Особенности методического сопровождения педагогов в организации патриотического воспитания старших дошкольников в процессе знакомства с малой Родиной | Мой кабинет. Работа №348590
приобретение знаний и представлений о родном крае – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога и детей, использование разнообразных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации вбирает в себя большое количество форм, методов и приемов работы. Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае и воспитания чувства патриотизма, поскольку дети данного возраста имеют высокую восприимчивость и легко обучаемы. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенка в раннем детстве окружали люди, которые были бы для него примером для подражания.
УДК 373.211.24
Джемилова Анифе Нариман къызы
Магистрант
ГБОУВОРК «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Особенности методического сопровождения педагогов в организации патриотического воспитания старших дошкольников в процессе знакомства с малой Родиной
Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа».
Под методическим сопровождением педагогических работников следует понимать, систему взаимосвязанных мер и действий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Н.Н. Новик считает, что – «Методическое сопровождение педагогического процесса в современном ДОУ – это деятельность, которая совершенствует и развивает профессиональную компетентность педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса».
Совершенствование мастерства каждого педагога, активизация творческой и инновационной активности, а также его готовности к интеллектуальному и профессиональному росту, становится главной целью методического сопровождения педагогов ДОУ.
И.А. Зимняя считает, что – «В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов, которое включает:
-определение необходимой квалификации педагога,
-обеспечение необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда,
-обеспечение необходимой осведомленности педагога о предъявляемых к нему требованиях,
-содействие в вовлечении педагогов в решение задачи повышения качества образования».
Содержание методического сопровождения педагогического процесса в дошкольном учреждении следует рассматривать с точки зрения ее основных функций, что нами и представлено в Таблице 1.
Таблица 1. методическое сопровождение педагогического процесса в дошкольном учреждении с точки зрения ее основных функций,
Функции
Содержание
информационная
сбор, обработка информации по проблемным вопросам методической работы учреждения, выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения
аналитическая
изучение фактического состояния методического сопровождения, обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решения решающих механизмов по ее совершенствованию
планово-
прогностическая
выбор идеальной и реальной цели, разработка планов по ее достижению
проектировочная
разработка содержания и создание различных проектов деятельности учреждения
организационно-координационная
обеспечение возможности каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции
обучающая
повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении воспитательно-образовательного процесса (актуальные педагогические знания и технологии, развитие общей эрудиции педагога, а также формирование необходимых для педагога свойств и качеств личности)
контрольно-
диагностическая
организация контроля за деятельностью педагога.
Кузнецова Н.Л., считает, что – «Методическое сопровождение педагогов ДОУ должно обеспечить:
- создание системы непрерывного повышения квалификации работников ДОУ через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества,
- оказание практической помощи педагогическим работникам в подборе актуального содержания образования и методов его реализации и овладении ими,
- создание творческой атмосферы в ДОУ, культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств,
- приведение квалификации кадрового потенциала педагогов к современному уровню требований (Профессиональный стандарт педагога ДОУ),
- создание в творческих группах, авторских мастерских, а также других инновационных форм объединений педагогов ДОУ по отдельным направлениям воспитательно-образовательной работы, руководство, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового интеллектуального продукта в области содержания образования и методов его реализации,
- осуществление издательской деятельности на основе использования педагогического опыта».
В образовательных организациях «методическое сопровождение» является управленческой технологией организации методической деятельности. Методическое сопровождение включает в себя следующие направления: информационно-методическое, организационно-методическое, консультационное, аналитическое, практическое.
В рамках методического сопровождения проводится ряд мероприятий, которые направлены на самообразование педагогов, повышение их квалификации, на организацию и планирование научно-методической работы по различным проблемам и направлениям деятельности в рамках решаемых вопросов образовательной организации.
Главной целью осуществления методической работы с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
На схеме 1, представлены формы методического сопровождения педагогов ДОО в процессе знакомства с малой Родиной
Рисунок 1 - формы методического сопровождения педагогов ДОО в процессе знакомства с малой Родиной
Понятие «малой родины» очень обширное, трактовка понятия может касаться разных сфер деятельности.
Малая родина или регион – это часть территории страны, на которой формируется и развивается система взаимосвязей и взаимозависимостей населения, предприятий, учреждений и организаций.
Регион – это область, район, территория страны, которая характеризуется совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и определенным национальным составом населения.
Регион – это административно выделенная часть территории и экономики страны; являющаяся субъектом федерации: республика, край, область.
С чего начинается Родина? Слушая песню на стихи М. Матусовского, мы погружаемся в свои детские и юношеские воспоминания. А с чего начинается Родина для наших маленьких воспитанников? С маминой улыбки, с первой ласковой колыбельной, с первых семейных радостей и путешествий. Наши малыши еще малы для дальних поездок и первые свои открытия и путешествия они совершают по району, в котором живут.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Проблема патриотического воспитания традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Мы хотим воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому родному дому и детскому саду, а ведь это основа патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Работа по воспитанию любви и привязанности к малой Родине требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.
Многие авторы педагогических исследований отмечают значимость патриотического воспитания в становлении и развитии личности ребёнка. Одним из решений этой проблемы является воспитание патриотизма, при внедрении новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности с использованием материалов краеведения и историко- культурных традиций малой Родины в частности и страны в целом.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т. е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Исследователь Е.В. Бердник классифицирует следующие «Принципы ознакомления детей с малой Родиной:
принцип личностно-ориентированного
общения
.
принцип историзма
.
принцип тематического
планирования
.
принцип наглядности
.
принцип
последовательности
.
п
ринцип
интегративности
.
принцип занимательности – изучаемый материал должен вызывать интерес, должен быть увлекательным для детей, этот принцип вызывает желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к получению необходимого результата
»
.
Согласно ФОП ДО – «Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе со взрослыми ездят по городу. Иногда экскурсии организуются детским садом. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах»
Голубева Л.А. определила «Этапы патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной:
предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
художественно - ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
когнитивно
- эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
эмоционально - действенный (формирование желания и умения реализовывать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности)
»
.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста в ходе формирования представлений о родном крае, применяются методы и средства патриотического воспитания.
В.И. Логиновой предлагается использовать в работе с детьми определенные методы, которые она классифицирует в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)
Художественная литература, музыка, изобразительное искусство способствуют эмоциональному насыщению формируемых представлений, так как дети дошкольного возраста являются очень впечатлительными. Природа родного региона помогает приобщить дошкольника к пониманию красоты окружающего мира, почувствовать свою сопричастность к природе и окружающей среде. В процессе взаимодействия с природой дошкольники знакомятся с ее особенностями, учатся заботиться о ней, относиться бережно.
Эффективными средствами формирования представлений о малой Родине выступают такие, как: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, природа родного края, трудовая и творческая деятельность детей, общение, а также созданная вокруг ребенка внешняя среда (атмосфера).
Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город - Бахчисарай», «Столица нашей Родины Крыма— Симферополь»).
В.И. Логиновой предлагается использовать в работе с детьми определенные методы, которые она классифицирует в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание) [4, с. 38].
Формирование у детей ценностного отношения к малой родине, т.е. к родному региону является непрерывным и длительным воспитательным процессом. В связи с высокой динамичностью личностного развития в период дошкольного детства, педагогически целесообразно следовать принципу преемственности при формировании у подрастающего поколения патриотических чувств на взаимосвязанных уровнях дошкольного образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что приобретение знаний и представлений о родном крае – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога и детей, использование разнообразных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации вбирает в себя большое количество форм, методов и приемов работы. Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае и воспитания чувства патриотизма, поскольку дети данного возраста имеют высокую восприимчивость и легко обучаемы. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенка в раннем детстве окружали люди, которые были бы для него примером для подражания.