Особенности организации педагогического процесса при работе с детьми ОВЗ. | Сторожук Инна Витальевна. Работа №304912
Инклюзия в ДОУ.Корекционно- воспитательный процес осуществляется с контингеном воспитанников. Учитываются индивидуальные и возрастные особенности.Педагоги ДОУ разрабатывают индивидуально- образовательный маршрут для детей с ОВЗ. Ребенок заинтересован в контакте с педагогом,творчестве,в своих интересах.
Цель воспитательно- образовательного, коррекционного процесса- формирование социально значимых качеств личности ребенка ограниченными возможностями здоровья.
Особое внимание уделяется созданию специальной развивающей среды.
Инклюзия в ДОУ. Особенности организации педагогического процесса при работе с детьми ОВЗ.
Проектирование коррекционного воспитательно-образовательного процесса осуществляется в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. Специфика организации воспитательно-образовательного процесса состоит в том, что педагоги при выборе задач исходят из физичекого состояния ребенка, его активности, метеозависимости, душевной расположенности на текущей момент. Образовательная деятельность строится таким образом, что ребёнок на фоне заинтересованности в контакте, творчестве, поощрении или же в обсуждении его интересов совершает с помощью педагога некое усилие(пусть небольшое) и учится оценивать его результат.
При организации образовательной деятельности педагоги учитывают диагноз ребёнка, его группу здоровья, уровень двигательной активности , системачески контролируют утомляемость. Особое внимание уделяется созданию специальной развивающей среды и разработке индивидуального образовательного маршрута. В практику работы внедряется технология снятия статического напряжения, которая основывается на психоэмоциональной коррекции при помощи релаксации и снятия блоков-зажимов как физического, так и психического происхождения.
Цель воспитательно- образовательного, коррекционного процесса- формирование социально значимых качеств личности ребенка с ОВЗ, необходимых ему для успешной социализации.
Во время диагностики и назначения индивидуального маршрута развития необходимо учитывать, что у детей с особенностями в развитии наряду основным заболеванием могут присутствовать и комплексные нарушения. В связи с этим проводится тщательное обследование всеми необходимыми медицинскими специалистами, дефектологом и психологом. Коррекционная работа с опорой на сохранные зоны помогает ребенку не только преодолевать дефекты, но и развиваться в целом.
Общие требования к организации и проведению обучения детей с ОВЗ:
- для занятий выбирается просторное помещение, соответствующее требованиям Роспотребнадзора, с хорошим освещением и мебелью;
- для организации занятий подбираются различные пособия и материал;
- подача образовательного материала строится более детально, разбиваясь на несколько блоков, и в медленном темпе работы;
- перед занятием педагог применяет приемы и методы, ведущие к доверительным и доброжелательным отношения в группе;
- детям, не умеющим концентрировать внимание, предлагается задание, заставляющее ребенка сосредоточиться на определенном этапе деятельности, обязательно закончить начатое;
- в работе с агрессивными детьми педагог ненавязчиво изменяет агрессивный сюжет, переводя тему в «мирное русло»;
- инертным детям дается задание на развитие фантазии, показывается значимость осуществляемой деятельности;
- детям со слабым развитием мелкой моторики в процессе непосредственно образовательной деятельности предлагаются более легкие задания, при выполнении которых кисть упирается в бумагу (капает дождь, идет снег);
- непосредственно образовательная деятельность строится таким образом, чтобы у ребенка появилась уверенность в своих силах, ему предоставляется возможность выразить себя, активизировать его познавательную деятельность, открыть новые способы контакта с окружающим миром.
Психокоррекционная работа с детьми прежде всего направлена на то, чтобы снять у них чувство тревоги и неуверенности, поднять самооценку.
Воспитательно- образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы диагностика и коррекция имеющихся нарушений в развитии детей была своевременна, а систематическая психологическая помощь эффективно влияла на скорость социальной и учебной адаптации детей.