Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности методики обучения юных спортсменов техническим приёмам игры в волейбол | Шеховцова Ирина Михайловна. Работа №352302

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Волейбол - популярная во всём мире игра, одно из активных средств укрепления здоровья, физического и умственного развития (быстрота мышления, умение принимать решения в быстро меняющихся ситуациях), повышения работоспособности и улучшения настроения людей.

Достоинство волейбола в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Секрет популярности волейбола в том, что доступен всем. Все движения в волейболе носят естественный характер, основанные на беге, прыжках, метаниях.

В частности улучшается глубинное и периферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц. Выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляются связки кистей рук и увеличивается их подвижность, улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. Очень полезны и эффективны занятия волейболом для коррекции осанки школьников 13-14 лет.

Овладение в совершенстве техникой и тактикой требует больших совместных усилий тренера-преподавателя и учащихся.

Особенности методики обучения юных спортсменов

техническим приёмам игры в волейбол

 

Шеховцова И.М.,

инструктор-методист

МБУ ДО СШОР «Молодость»

 

Волейбол - популярная во всём мире игра, одно из активных средств укрепления здоровья, физического и умственного развития (быстрота мышления, умение принимать решения в быстро меняющихся ситуациях), повышения работоспособности и улучшения настроения людей.

Достоинство волейбола в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Секрет популярности волейбола в том, что доступен всем. Все движения в волейболе носят естественный характер, основанные на беге, прыжках, метаниях.

В частности улучшается глубинное и периферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц. Выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляются связки кистей рук и увеличивается их подвижность, улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. Очень полезны и эффективны занятия волейболом для коррекции осанки школьников 13-14 лет.

Овладение в совершенстве техникой и тактикой требует больших совместных усилий тренера-преподавателя и учащихся.

Методические рекомендации по организации занятий и совершенствованию специальных качеств, мастерства волейболистов, эффективность занятий - во многом зависит от программирования (планирования) их содержания и участия в соревнованиях.

В своей работе с детьми тренер должен всегда руководствоваться

«золотым» правилом от простого к сложному, характер упражнений, объём и интенсивность тренировочных нагрузок в занятиях с юными волейболистами не должны приводить к разрушению их личности. Это всегда происходит, если ребёнка развивать какому – либо одному виду деятельности. Такое развитие рано или поздно, в конечном счёте приводит к застою и снижению эффективности и в основном виде деятельности.

При обучении приёмам игры в волейбол никакому сомнению не подлежат важность использования известных общих дидактических принципов: последовательность, постепенность, посильность, доступность, регулярность, сознательность, наглядность. Стабильность навыка выражается в малом количестве ошибок, что и приносит очки в игре. Соперничество в детском волейболе - прежде всего соперничество степени стабильности двигательных навыков, надёжности их воспроизведения. Какая команда совершает меньше всего ошибок, та и выигрывает. Но уже к старшему возрасту в ДЮСШ стабильность навыков игроков выравнивается. Преимущество и перспективы к этому времени получает та команда, у игроков которых двигательные навыки оказались совершеннее.

Во всём процессе формирования двигательных навыков, а потом и действий, можно выделить несколько этапов, имеющих свои цели, задачи и методы. Все этапы должны по времени последовательно накапливаться друг на друга. При таком подходе можно обеспечить быстрый и главное, непрерывный рост мастерства игроков, избежать многих ошибок. С каждым очередным этапом обучения решаются задачи всё более сложные.

Первый этап обучения - готовность к изучению предлагаемых приёмов – самый важный этап обучения. Интерес к занятиям и организованность группы повышается, если используются методы выполнения упражнений, которые исключают всякие очереди в ожидании своего подхода. Поэтому правильно надо применять фронтальный метод организации, а не поточный, а также круговой метод и замену (смену) инвентаря в упражнениях, поэтому помимо мячей должно быть множество других приспособлений и их должно быть столько, сколько необходимо для выполнения упражнений.

На втором этапе создаётся общее представление об изученном техническом приёме. Задача эта решается довольно быстро, за несколько минут, для этого надо продемонстрировать данный приём, если это сложный технический приём - полезно показать видео-ролик или пригласить высокотехнического игрока из старшего возраста, т.к. первое общее представление создаётся у новичков на основе внешней картинки движений. Здесь же следует выявление ошибок и анализ причин их появления. В организации движений начинается поиск новых оригинальных технических приёмов и путей дальнейшего повышения технического мастерства. Подобная аналитическая работа поможет определить слабые места в структуре движений игроков, методику совершенствования, что обеспечит рост их мастерства.

На третьем этапе формируются динамические механизмы навыка исполнения технического приёма через подводящие упражнения. Сложные игровые приёмы - как нападающий удар, необходимо изучать отдельными элементами движения при помощи подводящих упражнений. Несложные приёмы игры изучаются целостным способом, но в очень простых условиях. За счёт повторяющих упражнений, формируются отдельные динамические механизмы элементарных движений, из которых в последствии строится навык выполнения игровых приёмов.

Четвёртый этап формирования навыка выполнения технического приёма в простых, специально созданных условиях, также очень важен - на нём формируются навыки целостного выполнения технических приёмов, происходит

синтез отработанных ранее элементов и механизмов, формируется «школа» движений.

Пятый этап - этап закрепления и совершенствования двигательного навыка в групповых упражнениях игрового характера. На этом этапе ставится задача научиться применять освоенные навыки выполнения технических приёмов без деформации двигательной структуры в групповых упражнениях, представляющих собой определённую игровую ситуацию. Сначала навык осваивается в условиях отсутствия сопротивления, потом с сопротивлением партнёров.

Шестой этап - этап реализации двигательных навыков в играх и соревнованиях, повышение надёжности и эффективности их применения в рамках разнообразных тактических построений.

Для повышения эффективности процесса обучения важно использовать все общепринятые дидактические принципы, а также идеи программированного обучения, как одну из форм реализации принципов последовательности и

посильности.

В целом процессе обучения и совершенствования спортивных движений волейболистов целесообразно выделить шесть этапов, имеющих свои цели, задачи, средства и методы. Каждый этап имеет свою очередь начала и преимущественного значения, однако может продолжаться всю спортивную жизнь игрока, меняется только соотношение этапов по «удельному весу».

При обучении техническим приёмам игры главной задачей является формирование эффективных динамических механизмов двигательной структуры (а не имитация таковых), реализующих основные условия эффективного решения двигательных задач волейболиста.

Основополагающим принципом эффективного обучения (без переучивания) структуре движений является принцип «только правильного выполнения» предлагаемых упражнений.

Для повышения эффективности процесса обучения двигательным навыкам игры в волейбол полезно использовать «опорные модели» технических приёмов. Они позволяют сформировать и закрепить в памяти обучающихся образы и вербальные формулы основных требований к структуре движений.

 

Список используемой литературы:

А.В.

Беляев

«Обучение

техники

игры

в

волейбол

и

её

совершенствование». Москва ВФВ 1995 г.

Н.Д.

Железняк «К

мастерству

в

волейболе».

Москва

ФиС

1978

г.

К.К. Марков «Развитие методики двигательного обучения». Иркутск. НРГТУ, 1996 г.

О.С.

Чехов

«Основы

волейбола».

Москва

ФиС

1979

г.

В.В.

Рыцарев

«Волейбол»

Москва.

2005

г.

Донской

Д.Д. «Законы

движения

в

спорте».

Москва

ФиС.

1968

г.

А.В. Беляев «Волейбол на уроке физической культуры» ФиС Москва 2005 г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×