Особенности методического сопровождения воспитателей ДОУ по формированию профессиональной компетентности в сфере здоровьесбережения дошкольников | Дорошенко Ирина Васильевна. Работа №346924
В статье освещены особенности методического сопровождения воспитателей ДОУ по формированию профессиональной компетентности в сфере здоровьесбережения дошкольников.Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенных педагогических воздействий.
Реализация современной образовательной парадигмы, предусматривающая внедрение компетентностного подхода, как основы для оценивания результативности образовательной деятельности, предъявляет новые требования к специалисту.
УДК 373.211.24
Дорошенко Ирина Васильевна
Магистрант
ГБОУВОРК «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Особенности методического сопровождения воспитателей ДОУ по формированию профессиональной компетентности в сфере здоровьесбережения дошкольников
Здоровье - это не просто отсутствие различных болезней. Здоровье — это сложное понятие, включающее в себя множество компонентов. Здоровье — это комфортное состояние души, высокий уровень работоспособности, желание творческой реализации, и эмоционального тонуса. Таким образом, из всего вышеперечисленного и складывается благополучие личности.
Белкова Н.В. обращала внимание руководителей ДОО, что – «Современная система дошкольного образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре содержания образования, применении новых педагогических, в том числе здоровьесберегающих, технологий и других инноваций. Это требует от педагогов широты эрудиции, активности, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.
Современному обществу необходимы энергичные, креативные личности, приносящие пользу обществу. Поэтому сохранение и стимулирование здоровья граждан государства, должно быть приоритетным. Так как усугубляющиеся экологические катаклизмы, возникновение новых болезней и различные эпидемиологические ситуации предъявляют к человечеству новые повышенные требования, а противостоять негативным факторам способна только полноценно развитая, здоровая личность».
Естественно, возникает вопрос, каким же образом можно решить эту задачу? Ответом на этот вопрос может стать восточная мудрость о том, что здоровье человека является вершиной, покорить которую каждый должен самостоятельно. Какова в данном случае задача педагогов? Они должны научить своих воспитанников покорять такую вершину.
Поэтому желательно, чтобы каждый педагог, кому общество вверило самое ценное – детей, обладал высоким или хотя бы достаточным уровнем профессиональной компетентности в сфере ЗСД.
Сложившаяся ситуация требует пересмотра традиционного взгляда на проблему сохранения и поддержания здоровья дошкольников, в связи с чем особое значение приобретает обучение здоровьесбережению с раннего детства, формирование у детей активной позиции по сохранению и укреплению своего здоровья, отношения к здоровью как одной из важнейших ценностей.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенных педагогических воздействий, по словам И.И. Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста» . Ключевая роль в данной работе принадлежит педагогу. Однако в ряде исследований отмечается, что у педагогов не сформирована готовность к работе в условиях приоритета здоровья, так как только незначительная их часть сама обладает высокими показателями здоровья (A.B. Бахметов, А.Г. Маджуга, Н.К. Смирнов и др.), придерживается здорового образа жизни и осуществляет профессиональную деятельность на основе здоровьесберегающих принципов (Н.П. Абсакалова, В.Ф. Базарный, Л.П. Вашлаева, М.Я. Виленский, Г.К. Зайцев, В.З. Коган, Л.М. Митина, Т.С. Панина, Е.В. Степина, И.В. Чупаха и др.).
В связи с этим возрастают требования к уровню профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, в том числе и ее здоровьесберегающей составляющей на основе компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров.
В целом анализ и обобщение научно-методических изысканий компетентностного подхода дает основание полагать, что проблема формирования профессиональной компетенции у педагогов ДОО в сфере здоровьесбережения детей не была до настоящего времени предметом самостоятельного научного исследования.
Обратимся к анализу основных подходов изучения понятия «компетенция».
В словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется, во-первых, как область вопросов, в которых индивид хорошо осведомлен, во-вторых – как перечень каких-либо прав, полномочий .
Согласно словарю иностранных слов понятие «компетенция» – производная от латинского competentia – круг вопросов, в которых кто- либо обладает познанием, опытом, а также круг чьих-то (учреждения, лица) полномочий.
Наиболее упрощенные определения понятия «компетенция (анг. competence) – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности» и «компетентность (анг. competence, competency) – наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности», содержатся в словаре- справочнике, изданном ФИРО.
По мнению В.И. Байденко, - «Компетенция – это мера образовательного успеха личности, проявляющаяся в ее собственных действиях в определенных профессиональных и социально-значимых ситуациях, это единство теоретического знания и практической деятельности на рынках труда как наиболее общий язык для описания результатов образования. В этом смысле компетенции исключают вмешательство в образовательный процесс, методы и технологии обучения, способствуют сравнению и подтверждению степеней при соблюдении автономии учебного заведения, его способности к инновациям и экспериментам, содействуют разработке учебных программ, используются для внутренней и внешней оценки качества высшего образования» . Компетенции, по мнению автора, в общем смысле связаны с социальным взаимодействием, в котором особенно важны навыки сотрудничества и приспособления (руководящие и инновационные способности), и именно они являются общей способностью, основанной на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются во всех типах образовательной практики.
Компетенция, по мнению Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, – «…это характеристика места, а не лица», т.е. это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, т.е. соответствие лица занимаемому месту, «вменению», иначе говоря, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями» .
Среди огромного спектра компетентностей, отдельно можно выделить здоровьесберегающую компетентность педагога, как интегративное профессионально-личностное качество, обеспечивающее охрану жизни и здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса.
Анализ научной литературы позволил установить, что здоровьесберегающая компетентность рассматривается учеными с различных авторских позиций и имеет значительные отличия, так Г.Д. Слесаревой, Н.Г. Аникеевой, А.Г. Щедриной, П.К. Ивановой, Е.И. Финогенко и др. здоровьесберегающая компетентность рассматривается как личностно-ориентированное качество, направленное на оптимизацию непосредственно здоровья педагога, а учеными: Е.А. Юговой, Е.А. Шатровой, А.Г. Бусыгиным, И.Р. Рыбиной, И.В. Патрушевой и др. – как профессиональное качество педагога, направленное на сохранение и укреплении здоровья обучающихся.
Анализируя работу Н.В. Третьяковой, можно говорить о том, что «Здоровьесберегающая компетентность характеризует уровень становления, развития и владения практическими навыками сохранения, укрепления и развития здоровья, их применения (моделирования) в различных жизненных ситуациях» .Развивая данную мысль, можно говорить о том, что данная здоровьесберегающая активность должна быть обеспечена как практическим инструментарием (технологиями, приемами и методами), так и методическими подходами к его использованию при моделировании и построении соответствующих изменяющимся ситуациям образовательных стратегий.
Рассматривая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ), можно говорить о том, что педагогические работники, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей .В их числе, как отмечает Ю.Г. Абакумова – «здоровьесберегающая компетентность педагога, как интегративное профессионально-личностное качество, обеспечивающее охрану жизни и здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса».
Одним из ведущих исследователей профессиональной компетентности воспитателей ДОО по применению здоровьесберегающих технологий является С.И. Карабаева .Автор дает ей следующее определение: «Здоровьесберегающую компетентность педагога дошкольного образования как интегративную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность педагога квалифицированно осуществлять и сознательно перестраивать деятельность по здоровьесбережению физического и психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса в личностном и профессиональном аспектах на основе знаний, умений, опыта, развития профессионально-значимых качеств личности» .
С.И. Карабаевой была определена структура здоровьесберегающей компетентности педагога ДОО, которая включает в себя – «ряд компонентов, от уровня развития которых зависит степень эффективности решения задач здоровьесбережения.
1 компонент — ценностно-мотивационный, который определяет духовно-нравственные, социальные ценности в области сохранения и укрепления здоровья, мировоззренческие позиции о здоровом образе жизни.
2 компонент — когнитивный компонент, который определяет систему теоретических и методических знаний о здоровье и здоровом образе жизни, профессиональных умений и навыков по применению здоровьесберегающих средств, методик и технологий.
3 компонент — профессионально-рефлексивный, который предполагает наличие развитой способности применить теоретические знания в профессиональной педагогической деятельности» .
И.А. Зимняя, рассматривая виды компетенций, выделяет- «Компетентность здоровьесбережения, которая включает в себя: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни» .Предложенные компетенции в рамках компетентностного подхода в образовании свидетельствуют об большой сложности их измерения и оценивания, тогда как формирование – оптимизирует проблему, связанную с повышением качества образования в контексте его гуманизации и определения новой парадигма результата воспитательно-образовательного процесса.
Анализируя работу Ф.Ф. Касымова, можно говорить о том, что «Здоровьесберегающая деятельность преподавателя заключается в поддержании своего физического и психического здоровья, работоспособности в повседневной и профессиональной жизни, а также в организации здоровьесберегающей предметно-пространственной среды в образовательном учреждении с ориентацией обучающихся на формировании потребности в здоровом образе жизни».
С точки зрения А.Г. Бусыгина, - «Здоровьесберегающая компетентность представляет собой способность/готовность мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у обучающихся мотивации к здоровьесбережению, а также умению предвидеть, предотвратить или компенсировать потерю здоровья как меры удовлетворения базовых потребностей человека» .
В работе И.Р. Рыбиной отмечается, что- «Здоровьесберегающая компетентность рассматривается как результат организации здоровьесберегающего процесса, который предполагает собой «взаимодействие субъектов, представляющее собой дидактическое отношение, организуемое в определенных условиях», базирующееся на поддержании доминанты педагога и доминанты обучающегося, активизирующих адаптивные и резервные возможности обучающихся и ведущее к формированию здоровьесберегающей компетентности всех субъектов образовательного процесса» .
Согласно логике нашего исследования, представим профессиональные компетенции педагогов в сфере здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
В ходе анализа и синтеза теоретических подходов различных ученых, в Абакумовой Ю.Г. было выделено «пять структурных компонентов здоровьесберегающей компетентности:
мотивационно-ценностный компонент – включает осознание здоровья как жизненной и профессиональной значимой ценности, побуждение к получению знаний, выработке полезных привычек, изучение собственного здоровья и контроль за его состоянием, стремление к достижению высоких результатов в сфере
здоровьесбережения
, ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, контроль за состоянием здоровья обучающихся, формирование и реализацию потребности обучающегося в развитии и сохранении здоровья.
когнитивный компонент – предполагает овладение педагогом системой знаний зарубежного и отечественного опыта о
здоровьесбережении
, профессиональном здоровье и здоровье в целом, расширение и дополнение этих знаний.
деятельностный компонент – характеризуется проявлением самостоятельности в процессе
здоровьесбережения
, развитием индивидуальных способов и стилей
здоровьесбережения
, развитием умений организовывать собственную деятельность и активность обучающегося.
коммуникативный компонент – включает способность организовывать и поддерживать
здоровьесберегающий
настрой, умение управлять своими эмоциями в процессе общения, умение получать и передавать учебную информацию о здоровье, передавать опыт ведения здорового образа жизни.
эмоционально-волевой компонент – предполагает получение удовлетворения от процесса
здоровьесбережения
, развитие эмоциональной сферы, формирование
здоровьесберегающей
деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения»
.
Таким образом, выявленные базовые компоненты сформированности здоровьесберегающей компетентности педагога обеспечивают возможность целенаправленных педагогических воздействий в процессе формирования данного интегративного качества в системе профессионального образования.
Яфаева В.Г., в своем диссертационном исследовании обосновала «Единство компонентов профессиональной компетенции педагогами ДОО в области здоровьесбережения дошкольников:
ценностно-мотивационный - определение круга норм, социальных процессов и ценностных установок психолого- педагогической работы в сфере
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
детей дошкольного возраста.
информационно-теоретический - осознание педагогом теоретических основ, позволяющих свободно ориентироваться в вопросах возрастных особенностей психофизиологического развития детей; овладение основными подходами профессионально-педагогической деятельности в области
здоровьесберегающих
технологий.
процессуально-деятельностный (инструментальный)– обладание организаторскими, когнитивными (познавательными) базовыми общепедагогическими умениями, например: подбор и реализация форм,
средств и методов формирования целостного понимания детьми здорового образа жизни, разумного отношения к собственному здоровью; разработка гибкого режима организации жизнедеятельности детей, дифференцированной системы закаливания, двигательного режима и системы физкультурно-оздоровительной работы ДОО.
рефлексивно-оценочный - включает наличие рефлексивной культуры, т.е. осмысление собственной педагогической деятельности, направленной на ЗСД, мониторинг и анализ состояния здоровья детей.
проективно-технологический - создание соответствующих прогнозированию
операциональных
форм технологической организации деятельности детей, умение проектировать содержание
здоровьесберегающего
и
здоровьесозидающего
развития детей.
презентационный – это способность эффективного позиционирования (представления и трансляции) личностных достижений в вопросах ЗСД не только среди участников образовательного процесса, но и в СМИ различного уровня
»
.
Изучение труда Т. Макеевой показало, что одним из ведущих факторов реализации идеи здоровьесберегающей педагогики и обязательным условием для осуществления экспертно-функционального подхода к здоровьесберегающей деятельности является грамотность и компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения.На основании данного постулата можно говорить о том, что для проведения эффективной работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья обучающихся необходимо иметь сформированную здоровьесберегающую компетентность педагогическими работниками.
Согласно точке зрения О.Г. Ивановой, - «В основе формирования здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования и, соответственно, здоровьесберегающей компетентности педагогов, лежат различные формы, методы и приемы. При этом необходимо организовать работу по мотивации педагогов на инновационную деятельность, которая позволит внедрить в практику работы дошкольной образовательной организации современные технологии, способствующие совершенствованию здоровьесберегающей деятельности и развитию «здоровой» личности» .
Резюмируя выше представленный анализ теоретико-методологической литературы, мы можем говорить, что здоровьесберегающая компетентность рассматривается учеными с различных авторских позиций и имеет значительные отличия. Так, Н. Г. Аникеева, П. К. Иванова, Н. В. Третьякова, А. Г. Щедрина и др. рассматривают здоровьесберегающую компетентность педагога как личностно-ориентированное качество, направленное на оптимизацию непосредственно здоровья педагогического работника, тогда как Ю. Г. Абакумова. А. Г. Бусыгин, И. Р. Рыбина, Е. А. Югова представляют ее как профессиональное качество педагога, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Таким образом, с соответствии с вышесказанным, мы считаем, что здоровьесберегающая компетентность педагогов дошкольного образования рассматривается как интегративная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность педагога квалифицированно осуществлять и сознательно перестраивать деятельность по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса в личностном и профессиональном аспектах на основе знаний, умений, опыта, совершенствования профессионально значимых качеств личности.
После того, как мы обосновали понятие компетентность воспитателя в области здоровьесбережения дошкольников, в соответствии с темой исследования, обоснуем понятие методическое сопровождение воспитателей ДОУ.
Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа».
М.М. Паташник рассматривает методическое сопровождение, как – «Особую деятельность, в которой педагоги посредством планирования, организации, руководства и контроля, обеспечивают организацию педагогического процесса, направленную на достижение образовательных целей» [48, с. 86].
А. М. Моисеев, как – «Целостную, обоснованную достижениями науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, действий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, воспитателя» .
Таким образом, под методическим сопровождением педагогических работников следует понимать, систему взаимосвязанных мер и действий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Н.Н. Новик считает, что – «Методическое сопровождение педагогического процесса в современном ДОУ – это деятельность, которая совершенствует и развивает профессиональную компетентность педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса» .
Совершенствование мастерства каждого педагога, активизация творческой и инновационной активности, а также его готовности к интеллектуальному и профессиональному росту, становится главной целью методического сопровождения педагогов ДОУ.
И. А. Зимняя считает, что – «В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов, которое включает:
-определение необходимой квалификации педагога,
-обеспечение необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда,
-обеспечение необходимой осведомленности педагога о предъявляемых к нему требованиях,
-содействие в вовлечении педагогов в решение задачи повышения качества образования».
Внедрение данных концептуальных идей обновления предполагает перестройку всей системы методического сопровождения в ДОУ, ориентированного сегодня не только на результат, но и на сам педагогический процесс и его участников, от которого зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.
Содержание методического сопровождения педагогического процесса в дошкольном учреждении следует рассматривать с точки зрения ее основных функций, что нами и представлено в Таблице 1.
Таблица 2. методическое сопровождение педагогического процесса в дошкольном учреждении с точки зрения ее основных функций,
Функции
Содержание
информационная
сбор, обработка информации по проблемным вопросам методической работы учреждения, выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения
аналитическая
изучение фактического состояния методического сопровождения, обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решения решающих механизмов по ее совершенствованию
планово-
прогностическая
выбор идеальной и реальной цели, разработка планов по ее достижению
проектировочная
разработка содержания и создание различных проектов деятельности учреждения
организационно-
координационная
обеспечение возможности каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции
обучающая
повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении воспитательно-образовательного процесса (актуальные педагогические знания и технологии, развитие общей эрудиции педагога, а также формирование необходимых для педагога свойств и качеств личности)
контрольно-
диагностическая
организация контроля за деятельностью педагога.
Кузнецова Н.Л., считает, что – «Методическое сопровождение педагогов ДОУ должно обеспечить:
- создание системы непрерывного повышения квалификации работников ДОУ через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества,
- оказание практической помощи педагогическим работникам в подборе актуального содержания образования и методов его реализации и овладении ими,
- создание творческой атмосферы в ДОУ, культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств,
- приведение квалификации кадрового потенциала педагогов к современному уровню требований (Профессиональный стандарт педагога ДОУ),
- создание в творческих группах, авторских мастерских, а также других инновационных форм объединений педагогов ДОУ по отдельным направлениям воспитательно-образовательной работы, руководство, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового интеллектуального продукта в области содержания образования и методов его реализации,
- осуществление издательской деятельности на основе использования педагогического опыта» .
Согласно экспериментальным исследованиям И.В. Патрушевой .можно сделать заключение, что – «Для эффективного формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ необходимо использовать такие педагогические технологии, которые в наибольшей степени «служат формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровьесберегающей деятельности, теоретической и практической готовности к здоровьесбережению, а также развитию профессионально важных личностных качеств, способствующих здоровьесбережению, и определяющих личностную готовность специалиста к реализации здоровьесберегающей деятельности» . К данным технологиям И.В. Патрушевой отнесены: технологии игрового обучения, технологии проблемно-деятельностного обучения, технологии контекстного обучения, технологии кейс-методов и непосредственная практическая деятельность на базе дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, мы можем утверждать, что под формированием здоровьесберегающей компетентности педагога ДОУ подразумевают процесс целенаправленного и организованного овладения педагогами дошкольного образовательного учреждения выраженными качествами, обуславливающими развитие ценностно-мотивационного, информационно-теоретического, процессуально-деятельностного, рефлексивно-оценочного, проективно-технологического, презентационного компонентов здоровьесберегающей компетентности.
На основании вышесказанного, мы считаем, что для организации полноценной здоровьесберегающей среды в ДОО следует уделить особое внимание постоянному совершенствованию профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОО в сфере здоровьесбережения детей.
Внедрение методического сопровождения в дошкольном учреждении заставляет задуматься над вопросами обучения непосредственно самого педагогического состава, необходимостью понимания достаточности знаний, умений и навыков, компетенций педагогов, а также возможности и важности повышения квалификации и профессионального мастерства. При этом необходимо учитывать эффективность и оптимальность содержания методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация современной образовательной парадигмы, предусматривающая внедрение компетентностного подхода, как основы для оценивания результативности образовательной деятельности, предъявляет новые требования к специалисту.
Особенности методического сопровождения воспитателей ДОУ по формированию профессиональной компетентности в сфере здоровьесбережения дошкольников включают:
Повышение профессиональной компетентности посредством различных интерактивных форм и методов (лекторий, мастер-класс, творческие мастерские).
Проведение постоянно действующего семинара для педагогов (3–4 раза в учебный год). Это позволяет педагогам получать необходимую информацию о
здоровьесберегающих
технологиях, методах и приёмах.
Проведение круглых столов по обмену опытом и внесения корректив и деловых предложений по его использованию.
Проведение творческих конкурсов образовательных проектов педагогов, ориентированных на воспитание навыков ЗОЖ, формирование двигательной активности и физических качеств дошкольников.
Практику интервьюирования, анкетирования и тестирования педагогов с целью выявления готовности к инновационной деятельности, способности к саморазвитию.
Открытые просмотры ООД, в процессе которых педагоги выявляют свои положительные и отрицательные тенденции в работе по данному направлению, а молодые педагоги учатся новому.