Особенности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи | Надточий Наталья Сергеевна. Работа №349520
Аннотация: В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Описаны ключевые направления деятельности, этапы коррекционной работы и методы, направленные на развитие речевых навыков, улучшение коммуникативных способностей и адаптацию детей с ТНР. Освещены основные подходы к организации занятий, позволяющие достигнуть устойчивых результатов и обеспечить ребенку максимальную поддержку в процессе развития речи. Статья адресована педагогам, логопедам и другим специалистам в области дошкольного образования.
Ключевые слова: учитель-логопед, коррекционно-развивающая работа, тяжелые нарушения речи, дошкольное образование, развитие речи, коммуникативные навыки.
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Надточий Наталья Сергеевна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска "Детский сад № 74 "Непоседы"
Аннотация: В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Описаны ключевые направления деятельности, этапы коррекционной работы и методы, направленные на развитие речевых навыков, улучшение коммуникативных способностей и адаптацию детей с ТНР. Освещены основные подходы к организации занятий, позволяющие достигнуть устойчивых результатов и обеспечить ребенку максимальную поддержку в процессе развития речи. Статья адресована педагогам, логопедам и другим специалистам в области дошкольного образования.
Ключевые слова: учитель-логопед, коррекционно-развивающая работа, тяжелые нарушения речи, дошкольное образование, развитие речи, коммуникативные навыки.
Работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является одной из наиболее сложных и ответственных областей в деятельности учителя-логопеда в дошкольных учреждениях. Тяжелые нарушения речи включают в себя такие состояния, как дизартрия, алалия, ринолалия и другие формы речевых нарушений, при которых ребенок испытывает значительные трудности в вербальной коммуникации. Эти особенности требуют комплексного подхода, ориентированного на развитие речи ребенка и его социализацию в дошкольной среде. Логопеду предстоит не только развивать у ребенка речевые навыки, но и работать над улучшением общей моторики, координации и когнитивных способностей.
Основной задачей учителя-логопеда в работе с детьми с ТНР является обеспечение условий для полноценного и всестороннего развития ребенка. Важным аспектом коррекционной работы является индивидуальный подход, при котором логопед учитывает особенности речевых нарушений каждого ребенка, его возраст, уровень развития и специфические потребности. Такой подход позволяет разрабатывать эффективные методики, адаптированные под возможности ребенка, а также ставить реалистичные цели на каждом этапе занятий.
Начальный этап коррекционно-развивающей работы включает комплексную диагностику речевого состояния ребенка. Учитель-логопед проводит оценку уровня речевого развития, состояния артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и других факторов, влияющих на речевую деятельность. На основе этих данных составляется индивидуальная программа коррекционных занятий, определяются краткосрочные и долгосрочные цели, что позволяет выстроить план работы и отслеживать динамику улучшений. Важно, чтобы начальный этап включал также выявление сопутствующих особенностей развития, таких как снижение слухового восприятия, нарушение координации или проблемы с вниманием, которые могут осложнять процесс коррекции речи.
Эффективная работа с детьми с ТНР требует от логопеда использования разнообразных методов и приемов, которые включают игровые, артикуляционные, дыхательные и сенсорные упражнения. Одним из ключевых приемов является применение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие мускулатуры речевого аппарата и улучшение моторики. Артикуляционные упражнения помогают укрепить мышцы языка, губ и неба, что способствует улучшению звуковоспроизведения и общего качества речи. Помимо этого, дыхательные упражнения помогают развить правильный речевой выдох, что особенно важно для детей с нарушениями речи, у которых может быть недостаточно развито чувство ритма и мелодики речи.
Игровая деятельность занимает центральное место в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, так как позволяет проводить занятия в непринужденной и интересной для детей форме. С помощью игр логопед формирует у ребенка базовые коммуникативные навыки, помогает ему включиться в процесс общения и улучшить речевую активность. Игры подбираются таким образом, чтобы они стимулировали ребенка к активной речевой деятельности и помогали развивать необходимые речевые навыки: понимание обращенной речи, увеличение словарного запаса, формирование навыков составления фраз и предложений. Например, игры с элементами подражания звукам и движениям помогают детям лучше усваивать новые слова и фразы.
Особое внимание в работе с детьми с ТНР уделяется развитию фонематического восприятия и фонематического слуха. Для этого логопед применяет специальные упражнения, направленные на различение звуков, выделение звука в слове, определение звукового состава слова. Постепенно дети учатся различать звуки, понимать, как звучат слова, и правильно их произносить. Поскольку детям с ТНР часто бывает сложно различать схожие по звучанию звуки, особенно на начальных этапах коррекционной работы, важно закреплять навык звукового анализа с помощью многократных повторений и упражнений.
Формирование лексико-грамматических навыков — еще один важный этап в коррекционной работе. Для детей с ТНР характерны трудности в усвоении грамматических норм, поэтому логопед уделяет особое внимание обогащению словарного запаса ребенка, обучению правильному построению предложений, формированию понимания логики и структуры текста. Важными элементами работы являются упражнения на согласование слов в роде, числе и падеже, составление предложений и текстов по картинкам и сюжетным ситуациям. Таким образом, у ребенка формируются навыки связной речи, что позволяет ему лучше адаптироваться в социальной среде и участвовать в коммуникативных взаимодействиях.
Особое значение имеет развитие у детей с ТНР навыков самоконтроля. Учитель-логопед учит ребенка самостоятельно отслеживать свое произношение, корректировать ошибки и исправлять себя в процессе речи. Эти навыки помогают ребенку стать более уверенным в своих речевых способностях и способствуют его активному участию в процессе обучения. Самоконтроль и самостоятельная коррекция речи важны для успешного усвоения новых навыков и закрепления полученных знаний.
Одной из особенностей коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР является необходимость комплексного подхода, который включает не только логопедические занятия, но и сотрудничество с другими специалистами: психологами, дефектологами, педагогами по физической культуре. Совместная работа помогает достичь более выраженных результатов и улучшить общее развитие ребенка. Важно также привлекать родителей к коррекционному процессу, проводя для них консультации и обучающие мероприятия, которые помогут им эффективно заниматься с ребенком дома. Родители становятся важными участниками коррекционного процесса, так как они могут помочь ребенку закрепить речевые навыки в домашних условиях.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном учреждении — это сложный и многоступенчатый процесс, требующий от логопеда высокого уровня профессионализма и использования разнообразных методик и подходов. Задача логопеда заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые трудности, создать условия для полноценного развития его коммуникативных навыков и улучшить качество жизни ребенка. Эффективность работы с детьми с ТНР напрямую зависит от системности, целенаправленности и индивидуального подхода, что в конечном итоге способствует успешной социализации и развитию речи у ребенка.
Список литературы
Водолазская
М
.
Н
.
Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи у обучающихся с
ТНР // E-
Scio
. 2022. №3 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-razvivayuschaya-rabota-po-formirovaniyu-svyaznoy-rechi-u-obuchayuschihsya-s-tnr (дата обращения: 31.10.2024).
Лизунова Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. Пермь: Издательство «ОТ и до», 2020. 114с.
Телепнева Н. А., Маслова И. Н., Гребенюк И. И. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности при построении коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи // Актуальные исследования.
2022. №26 (105).
С
. 46-49. URL
:
https
://
apni
.
ru
/
article
/4330-
vzaimodejstvie
-
uchitelya
-
logopeda
-
i
-
vospitat
Юнда
, Л. А. Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации / Л. А.
Юнда
, И. А.
Халанская
, М. В. Прохоренко. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5164/ (дата обращения: 31.10.2024).