Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности организации профориентационной работы в школе | Мозолевская Ольга Викторовна. Работа №343278

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье изложены основные положения об этапах, направлениях, целях и задачах профориентационной работы в общеобразовательной школе.

Также в статье представлены определения понятия "профессиональная ориентация школьников", раскрываются факторы, влияющие на выбор школьниками будущей профессии, описываются уровни готовности обучающегося к выбору профессии. 

Особенности организации профориентационной работы в школе

 

Что такое профессиональная ориентация? А.Д. Балюк под профессиональной ориентацией понимает «социокультурный процесс, реализуемый через серию индивидуальных выборов, обусловленных социальными факторами, с одной стороны, и личностными особенностями, с другой» [1, с. 15]. О.А. Махаева и Е.Е. Григорьева профессиональную ориентацию понимают как научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности [10]. Понятие «профессиональную ориентация» авторы исследования понимают как целенаправленную деятельность по подготовке обучающейся молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями, требованиями рынка труда в кадрах различных профессий и различного уровня квалификаций [8].

Как отмечает О.Г. Грачева, выбор профессии представляет собой сложный мотивационный процесс. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительные отношения человека к окружающей среде. Следовательно, мотивация относительно выбора будущей профессии понимается как цель, результат, который необходимо сформировать у обучающихся в процессе организации профориентационной работы в общеобразовательной школе. Ведущими элементами в профессиональной мотивации, по мнению ряда ученых, являются: профессиональные мотивы, трудовые мотивы, мировоззрение, убеждения, идеалы, установки личности, склонности, желания, интересы, потребности, ценностные ориентации, личностный смысл [8]. Мотивы выбора профессии сочетают в себе совокупность познавательных и профессиональных потребностей и интересов.

Психологами выделяются следующие факторы, влияющие на выбор профессии:

потребностно-мотивационн

ая

сфер

а

личности (интересы, стремления, ценностные ориентации, установки);

способности и другие личностные характеристики человека;

потребности экономики в специалистах определенного профиля на каждом конкретном этапе развития общества;

стереотипы о престижности и перспективности той или иной профессии.

 

Проанализировать все эти факторы самостоятельно школьнику старшего школьного возраста необычайно трудно. Как показывают результаты исследований, чаше всего молодежь ориентируется на несколько другие факторы при выборе профессий. Среди них можно отметить: престижность профессии, уровень заработной платы, интересная работа, хороший условия труда и прочие [5].

Профориентационную работу с обучающимися общеобразовательных организаций делят на этапы в соответствии с возрастными особенностями.

Так, С.Н. Чистякова разделяет профориентацию школьников на предпрофильный (8 класс), профильный (9-10 класс) и завершающий этап (11 класс) [8].

Типология С.Н. Пряжникова представляет следующие этапы профориентации школьников: актуализация выбора профессии (1-4 классы), формирование профессиональной направленности (5-7 классы), формирование профессионального самосознания (8-9 классы) и уточнение социально-профессионального статуса [8].

Бесклубной А.В. выделяются уровни готовности школьника к выбору профессии:

1) высокий уровень (у школьника сформированы собственные убеждения; он четко осознает, какие навыки и умения ему необходимы для осуществления будущей профессии);

2) средний уровень (школьник уверен в выборе будущей профессии, однако при этом у него не сформировалось представление о необходимых умениях для будущей профессии);

3) низкий уровень (школьником не сформированы мотивы к выбору профессии и представления о необходимых умениях для будущей профессии) [2].

В профессиональном становлении школьника не следует недооценивать роль семьи. Часто представителями старшего поколения транслируется убеждение в необходимости получения высшего образования и освоения «престижной», по их мнению, профессии. При этом мнение будущего абитуриента не является приоритетным. В результате такого воспитания появляются будущие специалисты, которые или не понимают, как они сумеют использовать полученные навыки, или не обладают мотивацией к профессиональному росту. Следовательно, профориентационная деятельность должна быть направлена не только на работу с детьми и подростками, но и на семью в целом.

Профориентационная деятельность школы представляет собой систему мероприятий, организуемых с участием родителей, по оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении в соответствии с потребностями и возможностями личности, а также запросами экономики в квалифицированных кадрах [8].

Результат профориентационной работы в общеобразовательной школе – осознанный выбор школьником профиля будущей профессиональной деятельности.

Какие задачи ставит профориентационная деятельность школы?

О

казание профориентационной поддержки учащимся в проце

ссе выбора

ими

профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности (для учащихся,

которые планируют

продолжит

ь обучение на старшей ступени);

содействие профориентационной поддержке учащимся в процессе выбора

ими

сферы будущей профессиональной деятельности, пр

офессии (для учащихся, планирующих продолжить обучение в системе СПО);

оказание дополнительной профориентационной поддержки некоторым группам школьников, у которых легко спрогнозировать сложности в выборе

ими

сферы будущей профессиональной деятельности и труд

оустройства (дети с ОВЗ, группы риска, стоящие на учете в ОДН);

получение диагностических данных о п

редпочтениях, склонностях и воз

можностях

школьников

для осознанного определения

ими дальнейшего обра

зовательного маршрута;

обеспечение информационной поддержки, знакомство обучающихся с рынком труда и миром профессий;

выработка гибкой системы

сотрудничества

старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с

профессиональными

предприятиями.

Профориентационную работу продуктивнее организовывать по данным направлениям [8]:

конкретизация образовательного запроса в рамках проведения факультативов и других курсов по выбору;

групповые и индивидуальные консультации, направленные на выявление и

формирование объективного принятия решения о выборе профиля обучения;

формирование образовательного запроса, который бы соответствовал интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Результатом организации профориентации обучающихся 9 классов, по мнению психологов, должно стать решение школьников о характере дальнейшего продолжения образования (поступление в 10 класс школы по выбранному профилю или продолжение получения образования в образовательной организации СПО).

Основной целью профориентации школьников 10-11 классов является обучение старшеклассников действиям по самоподготовке и саморазвитию, формированию профессиональных качеств в выбранной профессии, оценки готовности к избранному виду труда.

Планируя профориентационную работу в школе, педагогу-психологу необходимо ставить перед собой цель помочь школьнику выбрать именно ту профессию, в которой требования, предъявляемые к спеиалисту, совпали бы с его личностными качествами и возможностями. Психолог должен построить профориентационную работу так, чтобы каждый выпускник чётко отвечал на важнейшие вопросы: «кто Я?», «чего Я хочу?», «что Я могу?» [3].

 

Список литературы

Балюк А.Д. Профессиональная ориентация в системе социализации молодежи (на примере Ростовской области) // А.Д. Балюк: автореф. дис… канд. соц. наук: 22.00.06. – Тюмень, 2014. – 32 с.

Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии //

А.В. Бесклубная:

автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01. – Н.Новгород, 2013. – 21 с.

Бородуля Л.М. Организация профориентационной работы в школе // Профессиональная ориентация. – 2017. – №1. –

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

organizatsiya

-

proforientatsionnoy

-

raboty

-

v

-

shkole

.

Будников С.В. Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении // Образование и воспитание. – 2023. – № 2 (43). – С. 57-59.

Груздева М.Л., Груздева К.Е. Профориентационный сайт как инструмент профессионального самоопределения учащихся // Современные наукоемкие технологии.

– 2018. – № 1. –

С. 71-76.

Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.

Истомина В. В., Конышева Н. А. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – №3 (23). –

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

puti

-

povysheniya

-

urovnya

-

professionalnogo

-

samoopredeleniya

-

uchaschihsya

-

obscheobrazovatelnyh

-

shkol

.

Казначеева С. Н., Быстрова Н. В., Мурыгин Н. С., Пасечник А. С. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – №3 (37). –

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

proforientatsionnaya

-

rabota

-

v

-

shkolah

-

kak

-

faktor

-

povysheniya

-

urovnya

-

samoopredeleniya

-

obuchayuschihsya

-1

.

Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.

Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников. – М.: 2002.

Пряжников Н. Проектируем жизнь: карточная групповая профориентационная игра /Н. Пряжников. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×