Особенности методики работы с детским фольклорным коллективом | Олейник Галина Викторовна. Работа №333029
Музыкальный фольклор - это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт, мудрость, знания. Важное место в фольклоре принадлежит песне. Они передавались из уст в уста, даже когда не было нотной записи, из поколения в поколение.
Благодаря исключительной искренности, задушевности, правдивости, народная песня оказывает самое глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Но для того, чтобы народная песня смогла играть отведенную ей историей важную роль в эстетическом воспитании масс, необходимо наших детей с самого раннего детства окружать народной музыкой.
Современные детские фольклорные ансамбли изучают и пропагандируют подлинные произведения народного творчества, исполняя их в народно-певческом стиле, который отличается от академического открытым, грудным характером звучания, разговорной манерой пения, живым интонированием слова.
Особенности работы с детским фольклорным коллективом , на примере детского фольклорного коллектива " Соловушки" Брянская область Гордеевский район.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Фольклор - это величайшее богатство науки, наша история и культура, а музыкальный фольклор - это еще и богатейшее средство живого и теплого общения людей, как добрых соседей. Песни передавались из уст в уста, даже когда не было нотной записи, из поколения в поколение. И нам надо как можно дольше сохранить песни в их первозданном виде и передать их другим поколениям, а кто как не дети смогут это сохранить и украсить фольклор своей детской непосредственностью и эмоциональностью.
С целью сохранения нематериального культурного наследия , на базе Гордеевской СОШ создан детский фольклорный коллектив « Соловушки».
В детском фольклорном ансамбле занимаются дети в возрасте от 7 до 14 лет.
Основу репертуара детского коллектива составляет фольклорно-этнографический материал, собранный в ходе экспедиций по Гордеевскому району было зафиксировано более 60 материалов это : календарные, плясовые, шуточные песни; заклички; частушки; игры; пляски; фрагменты обрядов.
Помимо этого пополняется старинными экспонатами комната крестьянского быта Гордеевской СОШ.
Весь музыкальный материал проходит обработку ,то есть песни расшифровываются (записывается нотами), а после включается в работу.
Подробнее хочется остановиться на одежде фольклорного коллектива. У нас есть несколько примеров подлинного костюма Гордеевского района это : рубаха , саян, фартук, платок . По этому принципу были созданы костюмы для ансамбля. Вышивка на рукавах рубах была вышита со старинных рушников, подзоров, рубах. Дети с огромным удовольствием одевают свои яркие индивидуальные костюмы.
В фольклоре наиболее ярко отразились извечные стремления человечества к добру и красоте. Нравственно-эстетические идеалы, заложенные в песне, воспитывали многие поколения людей. Благодаря исключительной искренности, задушевности, правдивости, народная песня оказывает самое глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества. Она развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности.
Задачи детского фольклорного коллектива.
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт, мудрость, знания.
Современный детский фольклорный ансамбль изучает и пропагандирует подлинные произведения народного творчества, исполняя их в народно-певческом стиле, который отличается от академического открытым, грудным характером звучания, разговорной манерой пения, живым интонированием слова.
Задачи фольклорного коллектива.
Изучение и освоение народной песни, ее основных творческих и исполнительских закономерностей.
Формирование художественного вкуса.
Развитие вокального слуха и певческого голоса.
Приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народной манере.
Жанры народной песни. Обряды, диалект.
Русская песня дает богатый и разнообразный материал для воспитания наиболее важных вокально-хоровых навыков (дыхание, звукообразование, дикция).
Вообще манера исполнения фольклора Брянской области очень индивидуальна
она : яркая, зычная, полукричащая.
Для активизации артикуляционного аппарата детей созданы в народе прибаутки, считалки и т.д. Исполнение протяжных песен позволяет выработать четкую дикцию при широкой напевности, приобрести навык «цепного» дыхания, а разучивание хороводных песен - развить легкость и быстроту в произнесении согласных.
В большинстве своем народная песня предполагает исполнение без инструментального сопровождения. Такое пение представляет собой высшую ступень хорового мастерства.
Без диалекта нет старинной песни и его надо осваивать. В младшем школьном возрасте диалектом не занимаются пока. Работа над ним ведется уже в распевочной части занятия.
Так для речевой диалектной особенности Гордеевского района является буква (Ч) , так же в фольклорной песне нет четкой буквы (Г) и ( К)
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Ведь не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. На Святках (с Рождества до Крещения) они ходили со «звездой» - славили Христа, поздравляли соседей колядной песней, встречали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц, обращались к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходили по полям в Троицын день с пением о колоске и березе.
В работе фольклорного ансамбля положительное влияние на музыкальное развитие детей оказывает работа над такими обрядовыми действами:
- постановка элементов композиций, связанных с календарными праздниками зимнего цикла (щедровки, колядки, вождение козы);
- постановка обрядовой композиции «Рождественские посиделки»;
- постановка детской бытовой весенней сценки с элементами весенних забав;
- постановка театрализованного действия «Проводы Масленицы»
Постановка песен. Основные требования народной хореографии.
Танец — одно из средств самовыражения народа, его истории и быта. Народная песня — синтез музыки, жеста, мимики и танца. Основная задача народной хореографии ансамбля — развить ритмическое чувство, привить навыки хореографической культуры и умение актёрски воплощать песню на сцене, т. е. «играть песню» — исполняя песни с движениями (хороводы, пляски), творчески раскрепоститься в пластике сценического движения, мимике.
Традиционная хореография основана на типовых движениях (для каждого региона существуют свои характерные жесты, фигуры, па, движения) — они основа для творчества и собственной инициативы. Важно показать путь, а далее сработает генная память.
В ходе фольклорных экспедиций было зафиксировано несколько танцев Гордеевского района с.Кожаны.
Необходимо сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания и соблюдая традиции хореографии данной местности.
Народные игры. Русские народные инструменты.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Разучивание прибауток, скороговорок, считалок, сделает игры более интересными и обогатит их содержание
Задачей фольклорного коллектива также является овладение игрой на простейших ударных народных инструментах, чтобы использовать этот навык в процессе исполнения песен. Обучение игре на инструментах способствует развитию ритмического чувства, исправлению недостатков интонирования у детей и приобретению теоретических знаний по фольклорной музыке. Освоение игры на народных инструментах помогает «вхождению» в фольклор, развивает индивидуальные способности ребенка.
Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Это простейшие шумовые деревянные инструменты: трещотки, рубель, бубен.
Детский фольклорный ансамбль участвует в городских, районных, областных и общероссийских праздниках, фестивалях.