Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности мотивации учебной деятельности у детей с умственной отсталостью | Фукалова Светлана Алексеевна. Работа №347528

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена особенностям мотивации детей с умственной отсталостью, а также методам и стратегиям, способствующим ее формированию. Описаны ключевые аспекты, влияющие на мотивацию, такие как создание позитивной образовательной среды, использование поощрений и игровых технологий, а также индивидуальный подход к каждому ученику. Приведены примеры эффективных практик, помогающих учителям поддерживать и развивать интерес детей к учебе.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, дети с умственной отсталостью, инклюзивное образование, индивидуальный подход, игровые технологии.

Особенности мотивации учебной деятельности у детей с умственной отсталостью

 

Фукалова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов

Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Шарьинская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям мотивации детей с умственной отсталостью, а также методам и стратегиям, способствующим ее формированию. Описаны ключевые аспекты, влияющие на мотивацию, такие как создание позитивной образовательной среды, использование поощрений и игровых технологий, а также индивидуальный подход к каждому ученику. Приведены примеры эффективных практик, помогающих учителям поддерживать и развивать интерес детей к учебе.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, дети с умственной отсталостью, инклюзивное образование, индивидуальный подход, игровые технологии.

 

Мотивация учебной деятельности у детей с умственной отсталостью имеет свои особенности, связанные с их когнитивным и эмоциональным развитием. Дети с умственной отсталостью могут испытывать трудности в восприятии информации, что часто приводит к снижению интереса к учебным занятиям. Поэтому учителям важно находить эффективные методы, способствующие формированию и поддержанию мотивации этих детей.

Первым шагом к этому является создание позитивной и безопасной образовательной среды, в которой каждый ребенок сможет чувствовать себя комфортно и уверенно. Обстановка, в которой происходит обучение, играет значительную роль в мотивации. Дети с умственной отсталостью особенно чувствительны к эмоциональному климату в классе, поэтому важно, чтобы педагог проявлял терпение, поддержку и понимание. Позитивные эмоции способствуют формированию интереса к учебе, что в свою очередь повышает мотивацию к учебной деятельности.

Одним из важных аспектов является использование поощрений. Педагоги могут применять различные системы поощрений, чтобы закрепить успехи и достижения учеников. Например, можно создать систему «звездочек» или наклеек, которую дети будут получать за выполненные задания. Такие визуальные награды помогают детям видеть свои достижения и повышают их уверенность в себе. Важно, чтобы поощрения были индивидуализированными и соответствовали интересам каждого ребенка. Если один ребенок радуется звезде, другой может предпочитать получение дополнительного времени для игры или возможности выбрать занятие на следующем уроке. Таким образом, поощрения становятся не только мотивирующим фактором, но и инструментом для личностного роста каждого ученика.

Применение игровых технологий в обучении также является эффективным методом повышения мотивации. Игры способны привлечь внимание детей, сделать процесс обучения более увлекательным и динамичным. Например, можно использовать ролевые игры, где дети выполняют определенные задания, связанные с изучаемым материалом. Это не только развивает их коммуникативные навыки, но и позволяет применить полученные знания на практике. Важно, чтобы игры были адаптированы под уровень развития детей и их интересы. Таким образом, они будут не только развлекать, но и обучать.

Индивидуальный подход к каждому ребенку также является ключевым аспектом мотивации. Дети с умственной отсталостью имеют разные темпы и стили обучения, поэтому учителям необходимо учитывать эти особенности. Например, один ребенок может лучше воспринимать информацию через зрительные образы, а другой — через практические действия. Важно предлагать разнообразные методы и формы работы, чтобы каждый ученик мог найти для себя подходящий способ усвоения материала. Это может быть как работа в группе, так и индивидуальные занятия, что позволит каждому ребенку чувствовать свою значимость и необходимость в классе.

Еще одним важным элементом мотивации является создание ситуаций успеха. Учитель должен обращать внимание на достижения каждого ученика, даже если они кажутся незначительными. Например, если ребенок смог выполнить задание, которое раньше было для него трудным, необходимо отметить этот успех. Это помогает детям увидеть, что они способны на достижения, что в свою очередь поднимает их самооценку и интерес к обучению. Систематическое формирование положительных эмоций, связанных с учебной деятельностью, способствует возникновению устойчивой мотивации.

В процессе обучения важно также учитывать интересы детей. Если ученики будут заниматься тем, что их действительно увлекает, их мотивация к учебной деятельности значительно возрастет. Например, если дети интересуются животными, можно включить в уроки задания, связанные с этой темой. Это может быть чтение рассказов о животных, создание рисунков или проектов, связанных с их изучением. Такие занятия помогут детям не только развивать функциональные навыки, но и поддерживать интерес к учебе.

Важно также вовлекать родителей в процесс обучения и мотивации своих детей. Родители могут быть важными партнерами в развитии мотивации. Педагог может проводить консультации для родителей, в которых рассказывает о методах поддержки мотивации дома. Это может быть как помощь в выполнении домашних заданий, так и обсуждение успехов ребенка, что создает позитивный эмоциональный фон для дальнейшего обучения.

В заключение, особенности мотивации учебной деятельности у детей с умственной отсталостью требуют внимательного подхода со стороны учителей. Создание позитивной образовательной среды, использование поощрений, игровых технологий и индивидуальных методов работы способствуют формированию интереса и желания учиться. Учителя должны быть готовы адаптировать свои методы и подходы в зависимости от потребностей и интересов детей. Важно помнить, что каждый шаг на пути к обучению — это шаг к формированию уверенных, мотивированных и способных к саморазвитию личностей. Таким образом, успешная мотивация учебной деятельности у детей с умственной отсталостью является залогом их дальнейшего развития и адаптации в обществе.

 

 

Список литературы

Березнева

Е.Ю. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития [Текст] / Е.Ю.

Березнева

, Т.И Крысова //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-2. С. 335-338

Шенкевич

В.А. Мотивация. Как повысить интерес к учебе у ребенка // Современное педагогическое образование. 2017.

№1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-povysit-interes-k-uchebe-u-rebenka

Шипова

Л.В.

,

Кухарчук

О.В.

Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии // Теория и практика общественного развития. 2015.

№18. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-motivatsii-ucheniya-umstvenno-otstalyh-shkolnikov-v-spetsialnoy-psihologii

Шипова

Л.В.

, Петряева

Л.Н.

Эмоциональное отношение детей с умственной отсталостью к обучению в школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017.

№12. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-otnoshenie-detey-s-umstvennoy-otstalostyu-k-obucheniyu-v-shkole

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×