Особенности моторики у дошкольников со стертой дизартрией. | Филиппова Ирина Ивановна. Работа №286156
Автор: Филиппова Ирина Ивановна
Общемоторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными движениями. Объем движений конечностей может быть ограничен преимущественно с одной стороны, также встречаются синкинезии, нарушения мышечного тонуса, недостаточность двигательной сферы. Иногда подвижность резко выражена, отмечаются нарастание мышечного тонуса при подъеме рук, легкий тремор пальцев, отклонение языка в сторону, легкие гиперкинезы языка. Недостаточность общей моторики у дошкольников со стертой дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений.
Особенности моторики у дошкольников со стертой дизартрией.
Общемоторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными движениями. Объем движений конечностей может быть ограничен преимущественно с одной стороны, также встречаются синкинезии, нарушения мышечного тонуса, недостаточность двигательной сферы. Иногда подвижность резко выражена, отмечаются нарастание мышечного тонуса при подъеме рук, легкий тремор пальцев, отклонение языка в сторону, легкие гиперкинезы языка.
Недостаточность общей моторики у дошкольников со стертой дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Наряду с нарушением общей моторики характерны нарушения ручной моторики. Они проявляются в нарушении точности, быстроты и координации движений. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена прямая связь. Все эти симптомы при стертой дизартрии у детей проявляются в нерезко выраженной форме. Нарушения моторики артикуляционного аппарата у детей с легкой степенью дизартрии проявляются:
- в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;
- в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;
- в снижении времени удержания артикуляционной позы;
- в снижении количества правильно выполненн6ых движений.
Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер. Несмотря на то, что у таких детей нет выраженных параличей и парезов у них наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают затруднения при одевании, обувании, хуже сверстников бегают и прыгают, рисуют, у них часто наблюдается вялость пальцев при работе с ручкой или карандашом. Практика показывает, что эти дошкольники испытывают затруднения при овладении навыками письма, задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к различным видам ручной деятельности.
У детей со стертой дизартрией недостаточно развита кинестетическая чувственность в области артикуляции. Наиболее ярко это проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. При стертой форме дизартрии выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата:
- паретичность: лицо гипомимично, мышцы лица вялые, язык находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При выполнении упражнений мышечная слабость увеличивается.
- спастичность: лицо амимично, мышцы лица напряженные, губы в полуулыбке, не принимают участия в артикуляции звуков, язык толстый, малоподвижен.
- гиперкинезы: дрожание, тремор языка.
- апраксия: невозможность одновременного выполнения произвольных движений руками и органами артикуляции, невозможность выполнения определенного движения или при переключении от одного движения к другому.
- девиация: отклонения языка от средней линии.
- гиперсаливация: повышенное слюноотделение