Особенности классного руководства в колледже | Мой кабинет. Работа №350929
Аннотация: в статье рассматриваются современные требования к классному руководству как к особому виду педагогической деятельности в колледже
Ключевые слова: классный руководитель, деятельность классного руководителя
Согласно современным запросам в государственной политике по вопросам воспитания, классный руководитель является ключевой фигурой в деятельности образовательной организации, а единые подходы к пониманию целей и задач классного руководителя, принципов и видов деятельности по осуществлению классного руководства является важной составляющей воспитательного процесса в системе СПО.
УДК 81
Особенности классного руководства в колледже
И.В. Полухина, преподаватель высшей квалификационной категории,
Воронежский государственный технический университет,
строительно-политехнический колледж
Аннотация: в статье рассматриваются современные требования к классному руководству как к особому виду педагогической деятельности в колледже
Ключевые слова: классный руководитель, деятельность классного руководителя
Согласно современным запросам в государственной политике по вопросам воспитания, классный руководитель является ключевой фигурой в деятельности образовательной организации, а единые подходы к пониманию целей и задач классного руководителя, принципов и видов деятельности по осуществлению классного руководства является важной составляющей воспитательного процесса в системе СПО.
Классное руководство понимается как особый вид педагогической деятельности, направленный, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Воспитание понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Классным руководителям отводится ключевая роль, поскольку именно они регулярно общаются и со студентами, и с их родителями, что позволяет решить ряд педагогических задач.
Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении группы как микросоциума. Классный руководитель – не единственный субъект воспитательной деятельности. Поэтому он должен постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками и администрацией образовательной организации.
В деятельности классного руководителя выделяют инвариантную и вариативную части. Инвариантная составляющая охватывает минимально необходимый состав действий по решению задач воспитания и социализации, независимо от условий функционирования образовательной организации.
Инвариантная деятельность: (личностно-ориентированная) содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе при контроле посещаемости и успеваемости; обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия; организация мероприятий, направленных на формирование опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, профсоюзных, творческих и научных сообществ; индивидуальная поддержка каждого обучающегося на основе изучения его психофизиологических особенностей; выявление и поддержка обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также нуждающихся в психологической помощи; профилактика наркотической, алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ; формирование навыков информационной и социальной безопасности; содействие формированию у студентов с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению; поддержка талантливых обучающихся.
Для реализации вышеперечисленных мероприятий, классный руководитель взаимодействует с педагогическим коллективом: разработка единых педагогических требований, целей, задач, подходов (разработка программы воспитания по специальности); взаимодействие с заведующим отделением и преподавателями по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и группы в целом; взаимодействие с педагогом-психологом, по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции; вовлечение обучающихся совместно с заместителем директора по воспитательной работе в систему внеурочной деятельности, по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся; взаимодействия с сотрудниками общежития с целью контроля проживающих там студентов, оказание им необходимой помощи, взаимодействие с администрацией с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказании материальной помощи, оформлении скидки по оплате за обучение.
Неотъемлемой частью работы классного руководителя является взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся: регулярное информирование родителей об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года; координация взаимосвязей между родителями и другими участниками образовательных отношений; содействие повышению педагогической компетентности родителей. А так же: ведение и составление документации: совместно с заведующим отделением организуется работа по заполнению списков обучающихся учебного журнала, контроля заполнения зачетных книжек, оплаты за обучение, предоставление администрации различного рода информации по студентам (результаты текущей аттестации, контроль посещения второго управления/военкомата; отчета о работе классного руководителя в конце каждого семестра и т.д.
Формы работы классного руководителя:
Индивидуальные: беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы.
Групповые: творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты.
Коллективные: классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, родительские собрания.
Литература
М
етодические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ,
осуществляющим государственное управление в сфере образования, по
организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях.
Классный руководитель в реалиях современного образования: Сборник статей и методических материалов
// С
ост. Л.С.
Ручко
, И.В.
Адоевцева
, О.В.
Миновская
, И.Н.
Козявина
. –
Электронное издание. – Кострома: ред.-изд. отд. Костромского
областного института развития образования, 2020. – 410 с.
Классное руководство: учебник
для учреждений сред
.
п
роф. образования //
В
.П. Сергеева, Е.А. Алисов, И.С. Сергеева и др.
Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 300 с.
https://infourok.ru/