Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

особенности использования дидактической игры воспитателем с детьми с ОВЗ | Шилова Екатерина Васильевна. Работа №310522

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Большой потенциал  у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеют дидактические игры, как вид учебного занятия, организуемого в виде учебной игры и реализующего принципы игрового и активного обучения. В работе с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, так как является игровым методом обучения детей и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ВОСПИТАТЕЛЕМ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация: статья посвящена особенностям использования дидактической игры в формировании временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Авторами рассмотрены такие понятия, как «представление» и «временные представления», раскрыты особенности развития временных представлений у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, изучены возможности использования дидактической игры в формировании временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Ключевые слова: представления, временные представления, дети, младший школьный возраст, умственная отсталость, игра, дидактическая игра.

В процессе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество вырабатывает различные базовые понятия, на основе которых выстраивает систему знаний об объективной действительности, одной из которых является система знаний о времени вся наша жизнь, несомненно, тесно связана со временем, умениями измерять, распределять и экономить время, а к современным условиям развития общества относится требование от человека таких качеств как сосредоточенность, целеустремленность, динамичность и способность организовывать собственную деятельность во времени [3]. Такими исследователями как М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса, В.В. Давыдовым, И.В. Кононенко, A.M. Леушиной, А.А. Люблинской и др. отмечено, что ориентация во времени является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми младшего школьного возраста. У многих детей наблюдаются смешения временных рамок, временных понятий, отсутствие точных речевых обозначений категории времени, что определяет необходимость работы по формированию временных представлений у младших школьников, поиску наиболее эффективных приемов, средств и способов работы в данном направлении. Не менее важной на сегодняшний день является проблема формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, так как для детей данной категории характерны нарушения сложных форм познавательной деятельности, в том числе и процесса восприятия, а временные понятия и отношения у них отличаются своей специфичностью и абстрактностью (М.Г. Аббасов, С.В. Архипова, Л.Б. Баряева, Т.А. Власова, М.Н. Перова, И.М. Соловьев и др.). Формирование у младших школьников с умственной отсталостью временных представлений имеет большое значение как для развития их познавательной и личностной сфер, «так и для их адаптации и интеграции в современном обществе, их умений ориентироваться во времени, планировать свою деятельность во времени и т. д.» [5, с. 37]. Одним из эффективных способов формирования у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью временных представлений является дидактическая игра.

Опираясь на исследования Д.Б. Эльконина, который рассматривал игру как «способ получения знаний и развития навыков и умений» [7, с. 18], считаем целесообразным рассмотреть дидактическую игру как средство формирования временных представлений, развития детского интеллекта и развития познавательных способностей младших школьников, так как данный вид обучения очень близок природе детства, отвечает их возможностям и запросам, выверен в своем обучающем и воспитательном воздействии (В.М. Букатов, Е.Н. Давыдова, А.П. Ершова, И.С. Кобозева, В.Н. Кругликов и др.). Анализ научных источников, касающихся проблемы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, дает возможность представить качественное своеобразие временных представлений и некоторые пути их формирования у обозначенной категории. Однако, наряду с приоритетной значимостью общей разработанности указанной проблемы, имеется необходимость более полного и разностороннего исследования временных представлений и выявления их особенностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Представления – это «воспроизведенные образы предметов и явлений, которые человек воспринимает благодаря прошлому опыту» [2, с. 58]. Временные представления – это «представления человека о последовательности смены различных явлений и состояний материи, которые являются универсальными, базовыми категориями в познаниях детьми окружающего мира» [2, с. 84]. Временные представления связаны с «формированием и функционированием специфической функциональной системы, а чувство времени у детей в онтогенезе развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности, в результате специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени» [1, с. 118]. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности: с одной стороны, развивающееся восприятие времени опирается на чувственную основу, а с другой – на освоение общепринятых эталонов оценки времени. «Чувственному восприятию времени способствуют все основные процессы органической жизни человека, обладающие строгой периодичностью» [1, с. 118]. Для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью характерны «нарушения в развитии интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и соматической сферах». Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности, которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в их познавательной деятельности. В связи с этим у детей данной категории отмечаются следующие особенности: «значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания, плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применить на практике те или иные правила, слабость, инертность нервных процессов, нарушения равновесия процессов возбуждения и торможения, склонности к частым охранительным торможениям, снижение пластичности центральной нервной системы» [6, с. 288].

Младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются «стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокие своеобразия и личностные проявления» [6, с. 288]. Считаем целесообразным рассмотреть дидактическую игру в формировании временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Дидактическая игра – это «вид учебного занятия, который организуется в виде учебной игры, реализует принципы игрового, активного обучения и отличается от других игровых методов наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системы оценивания» [3, с. 210] Важное значение играет дидактическая игра в детском возрасте, потребность в которой сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения детей в школе, так как в них нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В работе с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания [4]. В ходе исследования временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что большая часть младших школьников, принявших участие в исследовании, находились на низком уровне понимания и отражения в устной речи представлений об основных временных единицах, низком уровне сформированности временных представлений и низком уровне умений соотносить во времени события и даты личной жизни, определять состояние бытовой ориентировки во времени. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости разработки программы, направленной на развитие временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. С целью формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью был проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы в экспериментальном классе. Формы работы: использование дидактической игры на уроках по математическому развитию и во внеурочное время. Работа состояла из четырех этапов, в связи с чем было составлено перспективное планирование по формированию временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью средством дидактической игры. В своей работе мы использовали такие дидактические игры, которые помогали детям определять течение времени и решать несложные бытовые задачи на время, вырабатывать у детей «чувство времени», учить распределять время и регулировать свою деятельность с учётом времени. На этапе ознакомления детей с временным интервалом сначала мы провели беседу с детьми, обсудили, что можно сделать за 5, 20, 30 минут, как можно выполнять задание и следить по часам, за сколько оно выполнено, показали, как влияет результат работы от самого темпа работы.

На данном этапе мы проводили с детьми такие игры как: «Разложи по порядку», «Назови скорей», «Тик-так» и др. На втором этапе реализации нашей программы мы учили детей оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности, чтобы дети могли научиться тому, как закончить работу, когда пройдет какой-то промежуток времени. В решении этой задачи нам помогали следующие игры: «Песочные часы», «Что мы делаем?», «Успеваем вовремя» и др. На этапе предварительного планирования объема деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности, мы учили детей самостоятельно намечать объём работы, планировать во времени выполнение намеченной работы, выполнять и оценивать длительность работы по часам. Решению данной задачи способствовало проведение следующих игр: «Часы», «Что за чем бывает?», «Мои планы» и др. На этапе переноса умений оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры) мы уточняли представления детей о режиме, чтобы дети самостоятельно могли определять начало и конец какого-либо занятия по часам. Также мы учили детей определять время по часам, рассказали о часах, что это прибор для измерения времени, а в давние времена люди определяли время, посмотрев на солнце, на его движение по небу. Нами была создана развивающая предметно-пространственная среда классной комнаты, включающая в себя разнообразные демонстрационные материалы дидактических игр, направленных на формирование умения планировать и рассчитывать время, определять продолжительность и порядок следования тех или иных событий в учебной деятельности. В специально отведенной зоне мы разместили модели частей суток, дней недели, времен года, детские календари, приборы для определения времени школьниками (песочные и механические часы, секундомеры), настольно-печатные игры «Веселые часы», «Времена года», «Режим дня» и т. д., дидактические игры «Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т. д. В отведенной зоне висят репродукции картин различных художников: «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Утро» С. Чуйкова, «Зимний сон» А. Васнецова, «Золотая осень» И. Остроухова, а также находятся альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки), различные плакаты (времена года, часы – определяем время и т. д.). С целью выявления эффективности разработки и реализации программы по использованию дидактической игры в формировании временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. На данном этапе использовались те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе, результаты проведения которых показали, что в контрольном классе показатели практически не изменились, а в экспериментальном классе показатели улучшились по всем характеристикам, что свидетельствует об эффективности реализации программы использования дидактической игры в формировании временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В результате проведенной нами работы у младших школьников сформировался устойчивый интерес к понятию «время», они научились его хорошо определять, ориентироваться во временных отрезках, планировать свое время и прогнозировать, за какой период справятся с той или иной деятельностью. Итак, в настоящее время актуальной проблемой в педагогике является проблема формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Временные представления – это представления человека о последовательности смены различных явлений и состояний материи, которые являются универсальными, базовыми категориями в познаниях детьми окружающего мира. Для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью характерны нарушения в развитии интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и соматической сферах. Дети данной категории характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Большой потенциал в формировании временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеют дидактические игры, как вид учебного занятия, организуемого в виде учебной игры и реализующего принципы игрового и активного обучения. В работе с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, так как является игровым методом обучения детей и формой обучения.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×