Особенности игровой деятельности современных дошкольников. | Савельева Инна Юрьевна . Работа №272396
Автор: Савельева Инна Юрьевна
Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающаяя его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте. 7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.
Реферат на тему:
«Особенности игровой деятельности современных дошкольников».
Подготовила: Савельева Инна Юрьевна
воспитатель МБДОУ№45
2020год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………… 3
1. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста……...4
2. Значение игры в жизни дошкольника .………………………………. 4
3. Сравнительный анализ традиционных и современных игр детей дошкольного возраста………………………………………………………………………6
4. Влияние современных игр на развитие ребенка………………………..9
5.Заключение………………………………………………………………..11
6.Список литературы……………………………………………………….13
Введение.
«Дошкольный возраст – период первоначального фактического склада личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание [9, с. 47].
Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающаяя его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.
ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошко-льника в зависимости от возрастной категории:
• младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
• раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динами-ческими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
• дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.
1.Психологическая характеристика детей дошкольного возраста.
Характер ребенка в дошкольном возрасте формируется в совокупности его отношений к различным сторонам жизни: к деятельности, к другим, к себе, к предметам и вещам. Решающая роль в формировании характера также принадлежит взрослым, их поведению и оценке поведения ребенка.
Происходит усвоение норм морали, которое вместе с эмоциональной регуляцией, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе чисто эмоциональной самооценки («Я хороший, потому что умею делать то и это, потому что слушаюсь взрослых» и т. д.) и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. В целом самооценка дошкольника очень высока, что позволяет ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа. Согласно исследованиям (М. И. Лисина, самооценка ребенка формируется главным образом в зависимости от ожиданий родителей. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными [4, с. 23 ].
2. Значение игры в жизни дошкольника
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.
По мнению О. А. Степановой игра имеет очень большое значение для детей. Для ребенка игровая деятельность не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергает анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях, игра для него - огромный мир, причем мир собственно личный, где ребенок может все, что захочет, все, что ему запрещается взрослыми. Уже из выше сказанного можно выделить три стороны игры [8, с. 42]:
-суверенность (независимость, самостоятельность, частично закрытый мир жизни;
-экспериментальность, как пространство проверки накапливаемого социального опыта;
-игра для детей является первой ступенью познания.
Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П. Ф. Лесгафт, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д. В. Хухлаева и др.). Важное значение игры заключается в том, что дети в раскованной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков [12, с. 25].
Для детей игра- это жизненная необходимость и условие развития. Игра признается и исследуется мировым научным сообществом в качестве важнейшего компонента развития ребенка:
- как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев);
- как практика развития (С. Л. Рубинштейн);
- как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин);
- как средство амплификации (обогащения) психического развития ребенка (А. В. Запорожец);
- как особое культурное средство духовно-нравственного развития ребенка (В. В. Абраменкова);
- как форма общения (М. И. Лисина);
- как детская традиция (B.C. Мухина);
- как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер);
- как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже);
- как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (М. Мид);
- как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Мид);
- как источник развития творческого воображения (В. Т. Кудрявцев).
Принятые в 2013 году ФГОС ДО подчеркивают значение игры в воспитании и обучении ребенка. Владение разными формами и видами игры, умение различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам – одни из ключевых результатов освоения ребенком образовательной программы.
3. Сравнительный анализ традиционных и современных игр детей дошкольного возраста.
Современная ситуация в сфере игры и игрушки показывает, что за последние годы из детского игрового репертуара практически исчезли традиционные игры, изменилось отношение к игрушке, существенно изменился игровой набор ребёнка, а также принципы организации игровой среды.
Это связано с сокращением физического пространства для детских игр в городах и сельской местности, что приводит к территориальной разобщенности детей, разрыву между детскими поколениями. Деформация содержания детской субкультуры, которая проявляется в обеднении репертуара детского фольклора, утрате устных текстов, существенных изменениях игрового репертуара также характерна для современной социокультурной ситуации.
Народная педагогика игры, её специфические возможности в воспитании и развитии ребёнка, а также перспективы использования традиционной игры в современной психолого-педагогической практике изучаются группой исследователей народной игры под руководством В. М. Григорьева. Психологические основы традиционных игр, их значение для формирования образа мира ребёнка раскрываются в работах А. В. Черной [11, с. 26].
Внутри традиционной игры создаются возможности широкой вариативности поведения, например, от индивидуального - к коллективному и наоборот. Это позволяет ребенку освоить разные модели поведения и обрести опыт определения самостоятельной стратегии в различных игровых ситуациях.
Внутри игровой ситуации дети, выстраивая отношения на принципе паритетности, признают за собой и за другими равные права и обязанности, одновременно принимают главенствующую роль игрового лидера – «воды», или низкую статусную роль входящего в игру «новенького», неумелого и т. д. Такое сочетание равноправия и соподчинённости развивает в детях чувство свободы, уважения к общему мнению, самостоятельности, ответственности, осмысленности своих действий.
Существенное значение для реализации воспитательного воздействия традиционной игры имеют принципы и механизмы, действующие в традиционной игре в детском сообществе. Интерактивность - обеспечивает всё многообразие связей и отношений в игровых ситуациях как на межличностном, так и на групповом уровнях. Мотивированность, проявляющаяся как желание быть принятым в игру, в игровое сообщество, обеспечивает добровольность игры и иерархичность игры. В игре находит свое отражение способность идентификации и обособления, которую мы называем способностью «быть собой и другим». Смена социальной позиции в игре, обеспечивающая идентификацию с позицией другого, является причиной развития гуманных отношений, «которые воплощают становление в сознании и поведении ребёнка ценности другого человека, переживаний его успехов и неудач как своих собственных» (В. В. Абраменкова). И, наконец, использование традиционного фольклора, которое обеспечивает сохранность сюжетов и сценариев игры, развивает творческие способности ребёнка (речь, музыкальность, даёт возможность применять культурные формы решения конфликтных ситуаций [1, с. 27].
В традиционных играх ребёнок задействует механизмы, которые будут востребованы и в социальной, и в духовной жизни. Ребёнок играет добровольно и с удовольствием, осознанно принимая на себя обязательства соблюдать правила, исполнять, терпеть наказания и поощрения, выполняет неписаный закон игры. В игре происходит встреча ребёнка не только с другими, но и с самим собой. Именно через других ребёнок может осознать себя, взглянуть на себя глазами другого. В игре ему предоставляется возможность исправиться, понести наказание и вернуть себе «доброе имя». «Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех лучших играх. Интересно, что игр морализаторских в народе почти не было. Нравственные требования заключены в содержании игр, её правилах и традициях» (В. М. Григорьев). В игре происходит пробуждение нравственного чувства, осуществляется внутренняя духовная работа, позволяющая в дальнейшем стать развитой личностью.
Сегодня отмирают коллективные игры нашего детства: «казаки-рабойники», «салочки» и т. д. А поработили детей компьютерные игры, и очевидный вред просматривается не только в нагрузке на глаза, эмоциональной стороне, а также малоподвижности и отсутствии свежего воздуха. Печальный итог характера игр у современных детей слишком очевиден.
Вывод: изменение отношения современного взрослого к игре как инструменту воспитания и становления личности ребёнка в сторону её рационализации и дидактизации лишает ребёнка образно-семантической и ценностно-смысловой составляющей игры. Непонимание родителями педагогического потенциала традиционной игры приводит к бездумному формированию игрового набора ребёнка.
4. Влияние современных игр на развитие ребенка .
Исследуя вопрос влияния современных игр на развитие ребенка в дошкольном возрасте, необходимо разобраться, что происходит при нарушении процесса передачи игрового содержания и средств игровой культуры между поколениями.
В жизни современного общества такие разрывы в передаче игры обусловлены двумя причинами: возрастным разделением детей и преобладанием семей с одним ребенком. Тенденция к упразднению двора в современном городе приводит к исчезновению дворовых играющих групп, которые являются основным носителем игры [2, с. 28].
Между тем, в игре могут отражаться лишь внешние стороны человеческой деятельности – то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный «результат» человеческого труда. Поэтому изменяется и смысловая нагрузка игр современных детей.
Многие из них уже сейчас предпочитают часами просиживать перед монитором компьютера, погружаясь в иллюзорный мир компьютерных игр, но не способны самостоятельно придумать сюжет и распределить роли в игре со сверстниками. Они не умеют взаимодействовать с другими людьми, не учатся «примерять» к себе разные стратегии поведения и выбирать собственную стратегию и позицию. Это приводит к инфантилизации детей.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Воспитатель должен быть знаком с каждым из этапов формирования игры в онтогенезе, знать их отличительные особенности, уметь руководить игрой на каждом этапе, развивать игровую деятельность дошкольника.
Ведущим видом деятельности игра становится не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В совместной деятельности дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. На определенном этапе развития ребенка (при расширении его знаний и представлений об окружающем мире, роль начинает выступать как «ограничитель» творческого построения сюжета игры детьми. К старшему дошкольному возрасту у ребенка отмечается стремление не только к воссозданию в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам.
Такое стремление детей может быть реализовано в игре только при условии выхода за пределы ролевых способов построения игры и овладения детьми способом творческого сюжетосложения.
Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в ролевой игре моделируется сфера взаимоотношений между людьми, то в строительной – сфера созидания, создания архитектурных сооружений.
Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретения коммуникативных умений и технических «строительных» навыков приводят к появлению коллективных строительных игр.
В театрализованных играх или играх-драматизациях, дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.
В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко – роль и сюжет. В играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Главная цель любой дидактической игры – обучающая [3, с. 30].
Самое главное в детской игре –добиться следующего:
- чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал;
- чтобы он не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца;
- чтобы в каждой игрушке он видел определенную ценность, хранил ее, поддерживал порядок в игровом уголке, с помощью взрослого производил ремонт в случае поломки;
- чтобы в игре комбинировались все типы игрушек.
В процессе самой игры необходимо, по возможности, представить ребенку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок попал в затруднительное положение, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ему, подсказать, поставить какой-нибудь интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда и поиграть с ним.
Заключение.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). В настоящее время наблюдается реформирование Российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время, наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий.
Появление новых видов игр не отрицает предварительно существующих, в которые ребенок продолжает играть в ДОУ. Применение в работе педагога разных видов игры является весьма ценным для старших дошкольников.
Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.
Современная педагогическая наука подтверждает бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей необходимо помогать родителям грамотно организовать игровую деятельность ребенка, привлечь родителей к взаимодействию с воспитателями ДОУ, пробудить у них интерес к организации игровой деятельности детей.
Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе, причины которых видят в неправильной, неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.
Список литературы.
1. Абраменкова В. В. В мире детских игр // Воспитание школьников. 2010.№7. с. 16-19.
2. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2013, №2. С. 51-56
3. Гударёва О. В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Психология и культура. Материалы Третьего съезда РПО, СПб, выпуск 1, 2013.
4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2008. 144 с.
5. Мид Дж. Г.Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн. -информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.
6. Петровский А. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2012.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 2014.
8. Степанова О. А.Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
9. Ушинский К. Д. Собрание сочинений М., 2015. Т. 8.
10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под редакцией И. Ильясова, В. Я. Ляудис – М.: МГУ, 2014.
11. Чёрная А. В. Психологические основы традиционных игр. // Развитие личности. 2009. № 4. - С. 86-98.
18. Эльконин Д. Б.Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 2012. №5. С. 41-46.