«Особенности использования в дошкольном образовании технологии «Тренинг» | Ульяшина Светлана Николаевна. Работа №348200
Статья на тему «Особенности использования в дошкольном образовании технологии «Тренинг»
Докладчик: воспитатель МБДОУ № 66 «Яблонька» г. Калуга
Ульяшина Светлана Николаевна
В статье затронута проблема необходимости введения в дошкольное образование технологии «Тренинга», развитие коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также результативность проведения педагогами дошкольного образования тренинга с детьми дошкольного возраста для развития у них определенных навыков и умений. На основе теоретического анализа научных источников охарактеризованы особенности использования в дошкольном образовании технологии «Тренинга».
Статья на тему «Особенности использования в дошкольном образовании технологии «Тренинг»
Докладчик: воспитатель МБДОУ № 66 «Яблонька» г. Калуга
Ульяшина Светлана Николаевна
Калуга 2024
В статье затронута проблема необходимости введения в дошкольное образование технологии «Тренинга», развитие коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также результативность проведения педагогами дошкольного образования тренинга с детьми дошкольного возраста для развития у них определенных навыков и умений. На основе теоретического анализа научных источников охарактеризованы особенности использования в дошкольном образовании технологии «Тренинга».
Ключевые слова: тренинг, тренинговые занятия, коммуникации, конструктивное общение.
Актуальность. На этапе дошкольного детства важную роль в развитии детей играет интерес к окружающему миру. Особое внимание к познанию своего окружения проявляют малыши третьего года жизни. Дошкольнику этого возраста необходимо усвоить определенный круг знаний о предметах, ознакомиться с их названиями, признаками, назначением. С точки зрения современной детской психологии, ребёнок должен овладеть способностью распознавать свойства окружающих предметов, сравнивать их и учитывать их специфику при выполнении разнообразных действий. В качестве воспитательной работы, тренинг для дошкольников подразумевает под собой помощь детям в развитии всевозможных навыков и личностных качеств.
Игровой тренинг помогает в работе с теми детьми, у которых ярко выражена агрессия, гиперсоциализация, негативизм, беспокойность, отрицание всего.
Существует немало видов, форм и вариантов проведения тренинговых занятий. Главная задача специалиста (воспитателя, психолога) – правильно подобрать эту систему, а затем суметь грамотно реализовать ее для учащихся. Необходимо, чтобы уровень тренинга соответствовал возрастной категории учащихся. Например, занятия, построенные в виде игрового процесса, в основном рассчитаны на тех детей, возраст которых от 2 до 5 лет, а беседы – на детей 6, 7 лет. При подборе материалов этот фактор следует учитывать в первую очередь, иначе проводимые мероприятия могут не дать нужного результата в полной мере.
Цель статьи: заключается в раскрытии аспектов использования тренинга для детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Изложение основного материала: Тренинги для детей дошкольного возраста являются деятельностным обучением, и они предполагают повторять то, что плохо получилось с первого раза. Целью данного мероприятия является освоение конкретного вида деятельности. Оно рассматривается в качестве формы, которая помогает развить основную работу с детьми. Однако в дошкольном учреждении иногда довольно тяжело организовать подобное занятие, соблюдая все правила и законы психологии. На это есть несколько причин, например, продолжительность игрового тренинга может занимать только 1-2 занятия, а это вряд ли даст какие-либо плодотворные результаты. Немаловажным аспектом является и состав группы, который, исходя из правил, не должен меняться, но в условиях дошкольного заведения это редко представляется возможным. Основной принцип данного психологического мероприятия – это открытость, поэтому могут потребоваться условия, при которых человек готов пойти на изменения в собственном поведении и сознании, условия, при которых он готов развиваться и искать в себе что-либо новое. [10, с. 76-80]
Но в современных дошкольных учреждениях весьма невысок уровень психологической безопасности, поэтому правильная организация тренингов специалисту дается не так легко. Однако выход был найден: психологи изменили стандартные тренинги, адаптировав их под истинные условия дошкольного учреждения. Данному методу дали название «тренинговые занятия». Они представляют собой мероприятие для небольших групп детей, происходящее 1 раз в неделю, в условиях низкой психологической безопасности. По длительности занятия схожи с обыкновенным занятием воспитателя с детьми лепкой, рисованием, а их целью является обучение дошкольников определенной деятельности или навыку. На таких тренингах у детей может сохраняться чувство отчужденности, однако потенциал их весьма высокий, поэтому дети снова захотят посещать подобные мероприятия.
Разновидности дошкольных тренингов.
Существует довольно много вариантов проведения тренингов для детей дошкольного возраста. Из них можно выделить следующие методы: групповая дискуссия (для более старших дошкольников), игровые методы (все возрастные категории дошкольников), психогимнастические упражнения (все возрастные категории дошкольников). Все мероприятия проходят в виде бесед, игр, релаксаций, упражнений по арт-терапии и групповых работ.
Например, тренинг по развитию заинтересованности к учебе у старших дошкольников предполагает беседу, игру и релаксацию. Он состоит из 28 занятий и рассчитан на 14-16 недель. Группа формируется из 8 человек. Предварительно с детьми проводятся диагностические мероприятия для выявления их психологических особенностей. [5, с. 241-250]
Существует и такой вариант проведения тренинга, как сказкотерапия. Подобные занятия помогают детям формировать нравственные ценности, корректировать отклонения в поведении, легко усваивать информацию.
Также есть тренинг по коррекции общения, состоящий в основном из бесед и игр. Подобные занятия проводят в большой комнате, где находится много игрушек, которые ребенок может брать. Мероприятие начинается с приветственной части, после чего каждый из участников представляется, а остальные повторяют его имя хором. Потом идут всевозможные коллективные упражнения, затем – прощальная часть. Данные тренинги способствуют тому, чтобы дети были более раскованные в процессе общения. [11, с. 75]
Наибольшей популярностью пользуются тренинги в виде игр, так как для детей младшего возраста игровая деятельность является основным информативным источником. Игры увлекают ребенка, и способствуют лучшему раскрепощению его интеллекта, поэтому данная форма тренинга является самой приоритетной.
Детям нравятся занятия, в которых используются всевозможные игры с пальцами и на пальцах. В качестве примера можно рассмотреть игру «Воробей», которая предполагает участие пяти человек. Суть игры: по сигналу ведущего, дети, растопыренными пальцами пытаются захватить пальцы соседа и притянуть к себе. Побеждает тот, кто ближе всего притянет своего соседа ближе всего.
Хорошей эффективностью обладают занятия по арт-терапии. Их можно проводить, как в коллективе, так и с каждым ребенком отдельно. Целью подобных тренингов является снятие психологического напряжения, избавление от страхов, формирование коммуникативных навыков. Занятия следует проводить не менее 1 раза в неделю. Для того чтобы провести подобное мероприятие, понадобятся карандаши, краски, бумага, пластилин, глина, в общем, любые материалы из которых можно творить. Основная суть занятия – предоставить ребенку абсолютную свободу самовыражения. Одной из разновидностей арт-терапии является музыкотерапия. По просьбе психолога, воспитателя дети представляют под музыку определенные образы, танцуют и поют. Для таких занятий понадобятся только музыкальные записи и устройство их воспроизведения. [6, с. 200]
Благодаря таким тренингам можно выявить отклонения в поведении ребенка, раскрыть всевозможные аспекты его личности, развить те навыки и качества, которые помогут ему в обычной жизни, скорректировать. Помимо этого, данные мероприятия помогают сплотить детей в группе, развить в детях толерантность друг к другу, воспитать в себе правильное отношение к миру, лучше приспособиться к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Вывод: Плодотворные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных видов сотрудничества, при активном включении всех членов дошкольного коллектива (воспитатель, психолог – воспитанник – родители дошкольника).
Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.
При работе с дошкольниками в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо делать акцент на создании атмосферы доверия и безопасности. Важно подчеркнуть, что не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений.
Список литературы
Ковтун А. Театр кукол - своими руками //Юный техник (приложение "Для умелых рук"). - 1986. -
№
3. -
С.15-18.
Кэдьюсон
Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - СПб: Питер, 2000. - 416 с.
Лэндрет
Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
Магид С. Развивающие занятия - гарантия успеха //Психологическая газета. - 18.03.2008. -
№
15. -
С.3-4.
Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.
Карвасарского
. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 752 с.
Рудестам
К. Групповая психотерапия.
Психокоррекционные
группы: теория и практика. - СПб.: Питер, 1999. - 384 с.