Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности обучения детей с расстройством аутистического спектра в начальной школе | Журавлева Оксана Васильевна. Работа №345686

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросам обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в условиях начальной школы. Рассматриваются основные особенности развития детей с аутизмом, их поведенческие и эмоциональные трудности, а также адаптация учебного процесса к индивидуальным потребностям таких детей. Описаны подходы, методы и рекомендации для эффективной работы с детьми с РАС в школе, включая создание поддерживающей среды, использование специализированных педагогических технологий и взаимодействие с родителями и специалистами. Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

          Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, начальная школа, индивидуальные особенности, педагогические подходы, инклюзивное образование, специализированные методы, адаптация учебного процесса.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Журавлева Оксана Васильевна, учитель начальных классов

МОУ «Средняя образовательная школа №26» ,Московская область,

г. Орехово-Зуево

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в условиях начальной школы. Рассматриваются основные особенности развития детей с аутизмом, их поведенческие и эмоциональные трудности, а также адаптация учебного процесса к индивидуальным потребностям таких детей. Описаны подходы, методы и рекомендации для эффективной работы с детьми с РАС в школе, включая создание поддерживающей среды, использование специализированных педагогических технологий и взаимодействие с родителями и специалистами. Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, начальная школа, индивидуальные особенности, педагогические подходы, инклюзивное образование, специализированные методы, адаптация учебного процесса.

 

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу состояний, характеризующихся нарушениями в социальном взаимодействии, коммуникации, а также ограниченными и повторяющимися моделями поведения и интересов. Эти расстройства могут проявляться в различных формах и с разной степенью выраженности. В последние десятилетия наблюдается увеличение числа детей с РАС, что связано с ростом осведомленности о данном расстройстве и улучшением диагностических методов. Для начальной школы это является важным вызовом, так как работа с такими детьми требует индивидуального подхода, терпимости и высокого уровня профессионализма со стороны педагогов.

В первую очередь, необходимо понимать, что каждый ребёнок с аутизмом уникален, и его поведение, восприятие мира и реакции на различные ситуации могут значительно отличаться от поведения детей без особенностей развития. Однако, несмотря на эти различия, такие дети могут обучаться в общей образовательной среде, если для них создаются необходимые условия. Важно, чтобы педагог осознавал, что успех в обучении детей с РАС зависит от правильной организации учебного процесса и грамотного подхода к выбору методик и техник работы с ними.

Один из самых значимых аспектов при работе с детьми с аутизмом — это учет их индивидуальных особенностей. Такие дети могут испытывать трудности с восприятием и интерпретацией социальных сигналов, что затрудняет их взаимодействие с окружающими. Они часто имеют проблемы с речевой коммуникацией, что может проявляться в задержке речи, недостаточном развитии словарного запаса или трудности с пониманием речи других. Некоторые дети могут обладать ограниченными интересами и увлечениями, которые часто повторяются и становятся основой их повседневной деятельности. Кроме того, для детей с РАС характерны трудности в организации и планировании своей деятельности, а также гиперчувствительность или гипочувствительность к сенсорным раздражителям.

Учителю начальных классов важно понимать эти особенности, чтобы корректно строить образовательный процесс, способствующий успешному освоению учебного материала. Создание комфортной, предсказуемой и структурированной среды — ключевая составляющая работы с такими детьми. Дети с аутизмом лучше усваивают материал, когда в классе соблюдается чёткая рутина и порядок. Знание того, что будет происходить на каждом этапе урока, помогает им почувствовать себя увереннее и уменьшает уровень тревожности. Использование визуальных расписаний, графиков и картинок для объяснения этапов урока также помогает детям с аутизмом лучше ориентироваться в школьной жизни.

Другим важным аспектом является подход к обучению. Для детей с РАС особенно эффективны методы, направленные на развитие социальных и коммуникативных навыков, а также обучение в игровой форме. Интерактивные занятия, ролевые игры, использование обучающих приложений и технологий могут значительно повысить интерес ребёнка к обучению и помочь ему освоить новые навыки. Важным моментом является использование положительного подкрепления, которое стимулирует правильное поведение и мотивацию к учебе. Например, можно поощрять ребёнка за успешное выполнение заданий, проявление инициативы или участие в коллективной деятельности.

Также стоит отметить, что дети с аутизмом могут демонстрировать выраженные сенсорные особенности, такие как повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам или запахам. Это может создавать определенные трудности в условиях стандартного школьного класса. Для таких детей важно, чтобы учебная среда была адаптирована с учетом этих особенностей. Можно использовать мягкое освещение, снизить уровень шума в классе, а также обеспечить возможность для ребёнка уединиться, если ему нужно отдохнуть или восстановить эмоциональное равновесие.

Особое внимание следует уделить разработке индивидуальных образовательных программ (ИОП), которые могут быть составлены с учётом особенностей каждого ученика. ИОП включает в себя описание целей, задач и методов работы, а также планируемые результаты. Важно, чтобы такие программы были гибкими и корректировались по мере необходимости, так как дети с аутизмом могут прогрессировать или, наоборот, сталкиваться с трудностями в определённых областях. Учителю стоит тесно взаимодействовать с другими специалистами — логопедами, психологами, дефектологами — которые могут помочь в создании программы и в процессе работы с ребёнком.

Кроме того, важно помнить, что в инклюзивном обучении особое внимание должно уделяться социальной адаптации ребёнка с аутизмом в коллективе. Учитель должен создавать такие условия, при которых все дети, независимо от их индивидуальных особенностей, смогут взаимодействовать друг с другом, развивать эмпатию, учиться сотрудничать. С этой целью можно использовать групповые проекты, партнерские задания и другие формы взаимодействия, которые способствуют социализации.

Взаимодействие с родителями ребёнка с РАС является важной частью образовательного процесса. Родители лучше всех знают потребности и предпочтения своего ребёнка, и их опыт может быть полезным для учителя. Регулярное общение с родителями помогает педагогам лучше понимать, как организовать учебный процесс, какие методы будут наиболее эффективными для конкретного ученика. Взаимодействие с семьёй способствует также созданию единого образовательного пространства для ребёнка, где он будет чувствовать поддержку и понимание.

Несмотря на все трудности, обучение детей с аутизмом в начальной школе приносит значительные результаты. Эти дети могут достигать высоких уровней академической успеваемости, развивать важные социальные навыки, а также достигать личных успехов в творчестве и физическом развитии. Создание инклюзивной образовательной среды помогает развить у всех учащихся уважение к различиям, толерантность и взаимопомощь.

Таким образом, успешная работа с детьми с расстройством аутистического спектра в начальной школе требует от педагогов индивидуального подхода, терпения и готовности к профессиональному развитию. Применение эффективных методов и технологий, а также создание поддерживающей образовательной среды способствует не только развитию этих детей, но и улучшению общего климата в классе.

 

Список литературы

 

Асеева И.Ю. Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе // Проблемы педагогики. 2016. №12 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 02.10.2024).

Береславская М.И.

Приемы организации поведения и обучения детей с РАС, используемые педагогами в начальной школе ФРЦ МГППУ // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 4. С. 26–34

Костовская

, Н. И. Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе / Н. И.

Костовская

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 576-577. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70942/ (дата обращения: 02.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×