ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИТАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ | Ирина Алексеевна Есина. Работа №252343
Автор: Ирина Алексеевна Есина
МЕДИТАЦИЯ - ЭТО ЭФФЕКТИВНОЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИТАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Большинство детей в дошкольный период времени отличается повышенной активностью, энергией, неусидчивостью, в некоторых жизненных ситуациях в их поведении может прослеживаться импульсивность, агрессивность, непослушание, упрямство, что приводит к возникновению сложностей в процессе взаимодействия с окружающими людьми, отражается на познавательных процессах, личностной сфере в целом. Одним из наиболее сильных средств, способствующих справиться с гиперактивностью, повысить уровень развития высших психических функций, является медитация. Данная технология ориентирована на предупреждение и профилактику негативных проявлений в психическом развитии ребенка. Посредством медитации дети учатся контролировать свое поведение, преобразовывать свои возбуждающие эмоции и мысли в состояние покоя, справляться с проблемами, стрессами мирным путем [2, c. 10]. Проведение занятий с использованием приемов медитации оказывает огромное влияние на внутренний богатый мир детей, развивает в них усидчивость, чувство умиротворенности, любви к близким, окружающему миру, удовлетворенности жизнью, улучшает познавательные процессы, помогает овладеть социальными навыками.
С точки зрения психологии медитация трактуется как процесс управления психикой, приведения ее в состояние внутренней сосредоточенности, переходное состояние сознания между телесным и внетелесным пребыванием.
В педагогике дефиниция понятия «Медитация» определяется, с одной стороны, как комплекс упражнений психической направленности, применяемых в составе оздоровительной практики, с другой стороны, как особое психической состояние, возникающее вследствие воздействия данных упражнений.
Прежде чем использовать приемы медитации в практической деятельности необходимо определиться с целевой аудиторией, временными границами, условиями ее проведения. Важной составляющей является учет таких параметров ребенка, как возраст, индивидуальные особенности, уровень развития высших психических функций, имеющийся опыт [1, c. 25]. Одним из главных принципов проведения медитации является желание и интерес самого ребенка к участию в данном процессе. В случае отсутствия желания у кого-то одного ребенка заниматься медитаций необходимо предложить ему другое спокойное занятие, вызывающее интерес у этого ребенка, тем самым каждый ребенок останется удовлетворенным, и никто друг другу не помешает заниматься выбранным видом деятельности. Использование медитации на занятиях не принесет успеха, если не будет у детей сформирована положительная мотивационная установка на данных процесс. Для этого перед началом проведения медитации необходимо провести беседу с детьми, попросить нарисовать какой-либо сюжет в зависимости идеи медитации, что поможет детям настроиться на сам процесс, найти в себе побудительные силы для включения в него [3, c. 6].
Если дети находятся в возбужденном состоянии, неусидчивы, гиперактивны, целесообразнее начинать с упражнений для дыхания и расслабления. Отведенные несколько минут на данный комплекс упражнений окажет успокаивающее воздействие на детей, поможет им настроиться на процесс медитации. Дыхательные упражнения ориентированы на снятие нервного напряжения, снижение частоты сердечных сокращений, уравновешивание всех процессов, происходящих в организме, выработку концентрации на происходящее вокруг [3, c. 10].
Занятие медитацией могут проводиться в разных положениях, в положении лежа, сидя или при ходьбе. Традиционной и рекомендуемой специалистами является поза в положении сидя. Это обусловлено тем, что именно в этой позе ребенок может сознательно контролировать себя и фокусировать свое внимание на происходящем. Самое главное в медитации найти для детей удобное положение, чтобы в процессе ее проведения каждому ребенку было комфортно, и он смог почувствовать свою стабильность. Существуют несколько вариантов позы в положении сидя. Первым вариантом является поза полного лотоса, когда необходимо скрестить ноги и положить правую ступню на левое бедро, а левую ступню на правое бедро. Вторым вариантом может быть поза полулотос, где одна нога просто лежит на полу, а вторая на бедре. И третьим вариантом является простая поза, в данном положении ноги необходимо скрестить, чтобы ступни ног оказались около бедер. Каждый ребенок индивидуален по-своему, поэтому при выборе позы необходимо найти удобное положение для каждого, чтобы процесс медитации всем приносил удовольствие. Если ребенку некомфортно находиться в положении сидя, можно предложить просто лечь на пол или расположиться в кресле [3, c. 18]. В процессе проведения медитации необходимо следить за тем, чтобы дети находились в полном расслаблении, при этом глаза были закрыты. Это поможет сконцентрировать внимание детей на происходящем, не отвлекаясь на звуковые сигналы и визуальные раздражители. Альтернативой сидячей медитации может выступать осознанная прогулка. Данная техника используется в случае, когда возникают трудности проведения медитации в положении сидя. Осознанная прогулка также ориентирована на оказание успокаивающего и умиротворяющего воздействия на человека. Выполняя простые и медленные движения, у ребенка появляется возможность осознавать свои действия, ощутить свое тело, наполнить весь организм энергией. Кроме прогулки для медитации может быть использована осознанно выполняемая физическая и игровая деятельность. Для этого ведущий перед началом проведения данного процесса дает детям несколько инструкций, а затем дети приступает к выполнению упражнений. Например, таким упражнением может быть медленная ходьба по кругу по часовой стрелке, следую цепочкой друг за другом, где ведущий контролирует темп ходьбы.
Процесс медитации во многом зависит от самого ведущего, он должен быть уверенным в себе, своих возможностях, обладать мягкостью, открытостью и доброжелательностью. Это важно учитывать, так как именно ведущий выступает как пример для подражания детям. Также ведущий должен понимать излагаемый детям материал, знать его практическое применение, возможности от его использования.
Таким образом, медитация оказывает огромное воздействие на личность каждого ребенка, меняет его в лучшую сторону. Данный процесс развивает у детей чувство самоконтроля, личностные качества, уверенность в себе, оказывает психотерапевтический эффект на все процессы, происходящие в организме, поддерживает физическое и эмоциональное здоровье. Посредством медитации ребенок учится самоосознавать совершаемые действия, поступки, быть терпеливым и внимательным.
Список использованных источников
Будиловски
, Д.
Медитация :
монография / Д.
Будиловски
, Е.
Адомсон
. –
М. :
АСТ, 2006. –
URL
:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20086778
.
Жикаренцев
, В. В.
Жизнь без границ. Концентрация &
медитация :
монография / В. В.
Жикаренцев
. –
М. :
АСТ, 2009. –
URL
:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20050606
.
Тенчой
, Л. Медитации для
детей :
методическое пособие / Л.
Тенчой
. –
URL
:
https://klex.ru/5ru
.