Особенности коммуникативного развития в старшем дошкольном возрасте | Воронова Елена Григорьевна. Работа №331627
Для выявления сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста использовали следующие методики:
В первой методики «Рукавички» Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной выявляли сформированность коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Во второй методики контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой выявляли уровень развития коммуникативных способностей дошкольников. В третьей методики «Да и нет не говорите» Е.Е.Кравцовой выявляли уровень сформированности контекстного общения с взрослыми у детей 6 -7 летнего возраста. В четвёртой методики «Угадай эмоцию» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной выявляли сформированность понимания эмоциональных состояний людей у ребёнка старшего дошкольного возраста.
Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
В статье исследуются методики для выявления сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Для выявления сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие методики:
Методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной
Методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой
Методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой.
Методика «Угадай эмоцию» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной
Разберём по подробнее каждую методику.
Методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной
Цель: изучить сформированность коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации совместной деятельности и осуществления сотрудничества.
Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 5-7 лет. Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей. Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Третья серия аналогична первой, а четвёртая серия - второй. Но в них участвуют дети разного возраста. Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами, и анализ результата. Наше исследование по данной методике проводилось по первой серии. Двум детям одного возраста предлагалось по одному изображению рукавички. Дошкольникам необходимо было украсить их так, чтобы они составили пару, то есть были одинаковыми. Но сначала необходимо пояснить, что детям нужно договориться об узоре рукавичек, а потом уже приступать к рисованию.
Уровни продуктивности совместной деятельности, определяемые по степени сходства узоров на рукавичках: 1) Низкий уровень - в узорах явно видны различия или вообще нет сходства. В процессе взаимодействия дети не могли договориться и прийти к общему мнению, каждый настаивал на своём. 2) Средний уровень – наблюдается частичное сходство: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. 3) Высокий уровень - рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети в процессе рисования активно обсуждали возможный вариант узора, согласовывали друг с другом способ раскрашивания рукавичек; сравнивали и координировали способы действия; следили за реализацией совместно принятого замысла.
Методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой
Цель: определить уровень развития коммуникативных способностей дошкольников (понимание ребёнком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Детям предлагается выполнить 3 задания, в каждом из которых 2 картинки, на которых изображены ситуации, связанные с ребёнком и взрослым. Дошкольнику зачитывается ситуация, и он должен выбрать одну из 2-ух картинок, соответствующую описанию. Оценивание методики:
- 3 балла – ребёнок правильно выполнил все 3 задания;
- 2 балла – ребёнок правильно выполнил 2 задания;
- 1 балл – ребёнок правильно выполнил только 1 задание.
Методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой.
Цель: выявить уровень сформированности контекстного общения с взрослыми у детей 6 -7 летнего возраста.
Процедура проведения: методика Е.Е. Кравцовой построена на основе детской игры в фанты. Согласно инструкции ребёнок должен отвечать на предлагаемые экспериментатором вопросы, избегая запрещённых слов. Такими запрещёнными словами являются: «да» и «нет». Вопросы составляются с таким расчётом, что требуют употребления именно этих слов. Предполагаются, что дети, утратившие непосредственность поведения, смогут перейти от импульсивных ответов, на которые провоцировал прямой смысл задаваемых вопросов, к ответам, соответствующим правилам игры. В этом случае количество верных ответов становится показателем произвольности дошкольника в общении. Экспериментатор объясняет ребёнку правила игры, приводит примеры вопросов и ответов на них, задаёт пробные вопросы, а затем переходит к собственно игре.
Всего ребёнку задаётся 25 вопросов: 20 из которых являются провоцирующими и 5 нейтральными. По окончании проведения методики ребёнок должен повторить правила, а затем оценить свои ответы, то есть сказать использовал он «запрещённые» слова или нет. Все вопросы и ответы ребёнка строго протоколируются.
Обработка и интерпретация данных: по результатам эксперимента для каждой возрастной группы вычисляют среднее количество верных ответов и среднее время работы, выделяют самые трудные и самые лёгкие вопросы, определяют количество детей, правильно оценившее свои ответы.
На оснований полученных данных выявляют уровень сформированности контекстного общения ребёнка с взрослыми; рассматривают результативность деятельности детей в эксперименте (количество верных ответов) во взаимосвязи с показателем уровня произвольности в общении со взрослым:
0 - 11 баллов - низкий уровень;
12 - 16 баллов - средний уровень;
17 - 25 баллов - высокий уровень.
Методика «Угадай эмоцию» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной
Цель: изучить сформированность коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации совместной деятельности и осуществления сотрудничества.
Описание методики: Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх,, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением; положительных и отрицательных поступков детей и взрослых. Проведение исследования. Индивидуально с детьми 5-7 лет проводится 2 серии.
Первая серия. Ребёнку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображён на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку».
Вторая серия. Ребёнку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из
Обработка результатов. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.
них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»