Особенности обучения учащихся-мигрантов в начальной школе | Лежнева Ольга Михайловна. Работа №337961
Аннотация: Статья рассматривает особенности обучения детей-мигрантов в начальной школе. Обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и сами дети, включая языковой барьер и культурный шок. Особое внимание уделяется развитию языковых навыков у детей и построению учебно-воспитательного процесса с учетом многонациональности класса.
Ключевые слова: миграция населения, адаптация мигрантов, учащиеся-мигранты, начальная школа, языковой барьер, культурное разнообразие, поддержка и помощь.
Миграция населения является одним из ключевых факторов современного общества. В условиях глобализации все больше людей переселяются в другие страны в поисках лучшей жизни и новых возможностей. Вместе с ними они приносят свою культуру, традиции и язык, что создает необходимость в адаптации мигрантов в новой социокультурной среде. Особую роль в этом процессе играет образование, особенно начальная школа, где формируются основы знаний и навыков учеников.
Лежнева Ольга Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 2200
Аннотация: Статья рассматривает особенности обучения детей-мигрантов в начальной школе. Обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и сами дети, включая языковой барьер и культурный шок. Особое внимание уделяется развитию языковых навыков у детей и построению учебно-воспитательного процесса с учетом многонациональности класса.
Ключевые слова: миграция населения, адаптация мигрантов, учащиеся-мигранты, начальная школа, языковой барьер, культурное разнообразие, поддержка и помощь.
Миграция населения является одним из ключевых факторов современного общества. В условиях глобализации все больше людей переселяются в другие страны в поисках лучшей жизни и новых возможностей. Вместе с ними они приносят свою культуру, традиции и язык, что создает необходимость в адаптации мигрантов в новой социокультурной среде. Особую роль в этом процессе играет образование, особенно начальная школа, где формируются основы знаний и навыков учеников.
Дети мигрантов представляют собой учащихся с особыми образовательными потребностями, поэтому успешная адаптация этих детей требует комплексной работы со стороны педагогов и специалистов школьных служб.
Обучение учащихся-мигрантов представляет определенные сложности как для педагогов, так и для самих детей. Первая проблема заключается в языковом барьере: дети не знают языка страны пребывания или имеют недостаточные навыки его использования. Это затрудняет коммуникацию, усваивание нового материала и активное участие в уроках. Кроме того, мигранты часто сталкиваются с культурным шоком - различиями в образе жизни, поведении и ценностях между своей родиной и страной пребывания.
Одной из особенностей обучения учащихся-мигрантов в начальной школе является их культурное разнообразие. В классах могут учиться дети с разных стран и культурных традиций, что требует особого подхода со стороны педагогов. Культурное разнообразие может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на обучение учащихся-мигрантов.
С одной стороны, такой опыт может быть полезным и обогащающим для всех детей в классе. Ученики могут узнавать о разных странах, их культуре, традициях и языках, что помогает им развивать толерантность и уважение к другим культурам.
С другой стороны, культурные различия могут создавать препятствия в обучении. Ученики-мигранты может испытывать трудности в освоении нового языка и адаптации к новой культуре. Они могут столкнуться с проблемами общения и социализации, не понимая некоторые культурные особенности и нормы поведения.
Новая среда, новые правила и требования могут вызывать стресс и неуверенность у детей, особенно у тех, кто только прибыл в страну. Для успешной адаптации необходимо применять ряд особенных подходов:
1) Важно создать доброжелательную и безопасную атмосферу в классе. Учитель должен проявлять понимание и терпение к учащимся-мигрантам, помогать им установить контакты с другими детьми и интегрироваться в коллектив. Необходимо проводить различные игры и занятия, способствующие развитию коммуникативных навыков и укреплению взаимоотношений между учениками.
2) Важно предоставить дополнительную поддержку и помощь учащимся-мигрантам в освоении учебного материала. Педагог должен обеспечить индивидуальную и дифференцированную работу с каждым ребенком, учитывая его языковые проблемы и уровень знаний. Можно использовать различные методики и технологии обучения, такие как наглядные пособия, интерактивные учебники и компьютерные программы.
3) Необходимо проводить специальные занятия и тренинги, направленные на формирование культурного и социального адаптации учащихся-мигрантов. В ходе этих занятий можно рассказывать о традициях и культуре страны, в которую они приехали, а также объяснять правила поведения и общения. Организация встреч с другими учащимися-мигрантами или представителями их культуры также может быть полезной для формирования позитивного отношения к новой среде.
Особое внимание следует уделить учебной деятельности. Каждый учитель сталкивается с вызовом построения учебно-воспитательного процесса с участием детей разных национальностей с целью достижения положительных результатов. Особое внимание необходимо уделить развитию языковых навыков у детей, включая владение русским языком, умение общаться и соблюдать нормы поведения, необходимые для успешной адаптации в новой языковой среде и усвоения учебного материала.
Для учителя начальной школы на первых этапах работы с детьми, изучающими русский язык как иностранный, важно создать положительное мотивационное отношение к изучению русского языка. Это можно сделать, развивая у учеников интерес к языку и показывая им его социальную значимость для общения. Ученики должны понимать, что знание русского языка поможет им лучше взаимодействовать в коллективе и успешно реализовывать себя.
При изучении русского языка иностранными детьми акцент делается на глубокое понимание и усвоение грамматических структур (основанных на общих моделях языка, без упоминания исключений). Речевой материал усваивается как единое целое, а методика обучения строится на принципе перехода от частного к общему.
Обучение учащихся-мигрантов в начальной школе требует особого подхода, который учитывает их индивидуальные потребности и особенности. Одна из важных составляющих этого подхода - это индивидуальное обучение, которое позволяет учащимся-мигрантам развиваться в соответствии с их темпом и уровнем языковых и когнитивных навыков.
Когда учитель применяет индивидуальный подход к учащимся-мигрантам, он обращает внимание на их языковые уровни, чтобы иметь представление о их способности понимать и использовать язык обучения. Он может использовать различные методики, чтобы помочь им улучшить свои языковые навыки, такие как использование картинок, ролевых игр и других наглядных материалов.
Кроме того, индивидуальный подход также учитывает уровень знаний учащихся-мигрантов в других предметах. Учителя должны быть готовыми приспосабливать и модифицировать свои уроки, чтобы соответствовать интеллектуальным способностям и уровню учащихся-мигрантов в различных предметах. Это может включать дополнительные объяснения, дополнительные упражнения или использование различных по уровню сложности материалов.
Активное участие родителей в образовательном процессе является важным условием для успешной адаптации и обучения детей-мигрантов. Коммуникация и сотрудничество семьи и школы становится ключевым фактором для понимания особенностей и потребностей учащихся-мигрантов. Школам следует осуществлять активное информирование родителей о правилах и целях образования, а также предоставлять им ресурсы и поддержку для участия в жизни школы. Родители, в свою очередь, должны проявлять заинтересованность в образовании своих детей и поддерживать их в учебе.
Список литературы
Валькова И. В. Особенности адаптации детей-мигрантов в российской школе // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 29. — № 2. — С. 137–147.
Иванова Е. А. Модель интеграции детей-мигрантов в российское общество средствами школьного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 12. — С. 167–174.