Особенности молодежной политики в муниципии | Исмагамбетов Медет Ашкенович. Работа №303999
Актуальность исследования. Молодежная политика осуществляется сегодня на трех уровнях. Первый связан с деятельностью структур по делам молодежи в органах федеральной власти. Второй представлен региональной молодежной политикой, третий предполагает ее осуществление в условиях местных сообществ, которые, согласно Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти и наделены самостоятельными полномочиями в решении широкого круга вопросов местного значения.
Как показывает практика, именно на этом, третьем уровне сегодня накопился комплекс проблем, связанных с разработкой и реализацией молодежной политики.
Особенности молодежной политики, разрабатываемой на уровне муниципального образования
Актуальность исследования. Молодежная политика осуществляется сегодня на трех уровнях. Первый связан с деятельностью структур по делам молодежи в органах федеральной власти. Второй представлен региональной молодежной политикой, третий предполагает ее осуществление в условиях местных сообществ, которые, согласно Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти и наделены самостоятельными полномочиями в решении широкого круга вопросов местного значения.
Как показывает практика, именно на этом, третьем уровне сегодня накопился комплекс проблем, связанных с разработкой и реализацией молодежной политики.
Цель исследования – анализ особенностей молодежной политики, разрабатываемой на уровне муниципального образования
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучить особенности муниципальной молодежной политики;
- рассмотреть основные стратегические цели развития молодежной политикой
- дать характеристику молодежной политикой на уровне муниципальных образований
Молодежь и молодежная политика находятся в центре внимания не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления. Данное внимание обусловлено в первую очередь необходимостью вовлечения молодежи в процессы местного самоуправления и обеспечения его развития. По определению М.А. Рышковой молодежная муниципальная политика представляет собой комплекс целей, задач и мер, принимаемых органами местного самоуправления с целью обеспечения условий для развития и самореализации личности молодых людей, развития молодежных организаций, движений и объединений1.
В сравнении с молодежной политикой, реализуемой на государственном уровне, муниципальная молодежная политика имеет свои особенности, которые, по мнению А.Л. Елисеева, состоят в следующем:
Принятие участия молодыми людьми в разработке и осуществлении мероприятий, касающихся их прав и интересов.
Смещение акцента с централизованных масштабных долгосрочных программ на более динамичные локальные краткосрочные проекты.
Привлечение к реализации молодежных программ муниципальных органов власти, которые наиболее осведомлены о действительных потребностях и проблемах молодежи.
Дифференциация подхода к различным категориям молодежи в рамках единой системы социальных гарантий, охватывающих всю аудиторию
2.
Анализ основных характеристик муниципальной молодежной политики позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, здесь отсутствует четкое разделение между ее субъектами и объектами, так как на муниципальном уровне больше возможностей непосредственно участвовать в разработке молодежной политики. Во-вторых, муниципальная молодежная политика носит локальный и поэтому, как правило, краткосрочный характер. В-третьих, она является более дифференцированной в сравнении с государственной молодежной политикой, обеспечивая тем самым, ее адресную направленность.
Как было отмечено ранее, одним из основных условий разработки и реализации эффективной муниципальной молодежной политики является обеспечение ее согласованности с политикой более высокого уровня. В связи с этим при определении структуры и содержания молодежной политики необходимо опираться на общую стратегию государственной политики в целом. Основные стратегические цели развития государства отражены в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». В то или иной степени с молодежной политикой связаны следующие из них3:
- обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации.
- улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно.
- обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в социальной сфере;
- снижение в 2 раза уровня бедности в Российской Федерации.
Реализация данных целей обеспечивается на верхнем уровне управления процессами разработки и реализации молодежной политики. Данный уровень представлен национальными проектами по следующим направлениям:
1. «Человеческий капитал».
2. «Комфортная среда для жизни».
3. «Экономический рост».
В рамках данных национальных проектов, разрабатываются федеральные проекты, непосредственным образом связаны с молодежной политикой. Состав данных программ представлен в Приложении 3. Детализация федеральных программ осуществляется на региональном уровне. В соответствии с федеральными программами на региональном уровне разрабатываются концепции молодежной политики, а также программы по проблемам молодежи. В настоящее время в 63 субъектах РФ действуют свои законы о молодежи, молодежной политике, целевые программы, а в 37 субъектах действуют только законы о молодежи4.
Актуальные направления молодежной политики на муниципальном уровне определяются федеральными и региональными программами, но при этом они должны разрабатываться с учетом специфики муниципального образования. В комплексную структуру молодежной политики, реализуемую на муниципальном уровне, входят множество элементов, такие как система образования и здравоохранения, военно-патриотическое воспитание молодежи, их социальная защита, а также культурные и развлекательные мероприятия.
Разработка молодежной политики на уровне муниципального образования должна осуществляться в рамках действующего нормативно-правового обеспечения. По словам О.О. Валиковой, в настоящее время на муниципальном уровне разработана действенная нормативно-правовая база в области молодежной политики, регулирующая основные аспекты реализации прав и интересов молодых граждан на соответствующей территории5.
Прежде всего правовые аспекты работы с молодежью отражаются в уставах муниципальных образований. Также разрабатываются муниципальные правовые акты по вопросам участия молодежи и ее объединений в управлении делами муниципального образования. В первую очередь они касаются муниципальной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений, привлечения их к участию в разработке и реализации муниципальной молодежной политики; создания условий для развития молодежного парламентаризма, в том числе закрепления статуса молодежных парламентских структур (молодежных парламентов, молодежных палат, молодежных правительств); организации и проведения различных мероприятий по привлечению молодых избирателей к участию в выборах; осуществления программ и мер в области повышения правовой культуры молодежи; участия молодежи в охране общественного порядка.
Важным направлением регулирования молодежной политики на муниципальном уровне правовые акты по вопросам реализации социально-экономических и культурных прав молодежи. Ими регулируются такие вопросы, как поддержка детско-юношеского и молодежного спорта; обучение и воспитание молодежи; развитие гражданственности и патриотизма молодежи; поддержка творческой деятельности молодых граждан и их общественно значимых инициатив; квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи предоставление социальных услуг молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и другим категориям молодежи;
содействие в решении жилищных проблем молодых семей, профилактика правонарушений несовершеннолетних, содействие развитию одаренных молодых граждан.
На уровне муниципальных образований значительное внимание уделяется планированию и организации работы с молодежью, а также мотивации сотрудников, осуществляющих данную работу. В качестве контрольных инструментов реализации данных функций выступают планы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, регламенты представительных органов муниципальных образований, положения администраций о комитетах, управлениях им отделах местных администраций, непосредственно задействованных в работе с молодежью.
Основу разработки молодежной политики на уровне муниципального образования составляет программно-целевой подход. Он предполагает, что молодежная политика на муниципальном уровне разрабатывается на основе системы государственных и муниципальных социальных заказов. Они распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы. При этом предполагается, что представленные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В качестве источников привлечения финансовых ресурсов для реализации программ и проектов, разрабатываемых в рамках молодежной политики муниципального образования можно рассматривать федеральное, региональное, муниципальное финансирование, гранты, самофинансирование за счет разработки и реализации самоокупаемых проектов прежде всего на рынке информационных услуг, спонсорская поддержка.
Для эффективной реализации молодежной политики в администрациях муниципальных образований создаются отделы и управления по вопросам молодежной политики, которые осуществляют следующие функции:
- разработка и реализации долгосрочных и среднесрочных целевых программ в сферах молодежной политики на уровне муниципального образования;
- привлечение молодежных объединений к разработке проектов планов и документов по вопросам молодежной политики;
- проведение анализа ситуации в сфере молодежной политики, эффективности мер муниципальной политики в отношении молодежи и регулярное информирование об этом администрации муниципального образования;
- содействие развитию малого предпринимательства среди молодежи;
- реализация государственной политики по поддержке молодых семей;
- взаимодействие со средствами массовой информации в целях продвижения основных направлений муниципальной политики6.
Анализируя представленные выше функции отдела по вопросам молодежной политики становится ясно, что на уровне муниципальных образований деятельность по реализации молодежной политики возложена именно на данное подразделение. Местные органы по вопросам молодежной политики имеют право запрашивать и получать в установленном порядке от территориальных органов, а также федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений администрации города, а также экономических агентов сведения и материалы, необходимые для осуществления возложенных на них функций. Также органы управления молодежной политикой могут привлекать на договорной основе сторонних специалистов к разработке соответствующих программ, образовывать в случае необходимости комиссии, организационные, координационные, художественные и экспертные советы, необходимые для решения возложенных на них задач.
Таким образом, молодежная политика в муниципальном образовании находится в тесной связи с государственной и региональной политикой, но при этом она обладает относительно самостоятельным механизмом реализации, так как опирается не только на проблемы, действующие на все территории РФ, но и на проблемы, отдельно существующие в конкретном муниципальном образовании. Для этого на муниципальном уровне создается система, занимающаяся проблемами молодежи, и обеспечивающая реализацию их прав и интересов.
Заключение
Молодежная политика в муниципальном образовании находится в тесной связи с государственной и региональной политикой, но при этом она обладает относительно самостоятельным механизмом реализации, так как опирается не только на проблемы, действующие на все территории РФ, но и на проблемы, отдельно существующие в конкретном муниципальном образовании. Для этого на муниципальном уровне создается система, занимающаяся проблемами молодежи, и обеспечивающая реализацию их прав и интересов.
Анализ эффективности реализации муниципальной молодежной политики должен носить комплексный характер. Принимая во внимание общественный характер молодежной политики, реализуемой на муниципальном уровне, классический подход к оценке эффективности, основанный на соотношении затрат и результатов, не всегда применим, но при этом может быть адаптирован с учетом характеристик объекта оценивания. В связи с этим оценка эффективности реализации молодежной политики должна проводиться на основе соотношения затрат и полезности реализованных мероприятия.
Список использованных источников
Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»
[
Электронный ресурс
]
.
–
р
ежим доступа:
https
://
kremlin
.
ru
Рышкова
М.А. Теоретические аспекты молодежной политики муниципального образования// Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. - 2020. - С. 331-333.
Бакиев
Е.Ю.,
Кучерова
, Г.Ф. Сотрудничество и взаимодействие местных органов власти с молодежью: проблемы и перспективы развития/ Е.Ю.
Бакиев
, Г.Ф.
Кучерова
, Р.Р.
Холиев
// Вопросы организации и управления. – 2020 . – №6 (37) – С. 148 – 154.
Валикова
О.О.
О некоторых изменениях и аспектах государственной и муниципальной поддержки развити
я субъектов по молодежной среде
/ О.О.
Валикова
// «Муниципальная власть». – 2021. – № 1,– С.53–55.
Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.:
Юнити
, 2019. - 544
c
.
Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического
бакалавриата
/ И.А. Василенко. - Люберцы:
Юрайт
, 2020. - 494
c
.
Васильев В. П. Государственное и муниципальное управление
:
учебник и практикум для академического
бакалавриата
/ В. П. Васильев, Н. Г.
Деханова
, Н. А. Лось, Ю. А.
Холоденко
. — 3-е изд.,
перераб
. и доп. — М.:
Юрайт
, 2019. — 325 с.
Елисеев А.Л. Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы / А.Л. Елисеев, А.Ю.
Кретов
// Вестник
государственного и муниципального управления. 2019. – Т.1. – № 1. – С. 46– 52.
Марчевский
А.П. Основные тенденции в государственной молодежной политике / А.П.
Марчевский
// Аллея науки. — 2019. — Т. 3. — № 1 (28). — С. 281-283.
Мухаев
Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник/ Р. Т.
Мухаев
. — 3-е изд.,
перераб
. и доп. — М.:
Юрайт
, 2019. — 299
с
.
Рышкова М.А. Теоретические аспекты молодежной политики муниципального образования// Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. - 2020. - С. 331
Елисеев А.Л. Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы / А.Л. Елисеев, А.Ю. Кретов // Вестник государственного и муниципального управления. 2019. – Т.1. – № 1. – С. 48
Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://kremlin.ru
Бакиев Е.Ю., Кучерова, Г.Ф. Сотрудничество и взаимодействие местных органов власти с молодежью: проблемы и перспективы развития/ Е.Ю. Бакиев, Г.Ф. Кучерова, Р.Р. Холиев // Вопросы организации и управления. – 2020 . – №6 (37) – С. 150
Валикова О.О. О некоторых изменениях и аспектах государственной и муниципальной поддержки развития субъектов по молодежной среде / О.О. Валикова // «Муниципальная власть». – 2021. – № 1– С.54
Васильев В. П. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Н. А. Лось, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. – С. 212