Особенности организации подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку | Кузьменко Галина Александровна. Работа №355798
Итоговая аттестация – первая по- настоящему серьезная проверка эффективности учебной
деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы, истории, иностранного языка.
Особенности организации подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку.
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной
деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к
следующей ступени образования.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к
организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Основной государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя – словесника. Один из существенных факторов успеха Основного государственного экзамена обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ОГЭ.
А правило «Учись учиться!» касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему
разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. .
Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ОГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том,
что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ОГЭ по русскому языку - это не одно и то же!
Ежегодно во время сдачи ОГЭ по русскому языку у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблемы.
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ОГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные
разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).
С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ОГЭ по русскому языку
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
ОГЭ по русскому языку
Этот экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий, требующих ответа.
Рекомендуется знать критерии оценивания ОГЭ – это поможет упорядочить подготовку. Изложение пишется по прослушанному 2 раза тексту и требует от учащихся следующих навыков:
-умение понимать смысл текста;
-выявлять авторскую идею;
-уметь применять приемы сжатия текста;
-соблюдать все условия, касающиеся цельности и связности;
-соблюдать грамматические и речевые нормы.
Задания, требующие ответа в виде нескольких слов или цифр, касаются основных тем русского языка, предусмотренных школьной программой. Проверяются знания учащихся в области фонетики, расстановки запятых в простых и сложных предложениях, умение работать со
словосочетанием, анализировать текст полностью и по фрагментам.
Третья часть экзамена – сочинение-рассуждение, которое строится по определенному алгоритму – начинается с вступления, содержащего тезис – то есть утверждения, которое учащемуся предстоит доказывать. Сами доказательства, официально именуемые аргументами, расположатся в средней части, а заключение – вывод по всей работе. Такую последовательность нужно сохранять, ведь это влияет на количество баллов, которые экзаменуемый получит в итоге.
Сочинение на ОГЭ достаточно небольшое, поэтому вступление должно быть кратким – можно
ограничиться несколькими предложениями. Можно использовать речевые клише, подготовленные заранее. Размер основной части должен быть больше объема взятых вместе вступления и заключения.
Следует указать аргумент, к которому подобран пример. Можно использовать при этом
цитирование (не забываем про кавычки) или номер предложения. Нужно помнить, что заключение – итог, а не просто еще один абзац. Он не опровергает информацию, сказанную в предыдущих частях работы, а обобщает ее.
Девятиклассники должны знать, что баллы, полученные ими на экзаменах, являются объективными показателями достигнутого учащимися уровня знаний и умений. Итоговые результаты могут
помочь попасть в тот или иной профильный класс, а сама форма ОГЭ сейчас максимально приближена К ЕГЭ, что считается одним из способов подготовки к последнему.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций
Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму
экзамена и на специфическую систему проверки.
Все эти направления и задачи тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.
В систему работы по подготовке к ОГЭ входят: Психологический настрой учащихся:
Основной государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.
Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости
обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
Создание методической базы.
Приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.
Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2021 г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки РФ, и снабжённых ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
Я использую в своей работе следующие пособия: «Русский язык. ОГЭ-2021. Типовые тестовые
задания»,Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.; «Русский язык. Типовые экзаменационные варианты», И.П.Цыбулько;
ИКТ в системе подготовки к ОГЭ.
Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.
Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над
результатами обучения.
Работа с текстом
Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в 5 классе, программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия).
Первый прием – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста целыми
предложениями или частями в сложном, в которых не отражена главная мысль микротемы); второй прием – исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно); и, наконец, третий – упрощение (текст микротемы передаем своими словами). Умение применять все три приема сокращения в изложении оценивается 3-мя баллами. При работе с текстом, главное, не исказить смысл текста, иначе вам укажут на фактическую ошибку, а это минус 2 балла.
Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5 класса. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами. Можно подготовить свой раздаточный материал. Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Подсчитываем
количество слов. Подобная работа рассчитана на один урок. Такие уроки провожу с 5 по 9 классы.
Создание банка тестовых заданий.
Я использую при подготовке к ОГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:
Первый шаг. Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые
разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал
представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.
Теория - фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые
теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или
блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя.
Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме)
Второй шаг. Создаем алгоритм решения заданий .
Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.
Третий шаг. Слушаем друг друга.
Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать
учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу. Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.
Для тренировки берем типовые тестовые задания. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость.
Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности:
«Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».
Консультации в системе подготовки к ОГЭ.
Консультации в 9 классе направлены на развитие умений и навыков выполнения заданий ОГЭ, повышения «орфографической зоркости».
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение
различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки. Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».
Индивидуальные папки учащихся 9-х классов «Подготовка к ОГЭ по русскому языку». Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с
заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.
И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью,
личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.