Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста | Макарова Елена Васильевна. Работа №292594

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Макарова Елена Васильевна
Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Именно этот период происходит формирование культурно- ценностых ориентаций духовно- нравстенной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувства, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально- культурной, осознания себя в окужающем мире.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтбы понять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье,к историии культуре страны,созданной трудами родных и близких людей,тех, кого зовут соотечественниками.

Особенности организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста

 

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Именно в этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной, осознания себя в окружающем мире.

Данный отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы понять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

- содержательный компонент - овладение детьми доступных их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире;

- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения, к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу, краю, стране);

- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности).

Уже с детства дошкольник должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа. Период дошкольного детства по своим психологическим способностям наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремления повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека.

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста:

1.Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает чувство удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми жителями дома.

2.Образные выражения «Любовь к матери-Родине», «Преданность Отчизне», «Отчий край» свидетельствуют о том, что истоки патриотических (от греческого patris - родина) чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства. Зарождение таких чувств внутренне обусловлено.

3.На каждом возрастном этапе дошкольного детства имеются свои приоритетные средства воспитания патриотизма. В младшем дошкольном возрасте это деятельность самого взрослого как носителя положительного способа поведения, а также произведения фольклора - потешки, песенки, сказки.

На следующем этапе воспитания, которое совпадает с возрастом 4-5 лет, происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе.

Для детей дошкольного возраста особенно важной в развитии качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность с взрослыми и сверстниками.

4. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Народная культура и искусство своих возможностей создать в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.

5.Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. Иван Александрович Ильин в этой связи писал: «Воспитать в ребенке характер - значит, прежде всего, - открыть ему, его способность и счастье беззаветно любить Родину и верить в нее».

Поэтому еще в семье, в детском саду необходимо создавать условия для возникновения и развития у детей уважения к трудовым умениям и творческим ремеслам предков русского народа (использовать семейные архивы, экспонаты музеев). Надо знакомить детей с характерными традициями и обычаями русского народа, вызывать интерес и стремление соблюдать их. Очень важно приобщать детей дошкольного возраста к основополагающим нравственным ценностям своего народа, формировать положительное отношение к ним и желание соблюсти их в повседневной жизни.

6. Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе отводят особую роль в воспитании патриотизма, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок начинает понимать, что он - творитесь, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Свободный труд, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства человеческого достоинства. На фоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей.

Так же не нужно забывать и включать в тематику чтения художественной литературы рассказы, стихотворения или другие литературные произведения о защитниках Отечества. Так как дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать на занятиях не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы, и материалы, например, национальные костюмы, старинную мебель, посуду.

Представления о быте наших предков складываются наиболее эффективно через ознакомление детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. В связи с этим желательно организовывать посещения музеев. Интересным вариантом является также организация специальных помещений в детском саду наподобие «избы», благодаря чему открывается возможность первого приобщения к истории быта родного края.

Одним из первых условий патриотического воспитания детей является тесное взаимодействие с родителями. Родители должны стать обязательными участниками работы с детьми, помогая, к примеру, в сборе информационного материала по родному краю, участвуя в воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций, изучении истории и традиций родной семьи.

Немаловажное значение в организации патриотического воспитания принадлежит подготовке и проведению праздников, развлечений, занятий, посвящённых Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания, способствующими развитию личности, гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу.

Огромное значение имеют также экскурсии к достопримечательности города или района, в частности к памятным местам, мемориалам и т.д. Таким образом, говоря о знакомстве с родным городом стоит отметить, что в целом в этом процессе будет срабатывать принцип «кругов на воде». Чем младше ребенок, тем более близкие и понятные для него объекты должны попасть в поле его зрения (знакомство с домом, родной улицей, детским садом и т.д.), чем старше ребенок, тем шире становится ряд объектов, знакомство с которыми может стать частью патриотического воспитания (достопримечательности района, города, области и т.д.)

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×