Особенности игровой деятельности детей раннего возраст | Елена Задорожная. Работа №354455
Данная работа посвящена исследованию особенностей игровой деятельности детей раннего возраста, начиная с определения понятия "игра" и завершая характеристикой ее развития. Игра понимается как многогранный социокультурный феномен, важный для психолого-педагогического воспитания и развития детей.
В тексте рассматриваются различные определения игры, подчеркивается ее роль в подготовке детей к трудовой деятельности и передаче культурного опыта. Отмечается, что игра является формой самоуправления поведением, а также обязательным элементом взаимодействия со взрослыми. Выделяются специфические характеристики игры: свобода и самостоятельность, творческий процесс, эмоциональная насыщенность и отсутствие материального результата. Подробно анализируются этапы развития игры, описанные различными учеными, такими как Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. Особенное внимание уделено этапам игрового развития детей от 2 до 3 лет, что включает ознакомительную, отобразительную и сюжетно-ролевую игры. Кроме того, авторы указывают на важность социокультурной функции игр и их значение для межнациональной коммуникации.
Игра представляет собой не только средство развлечения, но и мощное воспитательное и диагностическое средство, способствующее процессам самореализации ребенка. Изучение особенностей игровой деятельности в раннем возрасте имеет важное значение для педагогической практики и разработки методик коррекции игрового поведения у детей. Текст подчеркивает, что понимание динамики игрового процесса может способствовать более эффективной помощи детям в освоении социальных отношений и навыков.
Особенности игровой деятельности детей раннего возраст.
Что бы начать об особенностях игровой деятельности детей раннего возраста, для начала нужно разобраться с тем, что же такое игра.
Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке (Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
Что такое игра? Определений содержания понятия «игра», «игровая деятельность» очень много.
Словарь русского языка слово «игра» определяет как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения».
Что такое «игра» с психолого-педагогической точки зрения? Откроем Российскую педагогическую энциклопедию: «Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними …, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания».
Игра рассматривается как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В жизни отдельного человека игра, по мнению ученых, предшествует труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», готовит детей к труду.
Содержанием возникающих у ребенка игр является отражение окружающей его действительности – профессиональная деятельность взрослых, их взаимоотношения, отношение к детям, бытовые ситуации, ситуации жизни и т.д. Эльконин Д.Б. писал, что в игре «воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности».
Игра социальна также и по средствам отображения окружающей действительности и по способам осуществления. Игровая деятельность, как показано Давыдовым В.В., Запорожцем А.В., Коротковой Н.А., Менджерицкой Д.В., Михайленко Н.Я., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Игра как детская деятельность имеет специфические особенности:
Свобода и самостоятельность детей в игре – игра предпринимается по желанию ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных интересов, потребностей. Игра предпринимается для удовольствия. Мотив игры – переживание значимых для него сторон действительности (С.Л. Рубинштейн). Свобода и самостоятельность проявляется:
- в выборе игры, ее содержания, ролей;
- в добровольности объединения с другими детьми;
- в свободе вхождения и выхода из игры.
Для игры характерна саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными требованиями и правилами. В разных играх правила различны (порядок игровых действий, правила поведения, связанные с ролью, правила взаимоотношений);
Творческий характер игровой деятельности – игра связана с инициативой, творчеством ребенка в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов – заместителей. Активно работает мышление и воображение ребенка в создании игры, игрового образа;
Эмоциональная насыщенность игры – ребенок в игре реально переживает, проживает обыгрываемые события. Ребенок получает удовольствие в игре, снимает напряжение. Передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях. В игре переживаются и отрицательные эмоции – обида, неудовлетворенность, личные негативные переживания, которые тоже важно актуализировать и избавиться от них. Однако, общий заряд игры – положительный;
Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой, музыкальной и др.). Ценность игры в возможности развития вней всех возрастных новообразований дошкольников. > Лена: Она значима как воспитательное, диагностическое, психотерапевтическое, развлекательное средство;
В игре прослеживается два вида отношений детей:
- игровые отношения, которые определяются содержанием, правилами игры;
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). Они являются основой организации детского общества, что в свою очередь, делает игру формой организации их жизни;
Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития;
В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию.
Игры детей при их адекватном развитии выполняют социокультурную функцию, функции межнациональной коммуникации и самореализации ребенка в игре, а так же коммуникативную, психотерапевтическую, релаксационную, коррекционную, диагностическую, развлекательную функции (Шмаков С.А.).
Как показывают исследования Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., развитие игры на протяжении периода от рождения до 7 лет происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Таким образом, игра становится средством выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.
Таким образом, мы разобрались что же такое игра, теперь перейдем к ее особенностям.
Изучая специфику становления и развития игр детей в раннем детстве на этапе 2-3 лет, С.Л. Новоселова выделила особенности ее развития. Кратко определим их содержание.
1. Однообразие, «одноактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними;
2. Содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит на разных игрушках то, что уже делал вместе со взрослым;
3. Материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка;
4. Слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний. Это признаки процессуальной игры. Хотя ребенок формально уже играет, эта игра еще не настоящая.
Игры в раннем возрасте проходят ряд этапов, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предметов.
На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, т.е. переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.
Третий этап - сюжетно-отобразительная игра. Этот этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т.д.).
Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.
Первый уровень. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры. Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.
Второй уровень. Содержание игры – действия с предметами, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. Качество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т.е. их последовательностью в реальной действительности.
Третий уровень. Основным содержанием роли становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяется взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, по иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.
Четвертый уровень. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.
Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразные действия того лица, которое изображает ребенок.
Для детей к трем годам может быть характерен первый или второй уровень. Отнесение к уровню зависит от проявления компонентов сюжетной игры и педагогической работы воспитателей в области развития игр детей в группах раннего возраста в ДОУ. Для того, чтобы дети достигли высокого уровня сформированности сюжетно-ролевой игры, необходимо систематическое и умелое развитие игровых умений и навыков детей, их знаний и впечатлений со стороны взрослых.
Таким образом, пройдя описанные этапы развития игры в раннем возрасте, к концу третьего года жизни происходят серьезные шаги в ее развитии как деятельности:
усиливается игровая мотивация;
изменяется структура игровых действий;
начинает активно работать воображение детей;
используются цепочки действий, объединенные простым бытовым сюжетом;
осознаются роли;
используются предметы заместители;
ребенок может действовать в воображаемом плане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, игра представляет собой важнейшую составляющую детской деятельности, обладая множеством уникальных особенностей, которые способствуют всестороннему развитию ребенка.
Она не только отражает окружающую действительность, но и позволяет детям исследовать мир, налаживать социальные связи и развивать креативное мышление. Игровая деятельность становится тем самым пространством, в котором ребенок может свободно выражать свои чувства, желания и переживания, учиться взаимодействовать с окружающими, обыгрывая различные жизненные ситуации и роли.
Кроме того, игра способствует эмоциональному благополучию, позволяя детям проживать как положительные, так и отрицательные эмоции, что важно для их психического здоровья. Развивая и поддерживая игру как основную форму детской деятельности, мы закладываем фундамент для успешной социализации и подготовки к сложным жизненным ситуациям в будущем.
Необходимо осознавать, что значимость игровой деятельности лежит не только в ее развлекательной функции, но и в уникальной возможности для самовыражения и самопознания ребенка. Игры — это мост между миром взрослых и детьми, где определяется их будущее место в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М:Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 96 с.
Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ / Е. С. Демина, Н. В. Казюк, Ю. В. Атемаскина [и др.]. Сост. Е. С. Демина. М.: Творческий центр Сфера, 2009. – 192 с.
Педагогика раннего возраста : учебное пособие / под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетковой, Д. В. Сергеевой. – М.: Академия, 1998. – 336 с.
Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста : учебник / Ю. М. Хохрякова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 262 с.