"Особенности общения со старшими дошкольниками в семье" | Омарова Наталья Николаевна. Работа №250105
Автор: Омарова Наталья Николаевна
В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми вступает в общение. Если в семье царят мир, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, то в такой атмосфере у ребенка развтвается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. В статье даны рекомендации по общению с детьми старшего дошкольного возраста.
«Особенности общения со старшими дошкольниками в семье»
В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального воздействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослыми создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Важнейшими компонентами процесса воспитания в семье являются требования, запреты со стороны родителей, контроль за их исполнением, мониторинг.
Общение ребенка с другими детьми, так же, как и другие виды развития, проходит несколько закономерных стадий. В 5 - 6 лет наступает новый этап в общении ребенка со взрослыми. Их беседы сосредоточены на взрослом мире. Для дошкольника важно знать «как нужно». Он стремится к взаимоотношению и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому усваиваются нравственные законы; ребенок оценивает поступки свои и окружающих. Родители выступают для него образцом поведения. Если родители подадут правильный пример, то ребенок вырастет доброжелательным, умеющим ладить с людьми. Ребенок во многом усваивает стиль общения родителей с другими людьми, поэтому, родителям не стоит при нем плохо отзываться о других людях, постоянно ворчать и быть недовольными. Одновременно он и сам осознает себя как субъект общения, что тоже необходимо учитывать при общении со старшими дошкольниками. Ведь к концу старшего дошкольного возраста у ребенка активно формируются самосознание, самооценка, независимость в суждениях.
К 6 -7 годам ребенок начинает осознавать себя в качестве социального индивида. И вновь возникает кризис. Он стремится к общественно значимой деятельности – учебе. Родители должны приспособиться к изменениям в детской психике, помочь подготовиться к школе.
Для предотвращения детско-родительских конфликтов и недопонимания, в общении с ребенком нужно договариваться с ним, объяснять ему для чего он совершает какие-либо действия, обосновывать свои требования. Например, зачем носит шапку, чистит зубы, моет руки и т. д. Можно использовать определенную схему общения:
- Когда ты …
- Может случиться …
- Давай лучше …
Обязательно должна быть альтернатива.
Родительская любовь несомненно является источником эмоционального, телесного и душевного здоровья ребенка. Чем больше взрослые играют со своими детьми, тем лучше между ними взаимоотношения. Совместные игры сближают членов семьи, создают дружественную атмосферу. Нельзя упускать этот момент, если родители не сумели установить контакт с дошкольником, то, когда он станет подростком, найти взаимопонимание будет значительно труднее.
Семью справедливо называют колыбелью личности. От того, в каких условиях находится ребенок с раннего детства, во многом зависит его будущее. Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос и воспитывался в эмоционально теплом окружении, в благополучной семье.