Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности интеллектуального развития в младшем школьном возрасте | Самсонова Виктория Андреевна. Работа №291801

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Самсонова Виктория Андреевна
В современной системе образования младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка примерно с шести до одиннадцати лет. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом интеллектуального развития является дошкольный и особенно младший школьный возраст.

Психолог Л. С. Выготский отмечал, что интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте приводит к качественной перестройке восприятия и памяти. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд общих особенностей младшего школьного возраста, которые дают основание считать, что этот возраст является сензетивным для интеллектуального развития. В современной системе образования младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка примерно от шести до одиннадцати лет. Вот эта возрастная стадия ребенка имеет свою собственную готовность к развитию определенных аспектов интеллекта. Готовность определяется наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокие результаты при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

Особенности интеллектуального развития в младшем школьном возрасте

В современной системе образования младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка примерно с шести до одиннадцати лет. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом интеллектуального развития является дошкольный и особенно младший школьный возраст.

Психолог Л. С. Выготский отмечал, что интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте приводит к качественной перестройке восприятия и памяти. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд общих особенностей младшего школьного возраста, которые дают основание считать, что этот возраст является сензетивным для интеллектуального развития. В современной системе образования младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка примерно от шести до одиннадцати лет. Вот эта возрастная стадия ребенка имеет свою собственную готовность к развитию определенных аспектов интеллекта. Готовность определяется наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокие результаты при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

Для младшего школьного возраста характерны определенные уровни интеллектуальных способностей, таких как память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание, кроме того, эти способности делятся на разные уровни. Существуют также общие интеллектуальные способности и специальные способности.

Формирование интеллекта ребенка требует разного развития познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта - одна из центральных задач гармонического развития личности. Забота о воспитании растущего интеллекта является задачей семьи и школы.

Возрастные особенности развития интеллекта детей, результаты новейших исследований в психологии и педагогике, практический педагогический опыт - все это позволяет создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку. Данная система предусматривает реализацию учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка, в процессе изучения языкового материала и на его основе одновременно формируется и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств личности.

По мнению современных исследователей, основные психические функции, в том числе интеллектуальные, развиваются на первом году жизни. Многие авторы считают возраст 8-12 лет одним из критических периодов интеллектуального развития. Что касается теории психолога Пиаже, то и в соответствии с данными, полученными психологами Терстоном и Бейли, к 6 годам интеллектуальное развитие составляет уже более трети, к 8 годам - половину, а к 12 годам - три четверти. Таким образом, младший школьный возраст — это возраст интенсивного интеллектуального развития.

Под интеллектуальным развитием младших школьников мы понимаем процесс и результат их умственной деятельности, предполагающей положительное отношение к ней, сформированность логических мыслительных действий, способность к саморегуляции, наличие развитой способности адекватно преобразовывать и применять поступившую информацию.

В младшем школьном возрасте начинают формироваться мотивы учения, познавательные потребности и интересы, развиваются приемы и навыки интеллектуальной деятельности, раскрываются индивидуальные особенности и способности детей; начинают развиваться навыки самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции и самооценки.

Интеллектуальной деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка самого на себя, требует рефлексии, ответа на вопросы: «чем я был» и «чем я стал». Ученик постепенно учится смотреть на себя как бы глазами другого человека со стороны, оценивать себя.

Под влиянием обучения у младших школьников происходит перестройка всех познавательных процессов. Младшие школьники постепенно начинают овладевать своими психическими процессами, учатся управлять восприятием, вниманием, памятью, мышлением.

В психологии под возрастным интеллектуальным развитием подразумеваются качественные сдвиги в мышлении человека. В младшем школьном возрасте именно мышление становится доминирующей психической функцией. В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные стадии. На первой стадии учащиеся производят анализ учебного материала преимущественно в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Достаточный уровень его развития даёт возможность ребенку решать задачи без применения практических действий, предметов, а только на основе мысленных представлений. Этот вид мышления позволяет использовать схематические изображения, выполнять действия про себя – в умственном плане, т.е. у младших школьников совершенствуется наглядно-образное мышление, закладываются основы формирования словесно-логического мышления и внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Это означает, что интеллектуальное развитие младших школьников поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

На второй стадии развития мышления дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, у них формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться логическое мышление. Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это стимулирует дальнейшее развитие восприятия, появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

Память младших школьников развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но они уже способны целенаправленно, произвольно запоминать и материал им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Учащиеся в начальной школе уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Им еще трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале, проникнуть в суть вещей (событий, явлений), затрудняет и контроль над своей деятельностью. Внимание младших школьников отличается небольшим объемом, малой устойчивостью.
Развитию произвольного внимания младших школьников способствует четкая организация действий ребенка с использованием образца и также таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать. Так постепенно младший школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим. Развивающаяся произвольность внимания влияет и на развитие других свойств внимания.
В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.
Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Создаются предпосылки для развития творческого воображения.
Таким образом, мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для интеллектуального развития. В этом возрасте закладываются мотивы к учению; познавательные интересы; начинают формироваться умения и навыки интеллектуальной деятельности; раскрываются индивидуальные особенности и способности детей; начинается процесс усвоения нравственных, социальных норм; закладываются навыки общения со сверстниками. Происходит интеллектуализация всех аспектов психического развития (памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения), их осознание и произвольность. Большое значение приобретает такое новообразование этого возраста, как абстрактно-теоретическое мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Начинает формироваться рефлексия умений и навыков, развиваются самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция и самооценка.

Все указанные психологические особенности развития младших школьников тесно связаны между собой, дополняют и частично взаимообуславливают друг друга.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×