Особенности использования в образовательном процессе ДОО | Тармина Алеся Глиттиновна. Работа №296362
Автор: Тармина Алеся Глиттиновна
Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является
« создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов.
Метод проекта нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной.
Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Е.Г. Кагаров считал, что: – исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
– проект должен осуществляться поэтапно;
– ведущим становится принцип самодеятельности;
– проект – есть слияние теории и практики.
Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно – познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов.
Особенности использования в образовательном процессе ДОО
проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
Прокопьева Татьяна Ивановна
Евтюшкина Валентина Гавриловна
воспитатели МБДОУд/с № 10 «Земский»
Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является
« создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов.
Метод проекта нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной.
Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Е.Г. Кагаров считал, что: – исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
– проект должен осуществляться поэтапно;
– ведущим становится принцип самодеятельности;
– проект – есть слияние теории и практики.
Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно – познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов.
В основе проектной деятельности лежат следующие педагогические идеи: идея сотрудничества воспитателя и ребенка на основе взаимного уважения и доверия, идея индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей.
Принципы проектной работы:
1.Доступность. Обучение предполагает учет возрастных и психофизических особенностей детей, а также уровня их развития и потенциальных возможностей.
2.Наглядность и практическая деятельность. При этом в качестве реальных предметов используется крупный и достаточно свободный от лишних деталей материал.
3.Вариативность. Вариативность деятельности предполагает парную групповую и индивидуальную формы работы. Воспитатели используют различные типы упражнений, чтобы не только облегчить дальнейшую работу детей, но и сделать ее преодолимой.
4. Целостность построения коррекционно - развивающего обучения. Коррекционная работа строится с учетом познавательной деятельности. Отработка определенных умений и навыков проводится во всех видах детской деятельности, в том числе проектной.
5. Личностный фактор. Включение детей в проектную деятельность предоставляет им много возможностей думать, говорить, рассуждать о тех или иных вопросах, выполнять задания в соответствии с их индивидуальными особенностями.
6. Учение с увлечением. Получение удовольствия – это одно из главных условий эффективности обучения. Дети много усваивают, если им нравится процесс обучения, поэтому воспитатели включает в учебный процесс разнообразные виды и формы работы
Информационные Мини – проекты Индивидуальные
Исследовательские Краткосрочные проекты Парные
Тематические Долгосрочные проекты Групповые
Межпредметные Недельные проекты Фронтальные
Информационные проекты – учат детей умению сбора и обработки информации по значимой проблеме с целью ее презентации перед детьми группы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Исследовательские проекты широко используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе этих проектов у детей развивается умения:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить собственные мини-доклады;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Тематические. Метод проектов может быть использован в рамках единой темы, осуществляется с учетом практической ее значимости.
Межпредметные (интегрированные) – это проекты, интегрирующие смежную тематику нескольких разделов программы, выполняются иногда под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Эти небольшие проекты, затрагивают иногда две-три предметные области, а в некоторых случаях бывают достаточно объемные, продолжительные. Интегрированные проекты предоставляют возможность использования знаний в различных сочетаниях, сближают применение дошкольных знаний с реальными жизненными ситуациями
Основываясь на представленных принципах, выделяют несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы,
использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Последовательность работы над проектом.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Изучение вопроса, объекта исследования.
Сбор материала.
Обработка материала, получение результата, анализ.
Отчёт о проделанной работе.
Оформление результатов проекта реферат или доклад, презентация, выпуск стенгазеты, выступление и т. д.
Примерный план по созданию детского проекта делят на этапы:
Подготовительный.
Ориентировочный.
Организационный.
Презентационный
На подготовительном этапе детей учат выбрать тему проекта, конкретизировать её, составить визитную карточку проекта. Всегда необходимо предлагать детям интересные темы, здесь самое важное - заинтриговать, заинтересовать ребенка, "заразить" идеями, нарисовать в его сознании радужные перспективы его работы. Разрабатывая темы дошкольных проектов, воспитатели касаются различных областей знаний.
Ориентировочный этап - это определение целей и задач проекта, выбор предмета или объекта проектирования. Педагоги учат детей умению четко представлять, что они проектируют, для чего и зачем они это делает. В ходе данного этапа дети учатся с помощью взрослых и самостоятельно объединяться в рабочие группы, распределять роли, договариваться.
Организационный этап самый трудоемкий, он предполагает организацию работы над проектом, составление плана работы и совместную деятельность по выполнению поставленных целей. На этом этапе педагоги применяет различные методы проектирования, которые в свою очередь формируют и развивают коммуникативные навыки. Это: взаимообучение - обращение с вопросами к окружающим его взрослым и сверстникам, совместное рассматривание познавательных книг, картин, просмотр мультфильмов по теме проекта, наблюдение, эксперимент, обращение к глобальной компьютерной сети Интернет с родителями. Во время поиска информации дошкольникам предлагается хотя бы кратко изучить историю вопроса, разные точки зрения на данное явление, в результате чего открываются интересные факты. Все это вызывает дополнительный интерес и стимулирует детей к дальнейшему изучению темы.
Презентационный этап - это оформление работы, подготовка к защите. Ребенок должен четко знать, сам проделать весь путь от выбора темы до результата проекта.
На каждом этапе деятельность воспитателя и детей распределяется следующим образом:
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
Подготовительный
Формулирует проблему (цель) Вводит в игровую ситуацию
Формулируют задачу
Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта
Ориентировочный
Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность
Объединение детей в рабочие группы.
Распределение ролей
Организационный
Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта
Формирование специфи-ческих знаний, умений, навыков
Презентационный
Подготовка к презентации. Презентация
Подготовка проекта дея-тельности к презентации.
Представление продукта деятельности
Задачи обучения детей проектной деятельности решаются в зависимости от возраста детей Освоение проектных действий детьми усложняется с возрастом .
Старшая группа:
Вхождение детей в проблемную и игровую ситуаци
ю(
ведущая роль педагогов)
Активизация желания искать пути разрешения проблемных ситуаций (вместе с педагогами)
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности
(
практические опыты)
Подготовительная к школе группа
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи с помощью различных вариантов;
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Подготовительный этап
5-6 лет
6-7 лет
Интригующее начало, отвечающее потребностям детей.
Выделение (взрослым или ребенком) проблемы,отвечающей потребностям обеих сторон
Выделение проблемы детьми или взрослым, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
Ориентировочный этап
Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата
Самостоятельное определение цели проекта, мотива предстоящей деятель-ности, прогнозирование результата
Организационный этап
Совместное движение взрослых и детей к результату, выполнение отдельных, несложных поручений
Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
Выполнение детьми проекта, эффективная помощь взрослых
Планирование деятельности детьми при возможном участии педагога, определение средств и способов реализации проекта.
Выполнение детьми проекта, договоренность, взаимообучение, взаимопомощь
Презентационный
Представление продукта совместной деятельности
Представление продукта совместной деятельности
Одним из необходимых условий, способствующих овладению детьми проектной деятельностью, является создание образовательно - развивающей проектной среды,
При оборудовании образовательно-развивающей среды для организации проектной деятельности обязательно учитывается:
безопасность жизни и здоровья детей;
достаточность материала;
доступность расположения;
тематика работы воспитателей с детьми обязательно согласовывалась с планом работы учителя-логопеда.
При овладении детей проектной деятельностью в педагоги используют следующие методы:
метод успеха - очень важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса»
методы, повышающие познавательную активность (сравнение, повторение, решение логических задач, исследование);
методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знани
й(
элементы новизны, проблемно-игровые приемы, проблемные
вопросы;игровые
задания и упражнения);
методы коррекции и уточнения представлений при проведении проектной деятельности (переключение на другую деятельность, обобщенный ответ, беседа).
В ходе работы с дошкольниками предлагается активно использовать в работе такие средства обучения как:
карточки
дидактические игры
настольно-печатные игры
библиотечка «Эрудит»
наборы картинок для определения тематики проектов
различные виды моделей
фильмотека
уголок исследователя
фото и видео сюжеты
дневник исследователя
проектные карты
Формы работы педагогов с детьми посредством использования проектной деятельности следующие:
Как показывает практика, использование проектной деятельности в работе с детьми способствует :
развитию коммуникативных навыков и умений у детей: умения сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) ин
формацию; говорить самому сообщения.
формированию диалогической и монологической форм речи;
воспитанию культуры общения;
овладению невербальными средствами общения;
побуждает детей к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики мышления, повышает познавательный интерес детей.
о
бучает детей специальным умениям и навыкам проектирования