной деятельности
включены игры и игровые упражнения, способствующие усвоению детьми
гендерной роли;
2) развивающая предметно-пространственная среда ориентирована на
гендерное самопознание детьми;
3) осуществлено просвещение родителей в вопросах гендерного
воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме гендерного подхода в образовании, определить
содержание понятия «гендерный тип», а также выявить особенности
гендерного воспитания детей среднего дошкольного возраста в условиях
дошкольной образовательной организации.
2. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия
формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о
полоролевом поведении и гендерных ролях.
3. Реализовать программу гендерной социализации детей 4-5 лет
посредством игровой деятельности.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментального
5
исследования и сформулировать выводы.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психологопедагогической и методической литературы, беседа, педагогический
эксперимент, наблюдение, методы анализа результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанные педагогические условия, способствующие усвоению гендерной
роли детьми 4-5 лет, могут быть полезны в деятельности дошкольной
образовательной организации.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты
исследования внедрены в образовательный процесс МБДОУ детский сад №7
«Звездочка», а также в участии на ХI Всероссийской научно-практической
конференции «Современное дошкольное и начальное образование: традиции
и инновации» (Бирск, 2021). (Бирск, 2020-2021).
Структура работы: работа включает введение, две главы, выводы по
главам, заключение, список использованных источников и литературы,
приложение.