"Особенности обучения детей с умственной отсталостью в коррекционной школе" | Екатерина Витальевна Семёнова. Работа №338902
Особенности обучения детей с умственной отсталостью в условиях коррекционной школы.На сегодняшний день вопросы обучения и социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у педагогов, так как такие дети требуют определенного внимания. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях, и с этим утверждением невозможно не согласится. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих через окружающий его мир. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир.
Статья на тему:
«Особенности обучения детей с умственной отсталостью в условиях коррекционной школы»
На сегодняшний день вопросы обучения и социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у педагогов, так как такие дети требуют определенного внимания. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях, и с этим утверждением невозможно не согласится. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих через окружающий его мир. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем мире повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.
В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.
Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.
В разных источниках понятие «умственная отсталость» трактуется по-разному.
Умственная отсталость – это состояния задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, всех психических функций с особенным недоразвитием абстрактно – логического мышления, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.
Сейчас разберемся почему возникает умственная отсталость. Выделяют несколько причин возникновения умственной отсталости:
Эндогенные или внутренние причины. Они делятся на три группы: -пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
-натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
-постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
Экзогенные или внешние причины. Данные причины носят социально-биологический характер. Сюда можно отнести экологию, табакокурение, наркоманию, алкоголизм, спид.
Как говорила выше, дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Сейчас разберем структуру самого дефекта:
-Необратимое недоразвитие мозга с преимущественно незрелой корой;
-Недоразвитие собственно мыслительной деятельности;
-Недоразвитие мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов;
-Недостаточность высших психических функций.
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости выделяют четыре степени умственной отсталости:
-Легкую;
-Умеренную;
-Тяжелую;
-Глубокую.
В нашей школе преобладают дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Сейчас подробно разберем особенности познавательных процессов учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:
-Патологическая инертность нервных и психических процессов;
-Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
-Снижение мотивации деятельности;
-Тугоподвижность, стереотипность мышления;
-Нарушение критичности мышления;
-Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
-Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
-Низкая точность и прочность запоминания;
-Непреднамеренность запоминания;
-Нарушения речи;
-Низкая целенаправленность деятельности
Сейчас разберем подробно каждый компонент познавательного процесса.
Зрительное восприятие учащихся замедленно. Чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, ученикам, требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам. Восприятие отличается недифференцированностью. Рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, не замечая специфических особенностей. Особенно сложным для умственно отсталых детей оказывается активное приспособление восприятия к изменяющимся условиям. Они неправильно узнают перевернутые изображения хорошо знакомых предметов, принимая их за другие предметы, находящиеся в обычном положении. Особым является вопрос о восприятии школьниками сюжетных картин. При легкой степени УО: сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.
Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности.
Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая. Запоминание текстов даже несложных, страдает у школьников несовершенством, поскольку они недостаточно умеют разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п. В результате ученики сохраняют в своей памяти лишь часть материала.
Весьма характерным для учеников с УО является их неумение пользоваться хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи.
Существенным для характеристики памяти умственно отсталых учеников, а также для обоснования благоприятного прогноза их развития является то, что они способны с большим успехом запомнить материал который им понятен.
При легкой степени УО: Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.
Мышление — обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, сравнения). Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы.
Мыслительные процессы умственно отсталых младших школьников весьма своеобразны. Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью. Анализ объектов будет более подробным, если он выполняется с помощью взрослого — по его вопросам.
Еще более сложной задачей для умственно отсталых учащихся является обобщение предметов или явлений, т. е. объединение их на основе выявленной общей черты, для всех них существенной.
При легкой степени УО: Ограничена способность к абстрактному мышлению. Относительная сохранность наглядно-образного мышления
Для социальной адаптации человека, а особенно для ребенка с нарушением интеллекта, очень важно его общение с другими людьми. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос. В одних случаях — молчат, в других отвечают невпопад.
При легкой степени УО: Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей тоже имеют свою специфику. Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой). Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха. Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.
В школе для умственно отсталых детей учитель должен последовательно, шаг за шагом руководить мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуждать их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется.
При обучении большое внимание уделять вербальным средствам. При работе с наглядными пособиями имеется также в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных умственно отсталым детям, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность. Речь учителя должна быть четкой и немногословной.
При организации учебного процесса педагог должен руководствоваться следующими принципами:
Обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и на формирование личностных качеств;
Наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций;
Необходимо разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке;
На уроке должны рационально сочетаться словесные, наглядные и действенные методы.
В своей работе педагогу нужно использовать различные методы обучения и развития:
Наглядно – демонстрационный,
Словесно-объяснительный,
Экспериментально- практический,
Индивидуально-развивающий.
Смешанный.
Использовать такие форм работы, как:
Литературная беседа ,
Предметные викторины,
Тестирование,
Индивидуальные занятия по дидактическому материалу,
Деловые игры,
Коррекционно -развивающие занятия,
Занятия для развития мелкой и крупной моторики пальцев рук,
Физкультминутки;
Пальчиковые гимнастики;
Прослушивание звукозаписей;
Просмотр видеоматериалов;
Экскурсии.
В заключении хочется отметить то, что работа педагога с детьми, имеющими умственную отсталость, требует терпения, спокойствия, неторопливости и продуманности. В нашей школе создано единое коррекционно-развивающее пространство, где ребенок с нарушением интеллекта в центре, а рядом с ним находятся такие специалисты как учитель, учитель-логопед, психолог, учитель физкультуры, медицинский работник.
Список литературы:
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М.,2009.
Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2002.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.