Особенности организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, проживающих в организациях социального обслуживания. | Ларионова Олеся Игоревна. Работа №364616
На современном этапе развития российского общества инклюзивное обучение является ведущей стратегией образовательной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не только на уровне основного общего, но и дошкольного образования.
Не смотря на государственную поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ, исследователи констатируют, что у родителей имеются проблемы материального характера. Они связаны с отсутствием достаточных средств для лечения, воспитания и развития ребенка.
Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, проживающих в организациях социального обслуживания.
Введение
На современном этапе развития российского общества инклюзивное обучение является ведущей стратегией образовательной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не только на уровне основного общего, но и дошкольного образования.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ в ДОО требует:
создания специальных условий, предполагающих обеспечение архитектурной доступности;
наполнения предметно-пространственной среды
дидактически
ми пособиями и материалами, учитывающими психофизические особенности детей с нарушениями в развитии;
оказания детям с ОВЗ и их семьям комплексной психолого-педа
гогической помощи, а также осуществления их социально-педа
гогического сопрово
ждения.
Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ и/или инвалидностью и их семьям в ДОО, как правило, включает в себя диагностику уровня психологического развития ребенка, определение его зоны ближайшего развития; консультирование родителей (законных представителей) и педагогов, работающих с ним; проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, а также различных просветительских мероприятий.
Цель социально-педагогического сопровождения в условиях ДОО, заключается в помощи ребенку, находящемуся в проблемной жизненной ситуации или ситуации риска, в его социальном становлении, а также оздоровлении окружающей среды.
Актуальность проблемы.
На ранних этапах развития ребенка с ОВЗ необходимы профилактика и/или преодоление комплекса проблем, связанных с его появлением в семье. Трудности психологического характера провоцируют нарастание социально-педагогических проблем, таких как: ограниченность социальных контактов семьи, искажение в выборе стиля воспитания, при организации досуговой и игровой деятельности, способствующей развитию и компенсации нарушенных функций и т.д.
Не смотря на государственную поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ, исследователи констатируют, что у родителей имеются проблемы материального характера. Они связаны с отсутствием достаточных средств для лечения, воспитания и развития ребенка.
К указанным выше добавляются проблемы социального характера:
нарушение
положений
законодате
льства
о
социальной
защите
детей с ОВЗ;
архитектурная
недоступность
окружающей
среды;
сложности
получения
ребенком
качественного
дошкольного,
школьного специального и высшего образования;
конфликты во взаимодействии со специалистами и окружающи
ми людьми и т.
Таким образом, появление в семье ребенка с ОВЗ со временем формирует в ней комплекс взаимосвязанных проблем выживания, со
циальной защиты, образования.
Социально-педагогическое сопровождение, организованное на ранних стадиях развития ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью, не только содействует профилактике и преодолению трудностей, об- условленных социальной адаптацией такого дошкольника в пространстве ДОО, но и способствует конструктивному взаимодействию с его семьей.
В условиях ДОО социально-педагогическое сопровождение до- школьника с ОВЗ и его семьи предполагает оказание следующих видов помощи:
обеспечение родителей (законных представителей), педагогов информацией по вопросам заботы
и поддержки, а также дея
тельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
защиту прав ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью и его семьи, содействие в реализации правовых гарантий по различным во
просам;
помощь в получении реабилитационных услуг в
центрах и дру
гих учреждениях по восстановлению психологического, мораль- ного, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней
детей;
выделение пособий, компенсаций, единовременных выплат де
тям с ОВЗ и их семьям;
организацию сетевого взаимодейст
вия ДОО с другими учрежде
ниями по вопросам воспитания и развития таких детей;
повышение социально-педагогической компетентности родите
лей (законных представителей);
осуществление методического сопровождения деятельности пе
дагогов по развитию у родителей (законных представителей) со
циально-педагогической компетентности
.
Однако на сегодняшний день организация и осуществление социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью и их семей в условияx ДОО оставляют желать лучшего. Это подтверждается как специалистами, работающими с детьми с ОВЗ и их семьями, так и современными исследованиями.
Программа исследования
ФГБНУ«Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ по теме «Научные основы психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы в ДОО в условиях инклюзивного дошкольного образования» в апреле-мае 2021 г. проводил мониторинг практик социально-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ и/ или инвалидностью. В исследовании принимали участие специалисты из 569 дошкольных организаций из 85 регионов России, занимающихся социально-педагогическим сопровождением детей с ОВЗ.
Результаты исследования
Мониторинг показал, что во многих организациях имеются дети с ОВЗ и/или инвалидностью (61%). В структуре нарушений развития дошкольников, посещающих ДОО, преобладают различные речевые нарушения (72,9%), задержка психического развития (49,5%), расстройства аутистического спектра (23%), а также нарушения зрения (20%) и опорно-двигательного аппарата (20%), соматические заболевания (21%).
Задачи социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/ или инвалидностью в большинстве организаций в основном связаны с социальной адаптацией детей с ОВЗ (49,2%), а также с повышением уровня психолого-педагогической и социальной компетентности ближайшего окружения ребенка (41,1%). Проблемы активизации позиции самой семьи, защиты ее прав, гармонизации детско-родительских и семейных отношений отнесены на второй план .Это может говорить как о приоритетных направлениях деятельности самих ДОО, так и о том, что большинство специалистов, занимающихся социально-педагогиче- ским сопровождением, не имеют профильного образования.
Вследствиетого,чтов81,5% ДОО ставка социального педагога в штатном расписании не предусмотрена, большая часть функций по социально-педагогическому сопровождению, таких как социальная адаптация детей групп риска в условиях ДОО, информирование родителей по вопросам особенностей психофизического развития детей, оказывается у педагогов, непосредственно работающих в группах.
Содействие семьям, находящимся в группе риска, в решении возникающих проблем в большинстве случаев осуществляется администрацией ДОО. Взаимодействие в основном ведется с поликлиниками по месту жительства детей, а также с органами социальной защиты населения. Однако оно, как показывает практика, носит формальный характер и лишь частично способствует решению проблем семей, имеющих детей с ОВЗ и/или инвалидностью.
Подчеркну также, что ресурс научно-исследовательских учреждений социально-ориентированных некоммерческих организаций для оказания помощи семьям, воспитывающим особенных детей, судя по данным мониторинга, используется в единичных случаях.
Данная ситуация обусловлена тем, что педагоги ДОО часто недостаточно информированы о деятельности вышеуказанных организаций, имеются трудности в правовом оформлении такого сотрудничества. Кроме того, по данным мониторинга, у специалистов, осуществляющих социально-педагогическое сопровождение детей с нарушениями раз- вития в условиях ДОО, наблюдается недостаточность знаний о проектировании программ социально-педагогического сопровождения детей групп риска.
Социально-педагогическое сопровождение таких детей в условиях ДОО ведется в форме индивидуальных и групповых консультаций родителей:
с
целью
оказания
им
помощи
в
решении
проблем,
связанных с воспитанием и развитием, проведения занятий с детьми груп
п риска, направленных на социальную адаптацию в ДОО;
информирования родителей детей групп риска о различных аспектах воспитания и развития ребенка посредством размеще
ния
полезных
материалов
н
а
информационных
ресурсах
ДОО,
в родительских уголках в группах.
В процессе социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ используются в основном методы диагностики (психофизических особенностей ребенка,условий его воспитания и развития),а также методы, связанные с организацией взаимодействия с другими дошкольными организациями. Отметим, что данные методы только констатируют наличие проблем у ребенка с ОВЗ и его семьи и мало способствуют их разрешению.
Специалисты, осуществляющие социально-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ, используют методы социальной реабилитации лишь в 23% учреждений, а содействия в получении положен- ной помощи от государства практически нет.
По моему мнению, это связано с перегруженностью педагогов, фактически ведущих социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, своей основной работой, а также отсутствием у них профильного образования. Этот тезис подтверждается данными нашего мониторинга. Так, для эффективного осуществления деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и/или инвалидностью специалистам не хватает знаний:
о проектировании программ социально-педагогического сопро
вождения детей групп риска (40%);
о методах эффективного взаимодействия с семьями, воспитыва
ющими детей групп риска (27,4%);
о формах и методах профилактики социальных девиаций, рабо
ты с детьми и семьями группы социального риска (26,2%);
об особенностях функционирования семей, воспитывающих де
тей групп риска, и их проблемах (24,6%);
о методах диагностики и анализа результато
в реализации про- грамм и мероприятий по социально-педагогической поддержке воспитанников и их семей (20,3%).
Выводы
Таким образом, воспитание и обучение детей с ОВЗ в условиях ДОО требует обеспечения специальных условий, включающих не только наличие и насыщение предметно-пространственной среды дидактическими пособиями и материалами, но и организацию комплексного психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения.
Сегодня ДОО посещают в основном дети с речевыми проблемами, задержками психического развития, расстройствами аутистического спектра, а также нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями. Социально-педагогическое сопровождение, организованное на ранних стадиях развития, не только содействует профилактике или преодолению трудностей, связанных с социальной адаптацией дошкольника с ОВЗ в ДОО, но и способствует конструктивному взаимодействию с семьей такого ребенка.
Вместе с тем, как показало наше исследование, организация социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в ДОО оставляет желать лучшего. По нашему мнению, данное обстоятельство обусловлено отсутствием отдельных ставок социальных педагогов, а у специалистов — профильного образования и опыта работы по проектированию программ социально-педагогического сопровождения особых детей и их семей.
Учитывая сказанное выше, предложим некоторые пути решения обозначенных проблем.
В дошкольных организациях, реализующих инклюзивную прак
тику, в штатном расписании должны быть предусмо
трены ставки социальных педагогов.
Необходимо повышать квалификацию специалистов, непосред
ственно занимающихся социально-педагогическим сопровожде
нием, в области работы с семьями групп риска, а также проектиро
вания программ по социально-педагогическо
му сопровождению.
Для оказания адресной помощи семьям, воспитывающим детей
с ОВЗ и/или инвалидностью, как на федеральном и муниципаль
ном, так и на локальном уровне следует проработать норматив
но-правовые механизмы взаимодействия с обще
ственными орга
низациями и научно-исследовательскими учреждениями.