Особенности и методика проведения мастер – классов по физической культуре | Уверская Вера Юрьевна. Работа №328310
Мастер-классы используются как форма обучения редко по физичсекой культуре. Мастер-классы можно проводять как по отдельным видам спорта, оздоровительной физической культуре, физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста, студенческой молодежи ведущими спортивными специалистами, опытными педагогами, квалифицированными тренерами, известными спортсменами, ветеранами спорта. В статье представлена организация проведения мастер-класса по физической культуре, которая поможет правильно организовать и провести мастер-класс по физической культуре.
Особенности и методика проведения мастер – классов по физической культуре
Мастер-класс (англ, masterclass: master – «лучший в какой-либо области», class – «занятие, урок») – показательное занятие теоретической и практической направленности по специально подготовленной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений аудитории слушателей.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Основная задача мастер-класса: рассказать, показать, научить за короткий промежуток времени.
Мастер-классы проводятся по отдельным видам спорта (техника, инновационные методики обучения, новые технологии подготовки, тренировки спортсменов, командной и индивидуальной тактики), оздоровительной физической культуре (мастер-классы от фитнес-центров), физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста, студенческой молодежи ведущими спортивными специалистами, опытными педагогами, квалифицированными тренерами, известными спортсменами (призерами и победителями всероссийских и международных соревнований), ветеранами спорта.
Темы мастер-классов выбираются исходя из актуальных проблем физической культуры и спорта, и интереса слушателей (тренеров, учителей физической культуры, спортсменов, школьников, студентов). От правильно подготовленного материала для проведения мастер-класса зависит его зрелищность и эффективность.
Организация проведения мастер-класса включает в себя: выбор актуальной темы и места проведения открытого или показательного занятия (аудитория, спортивный зал, стадион, парк культуры и отдыха и др.); постановку конкретных целей и задач мастер-класса; разработку плана его проведения; определение объема предлагаемой информации и уровень сложности практической части мастер-класса; определение последовательности действий руководителя (ведущего) мастер-класса и предполагаемые временные рамки их осуществления; материально-техническое и методическое обеспечение места проведения занятия (необходимое оборудование, инвентарь, демонстрационный материал, технические средства); подготовку ассистентов (при необходимости) и их участие в проведении занятия; подготовку раздаточного материала для участников мастер-класса; приглашение на мастер-класс (интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте, буклеты, объявления, афиши).
Примерный план проведения мастер-класса:
1) подготовительная (организационная) часть – встреча и размещение участников, объявление темы, ее актуальности и практической значимости, краткое изложение хода предстоящего мероприятия в соответствии с поставленными целями и задачами;
2) основная часть – теоретическая и практическая (демонстрационная). Ведущий мастер-класса передает свой профессиональный опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов, методик. Участникам мастер-класса предоставляется возможность попрактиковаться под контролем руководителя. В конце основной части происходит обсуждение полученных сведений участниками мастер-класса, дискуссия, обмен опытом;
3) заключительная часть – подведение итогов ведущим мастер-класса, проведение анкетирования для фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников мастер-класса.
На мастер-классах желательно вести фото- и видеосъемку.
Критерии мастер-класса: четко поставленная проблема; соответствие темы содержанию; инновационность; грамотная речь; последовательность изложения материала; наличие практической части; взаимодействие с аудиторией (участниками); завершенность; убедительность.
Мастер-классы используются как форма обучения редко, поскольку в системе планирования и отчетности они не предусмотрены. Вместе с тем там, где есть талантливые мастера, мастер-классы существуют постоянно. Наилучшее применение мастер-класса (в режиме непосредственного общения или на видео) – его использование в качестве яркой, детальной и законченной демонстрации, которая служит моделью для подражания, вдохновляет участников на достижение наилучших результатов в работе и облегчает учащимся выбор оптимального пути для достижения уровня эксперта.
Однако даже самый опытный исполнитель может и не быть самым лучшим преподавателем, ибо важно не только продемонстрировать мастерство, но и научить конкретным техникам, навыкам. Встречаются ситуации, когда мастерство специалиста, единственного в своем роде, может помешать ему передать свои умения другим (например, талантливый музыкант может не обладать методическими и коммуникативными навыками). Поэтому проведение мастер-класса не всегда приводит к необходимому результату.
Тренеру-мастеру необходимы совсем другие качества, и прежде всего метакомпетентности. Для того чтобы быть успешным тренером-мастером, он должен уметь взаимодействовать с другими людьми в рамках партнерских отношений и быть способным донести свое искусство до обучаемого, превращая магию умения в четкую, порой алгоритмическую последовательность действий. Пол Джексон в книге «Импровизация в тренинге» отмечает, что эта идея изложена в концепции НЛП (нейро-лингвистического программирования), посвященной имитации, которая, в сущности, является структурированной, экспериментальной формой копирования.
Требования к проведению мастер- класса «Научи тому, что умеешь сам»
1. Соблюдение требований проведения.
2. Соблюдение санитарных норм.
3. Соблюдение правил техники безопасности.
4. Достаточное количество материалов и оборудования.
5. Соблюдение регламента.
6. Требования к отбору материалов и оборудования:
– целесообразность использования материалов и оборудования для проведения мастер-класса;
– качество подготовки материалов и оборудования к проведению мастер - класса.
7. Постановка и реализация целей и задач:
– соответствие содержания мастер-класса поставленным цели и задачам;
– реализация поставленных задач.
8. Подготовка к проведению:
– целесообразность размещения инвентаря и оборудования на площадке для проведения мастер-класса;
– целесообразность расстановки субъекта и объектов при проведении мастер-класса;
– инструктаж по технике безопасности участников мастер-класса.
9. Технология и особенности проведения.
– целесообразность использования различных методов, приёмов при организации мастер-класса;
– рациональность использования информационно коммуникационных технологий.
10. Доступность предлагаемого содержания мастер-класса целевой аудитории.
11. Наличие обратной связи.
12. Речевое сопровождение.
– применяется правильная терминология в процессе проведения мастер-класса (доступная для возрастной группы участников);
– чёткость речи.
13.Творческий подход к проведению мастер-класса.
Таким образом, программа мастер-класса предназначена для того, чтобы усилить потенциальные возможности участников через развитие их уважения к мастеру, доверия к нему и создание уверенности, что программа соответствует их способностям и потребностям и даст те компетентности, которые смогут пригодиться в их собственной практической деятельности.
Период обучения в школе характеризуется малоподвижным образом жизни, недостаточным уровнем двигательной активности, что влечет за собой отрицательные последствия. Непрерывный рост научной и социальной информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенный режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся.
Значение внеурочной спортивной деятельности в формировании физического и духовного (нравственного) здоровья учащегося велико. Уверенность, приобретенная в спорте, - это уверенность в формировании собственной жизни.
Мастер-классы по отдельным видам спорта способствуют привлечению учащихся к физической культурой и спортом, несут в себе определённую информацию о различных формах спортивной работы в общей образовательной школе.
Мастер-классы целесообразно проводить в начале учебного года с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся. При подготовке и проведении мастер-классов следует учитывать материально-технические возможности школы.