Особенности коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи | Серова Юлия Владимировна. Работа №313662
В статье раскрываются основные проявления общего недоразвития речи, дана краткая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР. Материал статьи включает в себя анализ подходов различных авторов относительно вопросов коммуникативных навыков детей данной категории.Выявлены ключевые особенности межличностного общения, специфика взаимосвязи темпов общего развития и развития речи, а также рассмотрена классификация детей с общим недоразвитием речи в зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта ребенком.
Серова Юлия Владимировна,
МБДОУ «ДС №308 «Звездочка» г. Челябинска»,
учитель-логопед
Особенности коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов. Наибольший вклад внесен Р.Е.Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии.
Под термином «общее недоразвитие речи» понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи наблюдается, когда присутствуют одновременно недостаточность словарного запаса и проблемы в фонетико-фонематическом развитии. При ОНР отмечают также позднее появление речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования.
У детей с ОНР на фоне речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной отмечается:
- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;
- трудности связаны с речевыми и когнитивными нарушениями;
- преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4–5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. Так затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, вследствие чего возникают проблемы в развитии и обучении. Изучая особенности развития дошкольников с общим недоразвитием речи О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Также задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
В то же время, осознание речевой недостаточности рождает у детей неуверенность в своих силах, замкнутость, раздражительность, обидчивость, усиливает негативизм.
В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольники с общим недоразвитием речи Чиркиной Г.В. были разделены на три группы:
- дети первой группы не демонстрируют переживание речевого дефекта, у них не отмечаются трудности при речевом контакте. Они активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, широко используют при этом невербальные средства общения. Вступают в общение, поддерживают диалог, часто обращаются друг к другу с вопросами, комментирующими и побуждающими высказываниями.
- у детей второй группы есть трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегают к невербальным средствам общения. При обращении к ним могут поддерживать общение – если тема разговора или ситуация вызывает эмоциональный отклик, проявляют активность. На обращения партнеров по общению чаще реагируют практическими действиями, чем словесно. Активно комментируют свои действия и действия партнера. В общении в основном используют диалогический цикл.
- у детей третьей группы отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости, наблюдается агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегают общения с взрослым и сверстниками. Дети не поддерживают начатое общение. Они предпочитают действовать молча, не учитывая невербальный контекст ситуации. Создают конфликтные ситуации, активно включаются в конфликты других детей.
Таким образом, очевидно, что недоразвитие речи снижает уровень общения, приводит к снижению коммуникативной активности. Существует и обратная зависимость – при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется.
Речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.
Рассмотрев развития общения детей с ОНР со сверстниками, можно сделать следующие выводы:
- замедление речевого развития ограничивает речевой контакт со сверстниками;
- общение для детей дошкольного возраста с ОНР не является основным источником поступления знаний об окружающем;
- дошкольники данной категории не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре.
- общение дошкольников с ОНР со сверстниками носит эпизодический характер.