Особенности игры для детей с умственной отсталостью | Гунт Кристина Владимировна. Работа №328360
Игра для детей это важная роль в жизни, через нее дети познают мир. Для детей с УО это тоже очень важно, поэтому я написала статью про важность игры в жизни маленьгого ребенка, особенно у детей с ОВЗ.
Игра – один из тех видов деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников с умственной отсталостью, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
«Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью»
Автор: Гунт Кристина Владимировна – Воспитатель
МАДОУ №2 «Улыбка» г. Карпинск.
Наш детский сад с приоритетным осуществлением коррекции в физическом и психическом развитии детей. В моей группе воспитываются дети с умственной отсталостью в разной степени, в возрасте от 2-х до 7-ми лет. Основными нашими целями являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств, обеспечение каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития, организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию отклонений в развитии с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Мы работаем совместно с учителем-дефектологом
Роль игры в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью.
Обучение игре таких детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития. Процесс обучения игре представляет собой форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками, что очень важно так как дети с нарушением интеллекта часто аутичны и не умеют взаимодействовать с окружающими людьми. При обучении игре детей с умственной отсталостью учитываются индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребенка.
Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью.
Недоразвитие игровой деятельности у детей с умственной отсталостью оказывается как бы «запрограммированной» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно- деловым общением с взрослыми.
Предметно- игровые действия дети с умственной отсталостью выполняют молча, без речевого сопровождения, не эмоционально, не проявляя стремления привлечь к совместной деятельности взрослых. У таких детей слабо выраженный и не устойчивый интерес к игрушкам. Часто у дошкольников с умственной отсталостью встречаются процессуальные действия, состоящие в том, что ребёнок непрерывно повторяет одно и тоже сочетание действий(одевает и снова раздевает куклу, строит и разрушает постройку из кубиков и т. д ). Это говорит об отсутствии замысла игры. Такие действия выполняются механически.
Поэтому необходимо рано включать ребёнка в процесс систематических коррекционных занятий, которые будут способствовать как его физическому и психическому развитию в целом, так и формированию предметных и игровых действий в частности.
Виды игр проводимых с детьми с умственной отсталостью.
Нами проводятся игры с песком, водой, природным и бросовым материалом и бумагой. Эти игры проводит воспитатель и учитель- дефектолог, которые использует их в различных занятиях с детьми. Игры включаются в структуру групповой и индивидуальной образовательной деятельности по формированию культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений, простейших трудовых навыков и т. д.
Также активно используем театрализованные игры, для которых используем песенки, потешки, авторские сказки(«Зимняя сказка», «Осенняя сказка». Элизбарашвили Л. А), сказки- импровизации. Их сюжеты отражают простейшие ситуации.
Неотъемлемой частью коррекционной работы являются игры с предметами и орудиями домашнего обихода(«чашки и ложки», «накроем кастрюли крышками», «салфетки для кукол»), дидактические игры («цветные шары», «подберём куклам одежду» и т. д)
Важным для социализации таких детей к жизни являются сюжетно- дидактические игры(«магазин игрушек», «овощной магазин» и т. д), режиссёрские игры( пальчиковый театр, театр на рукавичках, театр кукол бибабо, театр на ложках), игры- драматизации(«кошка и котята», «курочка и цыплята»). Несомненно, подвижные игры, пальчиковые игры.
Всё это в совокупности помогает развивать в детях стремление играть вместе с взрослыми и друг с другом, учит их контактировать с окружающими, социализировать детей к жизни, учить их правилам и нормам поведения в обществе, что очень важно для наших детей.
Список используемой литературы:
Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Россия 2000 г.
Л.Б. Баряева, А. Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». С-Пб 2001г.
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва 1993 г.
Интернет ресурсы www.moi-detsad.ru
Гаврилушкина О. П. , Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Москва 1980-480с
Забрамная С. Д. Психолого- педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва 1995-286с
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.-320с