Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК ПО УТБОЛУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ | Коротаев Николай Леонидович. Работа №347152

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Футбол - одно из самых доступных и популярных средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает важное место в общей системе физического воспитания. Коллективная деятельность в футболе воспитывает чувство дружбы, товарищества и взаимопомощи, развивает такие ценные нравственные качества, как ответственность, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность.

В связи с вышеизложенным, возникает необходимость разработки экспериментальных моделей тренировочных программ, направленных на развитие основных физических качеств юных футболистов на этапе начальной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК ПО УТБОЛУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: тренер-преподаватель по футболу - Коротаев Н.Л.

 

 

 

Киров

2024

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение 3

 

2. Футбол как средство физического воспитания подростков и молодежи 3

 

3. Основные средства обучения и тренировки 4

 

4. Методы обучения и тренировки 5

 

5. Заключение 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Футбол - одно из самых доступных и популярных средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает важное место в общей системе физического воспитания. Коллективная деятельность в футболе воспитывает чувство дружбы, товарищества и взаимопомощи, развивает такие ценные нравственные качества, как ответственность, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Каждый игрок может проявить в игре инициативу, творчество и предприимчивость. Однако игра требует подчинения личных устремлений командным интересам. В процессе игровой деятельности необходимо осваивать сложную технику и тактику футбола, развивать физические качества, вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям окружающей среды и строго придерживаться спортивного режима. Все это приводит к развитию волевого характера, смелости, стойкости, решительности, выносливости и мужества.

В настоящее время спортивные специалисты уделяют большое внимание спортивному развитию спортсменов, планируя тренировочную работу в соответствии с их возрастными особенностями и достигая на этой основе высокого уровня базовой подготовки. Это дает молодым спортсменам основу для дальнейшего развития их функциональной и технической подготовленности и создает благоприятные предпосылки для достижения высокого спортивного уровня.

В связи с вышеизложенным, возникает необходимость разработки экспериментальных моделей тренировочных программ, направленных на развитие основных физических качеств юных футболистов на этапе начальной подготовки.

 

2. Футбол как средство физического воспитания подростков и молодежи.

 

Спорт представляет собой одно из самых популярных зрелищ, а также эффективный инструмент для воспитания и самовоспитания личности. Он включает в себя сложный процесс взаимодействия между людьми. Спорт занимает важное место в системе физической культуры. В процессе занятий спортом человек стремится преодолеть собственные ограничения. Физическая культура и спорт играют ключевую роль в физическом воспитании.

Футбол является одним из самых доступных, популярных и массовых способов физического развития и оздоровления молодежи. Эта игра занимает центральное место в системе физического воспитания. Коллективный характер футбольной практики способствует формированию чувства дружбы, товарищества и взаимопомощи, а также развивает такие важные моральные качества, как ответственность, уважение к партнёрам и соперникам, дисциплина и активность.

Каждый футболист способен продемонстрировать свои личные качества, такие как самостоятельность и творческая инициатива. Однако игра также требует от игроков подчинения своим индивидуальным стремлениям ради интересов команды. В ходе игровой практики необходимо осваивать сложные технические и тактические аспекты футбола, развивать физические способности, адаптироваться

 

к неблагоприятным внешним условиям и строго придерживаться спортивного режима.

Футбол является эффективным инструментом для продвижения физической культуры и спорта. Это бескомпромиссное и честное соревнование, высокое мастерство исполнения и физическая подготовленность не только приносят глубокое удовлетворение и радость миллионам зрителей, но и вызывают интерес, который побуждает любителей футбола посещать спортивные мероприятия.

 

3. Средства обучения и тренировки

 

Физические упражнения являются основным средством подготовки футболистов. Движения в этих упражнениях подбираются и применяются с учетом методических требований для достижения конкретных целей. В процессе подготовки футболистов используются самые разнообразные физические упражнения, многие из которых сильно различаются по форме и содержанию. Для того чтобы оптимально выбрать средства физической культуры из всего многообразия имеющихся вариантов, необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать и определить специфические характеристики содержания физического упражнения.

Содержание физического движения состоит из действий, определяющих основные процессы, происходящие в организме во время движения. Эти процессы многогранны. Это могут быть психологические, физиологические, биохимические, педагогические и многие другие аспекты. Таким образом, отдельные физические движения оказывают комплексное воздействие на организм футболиста и позволяют решать многие задачи в спортивной тренировке.

Исходя из специфики футбола и тренировочных задач, все основные мероприятия можно разделить на специфические упражнения, в которых используется мяч, и неспецифические, в которых мяч не используется.

Специфические упражнения, используемые в подготовке футболистов, можно разделить на две группы: соревновательные и специальные.

Соревновательные упражнения это - движения, необходимые для игры в футбол и выполняемые в соответствии с правилами футбольных соревнований.

Специальные упражнения это - двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариаций. Они направлены в первую очередь на технико-тактическое совершенствование и развитие специальных физических качеств.

Специальные упражнения включают в себя индивидуальную и групповую практику с мячом (например: удары, остановки, ведение, обмены в парах и тройках) и игровую практику (например: различные «квадраты», держание мяча).

Преимущество специфических упражнений в том, что они дают возможность воздействовать более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные упражнения.

Существуют две группы неспецифических упражнений: обще-подготовительные и специально-подготовительные.

 

Обще-подготовительные упражнения это - преимущественно двигательные действия, которые являются средством общей подготовки футболистов. Они решают задачи общего физического воспитания, избирательно влияют на развитие основных физических качеств, совершенствуют координацию, двигательные навыки и умения.

Обще-подготовительные упражнения могут использоваться как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, обще-подготовительные упражнения способствуют поддержанию достаточно высокой физической и психической работоспособности, когда объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные меры.

Подходящие упражнения подбираются из ряда спортивных, легкоатлетических и двигательных мероприятий, дополняются общеразвивающими упражнениями.

Специально-подготовительные упражнения это - движения, имеющие заметное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.

4. Методы обучения и тренировки

 

Эффективность любого педагогического инструмента во многом зависит от способа его использования. Метод представляет собой методику достижения задуманной цели, которая включает определённо организованные действия.

Основные подходы в спортивной тренировке можно классифицировать на три категории: практические, вербальные и визуальные.

В процессе тренировок эти подходы чаще всего применяются в совокупности, хотя иногда, в зависимости от конкретных обстоятельств, предпочтение может быть отдано тому или иному методу.

Выбор метода зависит от возраста, уровня подготовки и квалификации спортсменов, поставленных задач, изучаемого материала, используемых средств, условий проведения занятий, профессиональной подготовки тренера и многих других параметров.

Практические методы тренировки в спорте

В области спортивной тренировки, практические методы, основанные на физической активности спортсмена, классифицируются на три основных категории: методы упражнений, игровые и соревновательные методы.

Методы упражнений характеризуются строгой регламентацией процесса деятельности занимающихся, что способствует эффективному усвоению двигательных навыков и точному воздействию на развитие физических качеств и способностей.

В рамках методов упражнений существует несколько вариантов их применения, выбор которых зависит от различных факторов. При обучении новым движениям выделяют два основных методических подхода: обучение целостному выполнению действия и поэтапное разучивание его отдельных компонентов.

 

 

Метод целостного упражнения используется как для изучения простых, так и сложных движений, которые невозможно эффективно разделить на части без потери их основных характеристик.

Метод расчлененного упражнения предусматривает изучение отдельных, относительно самостоятельных частей, элементов или фаз движения в изолированном виде. Только после достаточного усвоения этих компонентов они объединяются в единое целое.

Сопряженный метод представляет собой комплексный подход к тренировке, направленный на одновременное развитие физических качеств и совершенствование технико-тактических навыков. При этом используются специальные отягощения, подобранные таким образом, чтобы не искажать ехнику выполнения движений.

Метод избирательных воздействий, в свою очередь, фокусируется на целенаправленном развитии специфических функциональных свойств организма. Для этого применяются специализированные упражнения, которые могут быть как локального, так и более общего характера.

В зависимости от организации (учет координационной сложности, оптимальные периоды отдыха, рациональное количество повторений), метод избирательных воздействий может быть использован для избирательного совершенствования техники, тактики или технико-тактических действий в футболе.

Следующий значительный класс методов тренировки основан на различных принципах регулирования соотношения между периодами нагрузки и отдыха.

Метод равномерной нагрузки предполагает непрерывное выполнение физических упражнений в течение продолжительного времени с постоянной, как правило, умеренной интенсивностью, темпом и уровнем усилия. Примерами таких упражнений могут служить кросс, плавание, ведение мяча и т.д. Тренирующий эффект метода равномерной нагрузки реализуется непосредственно в процессе выполнения упражнения. Увеличение нагрузки достигается путем увеличения продолжительности тренировки или повышения интенсивности выполняемых упражнений.

Переменный метод тренировки характеризуется целенаправленным изменением воздействующих факторов в процессе выполнения упражнений. Это достигается за счет вариации нагрузки посредством изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий, техники и других параметров.

Тренирующий эффект при повторном методе реализуется в фазе активной работы.

Существенным преимуществом переменного метода по сравнению с равномерным является минимизация монотонности тренировочного процесса.

Повторный метод предполагает многократное выполнение упражнений с заданными временными интервалами для отдыха. Параметры этих упражнений, такие как продолжительность, интенсивность нагрузки, длительность отдыха и количество повторений, определяются исходя из поставленных целей. Тренирующий эффект достигается как за счет выполнения отдельных упражнений, так и суммирования эффекта от всех повторений. К достоинствам метода можно

 

отнести возможность четкой организации тренировочного процесса, точную регламентацию нагрузки и своевременную коррекцию ошибок.

Интервальный метод характеризуется многократным серийным повторением упражнений с определенными интервалами отдыха между повторениями в серии и

между самими сериями. При этом как нагрузка, так и паузы для отдыха могут варьироваться в различных пропорциях. Это значительно расширяет возможности целенаправленного воздействия на различные функции организма (при развитии физических качеств), а также на динамику усвоения технико-тактических навыков или параллельное совершенствование этих важных компонентов футбола. Тренирующим воздействием обладают не только сами упражнения, но и интервалы отдыха, причем в значительной степени.

Применение интервального метода в тренировках требует повышенного внимания и тщательного контроля за компонентами нагрузки. Несоответствие содержания и структуры упражнений часто приводит к перенапряжению и переутомлению спортсмена.

В последнее время разработаны специальные методики, основанные на комплексном использовании физических упражнений, получившие название круговой тренировки.

Круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий, в основе которой лежит серийное (непрерывное или с интервалами) повторение специально подобранных и объединенных в комплексе упражнений. Эти упражнения выполняются в порядке последовательной смены "станций" по замкнутому контуру.

Важным преимуществом круговой тренировки является возможность строгой индивидуальной дозировки нагрузки, что позволяет адаптировать ее под потребности каждого спортсмена.

Игровой метод: плюсы и минусы.

Игровой метод основан на двигательной деятельности игрового характера, которая структурирована с помощью определенных правил, замысла и плана игры. В этом методе могут быть использованы различные физические упражнения: бег, прыжки, метания, акробатика, технико-тактические упражнения и другие, которые выполняются в форме подвижных игр, эстафет и специальных игр с мячом.

Однако игровой метод имеет ограниченные возможности для точной дозировки нагрузки. Изменчивость способов достижения цели, динамичность действий и постоянное изменение ситуаций затрудняют регулирование как направленности, так и степени воздействия нагрузки на спортсмена.

Соревновательный метод предполагает оценку сил участников в рамках строго регламентированного соперничества, борьбы за лидерство и достижение максимального результата в различных видах соревнований и игр.

Специфика этого метода, включающая официальное определение победителей, награждение за достижения и признание общественной значимости результатов, создает уникальную эмоционально-физиологическую атмосферу, которая усиливает воздействие физических нагрузок и способствует максимальному раскрытию функциональных возможностей организма.

Однако, соперничество и связанные с ним межличностные отношения могут способствовать формированию у спортсменов не только положительных, но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие и др.). Кроме того,

соревновательный метод предоставляет ограниченные возможности для дозированной нагрузки и прямого руководства деятельностью спортсменов.

Словесные методы играют ключевую роль в деятельности тренера. С помощью слова передаются теоретические знания, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных упражнений, анализируются и оцениваются результаты. Словесные методы позволяют тренеру направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные и другие качества личности.

Важно отметить, что "словесные" методы играют важную роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий самих спортсменов.

Набор методов, используемых для создания зрительных, кинестетических и других сенсорных впечатлений о изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической и физической подготовки, принято называть методами обеспечения наглядности.

Условно эти методы можно разделить на две категории: методы непосредственной и опосредованной наглядности.

К первой категории относятся различные методически выверенные способы демонстрации самих упражнений (полностью или по частям, в замедленном или обычном темпе и т.д.).

Методы опосредованной наглядности выступают в качестве вспомогательных средств визуализации и служат формированию первичных представлений о движениях, правилах и условиях их выполнения, а также для уточнения и углубления представлений, полученных непосредственно через восприятие.

5. Заключение

В настоящее время разработаны многочисленные методические рекомендации по физической подготовке футболистов. Однако анализ результатов соревнований команд различного уровня свидетельствует о том, что их реализация не всегда обеспечивает достаточный уровень развития физических качеств, необходимых для успешного проявления технико-тактического мастерства в игре.

В связи с этим, необходимо определить приоритетные направления развития физических качеств, которые обеспечат высокую игровую активность и надежность техники на всех этапах подготовки футболистов.

Выносливость играет ключевую роль в повышении эффективности соревновательной деятельности на протяжении всей игры, так как ее различные компоненты способствуют поддержанию скорости, силы и точности технико-тактических действий.

Для повышения эффективности соревновательной деятельности важно искать пути учета её структуры на каждом этапе многолетней подготовки с оценкой вклада различных компонентов выносливости в обеспечение качества игровой деятельности.

 

 

На начальном этапе подготовки футболистов рекомендуется использовать учебно-тренировочные программы, направленные на развитие ведущих для данного вида спорта физических качеств. При этом средства и методы развития различных

компонентов общей и специальной выносливости включаются в тренировочный процесс блоками избирательной направленности.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×