"Особенности изучения биографии писателя на уроках русской литературы " | Кононенко Елена Николаевна. Работа №336185
В статье описаны формы и методы, используемые при изучении биографии писателя. Обращено внимание на актуальность применения инновационных форм обучения. Поставлен акцент на важности наличия дополнительных материалов в описании жизни и творчества писателя. Обращено внимание на поиск интересных, малоизвестных фактов из биографии писателя. Подчёркнуто, что особую роль в представлении материала играет знание информационных технологий: умение подбирать научно обоснованный и этический материал в системе Инернет, создавать презентации, оформлять сообщения и рефераты.
Кононенко Е.Н.
Особенности изучения биографии писателя на уроках русской литературы
Читать классические произведения очень сложно и непонятно. И это иной раз вызывает у детей даже отвращение к чтению. Им кажется, что школьные произведения неинтересные, мрачные, затянутые, какая-то «обязаловка». Часто можно услышать вопрос: «А зачем нам литература? Что она нам дает?» Прежде всего грамотность – что является серьезной проблемой нынешнего поколения; пополнение словарного запаса – человек, который много читает, может без проблем изъясняться на любую тему. Кто-то правильно заметит, а зачем эти старые слова, сложные конструкции предложений в современной речи, но ведь это знания развития языка, экскурсия в определенные исторические эпохи .Одна из важнейших функций литературы – развитие ума. Искать, анализировать, сопоставлять факты, исследовать, делать предположения, верно излагать мысли, определять главное, аргументировать – это далеко не полный перечень возможностей литературы. Каждое произведение – это загадка. Литература учит жить, мыслить, чувствовать. Именно эти компетентности необходимы в наш стремительный век информационных технологий.
Важным моментом для изучения и понимания художественного произведения является знакомство с биографией писателя. Прежде всего век, годы жизни, а сколько лет прожил писатель, а почему умер так рано – дуэль, а что это за болезнь или еще какая причина. Именно эти вопросы звучат на первых уроках изучения творчества писателя. Здесь успешно используются межпредметные связи точных, гуманитарных и естественных наук. Старшеклассников всегда интересует личная жизнь, влюбленности, дети.
Учебник не всегда раскрывает полную картину жизни и творчества писателя, материал «суховатый». Всегда на помощь приходит дополнительная литература, Интернет. Очень любят ученики готовить сообщение на тему: «Интересные факты жизни писателя». Пришли к выводу – нельзя идеализировать, они такие же люди как и мы с недостатками и достоинствами, со своими «скелетами в шкафу». Всегда помнят именно те факты, которые с этической точки зрения нельзя озвучивать на уроке. Это задание формирует умение констатировать допустимые моменты жизни творца. Удивление, восхищение, восторг, иной раз разочарование – так меняется эмоциональный настрой детей. Но все прекрасно понимают, чтобы анализировать интерпретировать художественный текст нужно знать определенные моменты жизни писателя, историческую эпоху, события того времени. Каждое произведение в какой-то мере автобиографично.
Использование фото, видеоматериалов, презентаций позволяет сделать каждый урок интересным, содержательным, а произведения, даже самые сложные, понятным. Безмерно удивление учащихся при осознании актуальности поставленных тем, проблем художественного произведения. При идейно-художественном анализе понимают, что классика дает ответы на возникающие вопросы современности. Задача учителя состоит в том, чтобы осознание значимости литературы в жизни человека наступило как можно раньше, именно в школьном возрасте. Как сказал известный французский писатель Стендаль (1783-1842): «Ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации».