Особенности организации психологической поддержки родителей детей, имеющих РАС | Мой кабинет. Работа №343396
Необходимость оказания психологической помощи семьям, имеющим детей с расстройствами аутистического спектра, в системе специального и инклюзивного образования стоит очень остро. Существуют многочисленные публикации и научные работы на тему психологического сопровождения семьи, но в условиях работы в образовательном учреждении, зачастую львиную долю внимания специальный психолог уделяет диагностике и одностороннему влиянию на ребенка. А решение трудностей воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра семей требует комплексного подхода. Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. А взаимная ответственность возникает только тогда, когда есть понимание, поддержка и общность целей.
Особенности организации психологической поддержки родителей детей, имеющих РАС
Необходимость оказания психологической помощи семьям, имеющим детей с расстройствами аутистического спектра, в системе специального и инклюзивного образования стоит очень остро. Существуют многочисленные публикации и научные работы на тему психологического сопровождения семьи, но в условиях работы в образовательном учреждении, зачастую львиную долю внимания специальный психолог уделяет диагностике и одностороннему влиянию на ребенка. А решение трудностей воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра семей требует комплексного подхода. Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. А взаимная ответственность возникает только тогда, когда есть понимание, поддержка и общность целей.
В задачи психолого-педагогического сопровождения семей входят:
− Информирование родителей об особенностях развития их ребенка с расстройствами аутистического спектра, определение и разработка общей стратегии актуального вмешательства;
− Обучение родителей специфическим способам и приемам установления эмоционального контакта и взаимодействия с ребенком, вовлечение родителей в повседневный коррекционно-развивающий процесс;
− Повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения в домашних условиях;
− Оказание психологической помощи, содействие построению позитивных семейных взаимоотношений. Основными направлениями работы специального психолога с родителями детей с расстройствами аутистического спектра чаще всего являются следующие:
1. Информационно-аналитическое направление: экспертная оценка родителями состояния своего ребенка; информирование через подготовку стендов и печатной продукции; индивидуальное и групповое консультирование специалистами различного профиля; информирование о методах и технологиях коррекционной работы специалистов с детьми в образовательной организации или центрах.
2. Просветительское направление: обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком, методам коррекции нежелательного поведения, моделированию жизненных ситуаций для автоматизации сформированных социальных навыков, использованию альтернативных средств коммуникации, составлению визуального расписания и мотивационных стимулов, совместному со специалистами созданию специальной индивидуальной программы развития (СИПР); формирование навыков продолжения коррекционной работы в домашних условиях; формирование у родителей компетенций по взаимодействию с ребенком, по формированию у них навыков самообслуживания; обмен опытом воспитания ребенка в семье через участие в родительской группе.
3. Досуговое направление: организация праздников и развлечений совместно родителей с детьми; организация творческих студий и мастер-классов.
Психологи, работающие с семьями детей с расстройствами аутистического спектра, выделяют различные формы работы с семьей: индивидуальную и групповую. Среди индивидуальных форм чаще всего применимы следующие формы работы:
− Сотрудничество с родителями в ходе проведения первичной диагностики;
− Психологическое консультирование при очной встрече;
− Психологическое интернет-консультирование;
− Анализ родительских сообщений в социальных сетях;
− Анализ видеозаписей, присылаемых родителями по предварительной договоренности. Восполнить дефицит теоретических знаний и практического опыта по взаимодействию с ребенком позволяет психолого-педагогическое консультирование родителей посредством интернет-связи, общения с психологом в социальной сети.
В процессе психолого-педагогического сопровождения родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра, психолог выполняет основополагающую стартовую функцию. На первоначальном этапе работы важно понять эмоциональное состояние родителей, понять, готовы ли родители помочь своему ребенку, или сами, прежде всего, нуждаются в психологической помощи. Одна из первых задач психолога – вычленить проблему и осмыслить ее. Поэтому данный этап работы сопряжен с диагностическими мероприятиями, которые позволяют специалисту получить наиболее полное представление о внутриличностных и внутрисемейных процессах, а также определить стратегию будущего сотрудничества с семьей. При этом важна не только диагностика проблемы, но и диагностика сильных сторон семьи, окружения, на которые можно опереться при решении последующих задач. Наряду с диагностическими, по желанию родителей также проводятся и психокоррекционные мероприятия. Они могут иметь различные формы: патронаж семьи, тренинги, родительские клубы, родительские конференции, семинары-практикумы, круглые столы, досуговые занятия, мастер-классы, творческие мастерские и т. д. Основные цели данных мероприятий – помочь каждому родителю найти внутренние ресурсы для решения своих проблем, оптимизировать общение с ребенком. Также специалисты помогают родителям развить доверие к своему ребенку, ослабить свой контроль, признать его способность к самоконтролю и ответственности. Научиться разделять свои потребности и потребности ребенка, не путать их. Во время принятия решений ориентироваться на состояние ребенка и на свое, отслеживать и изменять привычные паттерны общения с ребенком, ориентируясь на изменение состояния ребенка.
Рекомендации родителям детей воспитывающих аутичных детей дошкольного возраста
1. Расписание, график дня, правила: разработайте ежедневное расписание дня для вашего дома и как можно строже его придерживайтесь. Каждый день ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время. Завтрак, обед и ужин должен быть в одно и то же время. Прогулка на улице, различные игры (развивающие, интеллектуальные, настольные) должны быть в одно и то же время. Так же нужно составлять график на ближайшие мероприятия (поход в гости к бабушке, поход в магазин, в музей).
2. Не используйте письменные расписания с детьми, которые пока не умеют читать. Это бесполезно. Используйте фотографии и картинки.
3. Не делайте неожиданные и значительные изменения дня — это надежный путь к нежелательному поведению или полноценной истерике у вашего ребенка. Правила поведения в доме, на улице, в общественных местах надо давать постепенно, они упорядочивают жизнь, делают ее более предсказуемой и спокойной. Правила поведения помогают ребенку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах, и что делать ему категорически запрещается. Правила должны висеть на самом видном месте.
4. Развивайте систему коммуникации: возможно, ваш ребенок может общаться с помощью языка жестов, планшета, системы PECS и так далее. Самое главное, чтобы все в доме согласились поощрять и принимать именно эту систему коммуникации. Если ребенок может говорить, тогда поощряйте его за устные слова и требуйте их. Если ребенок может обращаться с жестами, то поощряйте и требуйте от него жесты. Начните поощрять только одну систему коммуникации, и убедитесь, что в семье все понимают необходимость этого. Тогда вы быстрее найдете с ребенком общий язык.
5. Ограничивайте доступ к поощрениям: никакого «свободного доступа» или «кусочничанья». Свободный доступ означает, что если ребенок просто «обожает» мультфильм про Дашу Следопыта, то у него есть возможность смотреть Дашу часами каждый день. Кусочничанье означает, что если ребенок просто «обожает» крендельки, то он в любой момент может прийти на кухню, открыть буфет и взять целую горсть крендельков. Так нельзя! Поощрять ребенка нужно за добрые и полезные дела (например убрал все игрушки на место, может посмотреть любимый мультик, убрал со стала, может съесть конфетку и т.д.). Если у вашего ребенка есть свободный и неограниченный доступ к тому, что больше всего ему нравится, то очень часто это означает, что у ребенка нет необходимости работать ради чего-то, потому что у него есть доступ ко всему, что он пожелает.
6. Предотвращение побегов: вы можете начать учить ребенка, что убегать нельзя, с самого раннего возраста. Одним из пунктов правил поведения должен быть «побег». Правило насчет побегов может звучать как: «Надо спросить маму, прежде чем выходить на улицу». Сделайте визуальные подсказки о правиле «Остановись и спроси» и расположите их рядом с каждой дверью. Когда ребенок приближается к двери, ему нужно напомнить, что он не может выходить на улицу один. Можно на ночь закрывать правила поведения на улице, чтобы обозначить, что теперь выходить на улицу вообще нельзя.
7. Доска для выбора: проблемное поведение можно уменьшить, если просто предоставить ребенку больше возможностей для выбора, например, где ему сидеть, какой фильм смотреть, пить ему сок или молоко. Для того, чтобы помочь ребенку сделать выбор, нужно сделать визуальную доску выбора, на которой располагаются карточки, обозначающие их любимые занятия, продукты или игрушки. В течение дня множество раз 18 демонстрировать доску выбора и позволяю выбирать, чем заняться, что есть или с чем играть.
8. Условия для приучения к туалету: даже если ваш ребенок пока слишком маленький для приучения к туалету, вы должны начать эту стратегию как можно раньше. Меняйте подгузники только в ванной комнате, приучайте ребенка помогать вам при одевании и раздевании, пусть он сам выбросит испачканный подгузник, а потом помоет руки. Вы учите всему, что связано с туалетом, помимо, собственно, сидения на унитазе. Ребенок привыкает к ванной комнате и усваивает многие навыки, которые понадобятся ему позже (например, как расстегнуть молнию на штанах). Для сложных навыков, например, мытья рук, сделайте пошаговое визуальное расписание. Если ребенок испачкался, то он должен участвовать в переодевании, выбросить подгузник или испачканные трусы, помыть руки.
9. Предметы для мультимодальной сенсорной стимуляции: подберите предметы, с которыми ваш ребенок сможет манипулировать и взаимодействовать, чтобы получить нужную сенсорную стимуляцию, так что ему не придется целый день бродить по дому и мычать, трясти руками или кружиться на месте. Возможные варианты включают большие гимнастические мячи, батут, сенсорные коробки с разнообразными предметами, светящиеся игрушки, пальцевые краски и так далее.
9. Создать сенсорную сумку. Предметы, которые может включать сенсорная сумка: противошумные наушники (наушники для работы на стройке и шумном производстве). Важно выбрать наушники, которые удобно носить, которые не сдавливают голову и которые лишь приглушают шум, но не мешают слышать чужую речь. Такие наушники позволяют помочь людям с повышенной чувствительностью к шуму — проблемой многих людей с аутизмом; силиконовые или иные беруши, как и наушники, предназначены для людей с повышенной чувствительностью к шуму. Некоторым людям не подходят наушники, другие не выносят ощущения от берушей. Включение обоих вариантов позволит помочь большему количеству людей; простые солнцезащитные очки со средним затемнением помогут людям, которые слишком чувствительны к яркому свету; приятные на ощупь тактильные игрушки («лохматая» игрушка из силикона, антистрессовые игрушки для сжимания, танглы (tangle), которые можно вертеть в руках). Многим детям и взрослым помогает, если они могут занять чем-то руки. Это уменьшает стресс и перегрузку, а заодно снижает риск попыток потрогать экспонаты;
10. Рабочее место для самостоятельных занятий: выделите небольшое рабочее место, подберите несколько занятий и установите таймер. Учите ребенка выполнять задания, пока таймер не сработает, а затем дайте ему поощрение. С течением времени занятия за рабочим местом можно добавить к визуальному расписанию, а ребенок сможет самостоятельно перекусить, прибраться, сделать два занятия за рабочим местом, начать делать домашние задания и так далее.
11. Место для отдыха: выделите тихий угол в доме и положите туда предметы, помогающие успокоиться (подушки, напольные мешки, гимнастический мяч и так далее). Когда ребенок расстроен или страдает от перегрузки, объясните ему, что ему нужно успокоиться, например: «Ты плачешь и бросаешь игрушки. Тебе нужно успокоиться». Направьте ребенка в место для отдыха и помогите ему заняться чем-нибудь успокаивающим, например, глубоко и медленно дышать, считать до пяти и так далее. Используйте визуальные подсказки, чтобы показать ребенку, какие шаги нужно сделать, чтобы успокоиться.
12. Учите подражать. К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пасочки и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пасочки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра – переворачиваем ее и т. д.
13. Занимайтесь спортом. Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право -лево, верх-низ.
14. Играйте в контактные игры «Ладушки», «ку-ку», «зайчик» – такие примитивные развлечения помогают развивать тактильные навыки.
15. Запаситесь терпением. Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.
Диагноз «аутизм» – огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой малыш полностью адаптируется к социуму (если у ребенка сохранен интеллект). Большинство детей, которые прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, а родители должны приложить максимум усилий дома. Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком — не становиться аутичной семьей. Ребенка нужно активно вводить в социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой цели на ближайшее будущее.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Алехина, С. В. Проект по созданию комплексной помощи детям с РАС в России / С. В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. – 2015. – Т. 13, № 2. – С. 3-7.
2. Алехина, С. В. Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проекта / С. В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – Т. 14, № 4. – С. 10-13. – DOI: 10.17759/ autdd.2016140402.
3. Аршатский, А. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / А. Аршатский. – М. : Теревинф, 2010. – 210 с.
4. Аутеншлюс, Ю. Б. Специфика психологической помощи матерям, имеющим детей-инвалидов, при формировании позитивной Я-концепции : дис. ... д-ра. психол. наук / Аутеншлюс Ю. Б. – 2011.
5. Аутистический ребенок. Проблемы в быту. – URL: http://belapdi.org/wp-content/uploads/2016/11/Autichnyiy-rebenokproblemyi-v-byitu.pdf (дата обращения: 20.11.2019). – Текст : электронный.
6. Башина, В. М. Аутизм в детстве / В. М. Башина. – М. : Медицина, 1999. – 240 с.
7. Белопольская, Н. Л. Некоторые вопросы психологопедагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Н. Л. Белопольская // Дефектология. – 1984. – № 5. – С. 15-20.
8. Белопольская, Н. Л. Психологическая поддержка матерей детей с расстройствами аутистического спектра с использованием традиций русского чаепития / Н. Л. Белопольская, О. В. Рубан // Клиническая и специальная психология. – 2015. – Т. 4, № 3. – С. 64-76.
9. Пособие для родителей Аутизм. Дружелюбная среда. Руководство для родительских организаций по созданию дружелюбной среды в учреждениях культуры для людей с аутизмом и ментальными расстройствами. ФОНД «Выход», – Москва 2016. – 84с.
10. Пособие для родителей, семьи и друзей. Обратите внимание: аутизм. Фонд «Выход», – Москва 2014.– 36с. 7
11. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций / сост. Л. М. Беткер. – Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2013.– 82 с.
12. Рекомендации учителям и родителям детей с ранним детским аутизмом (РДА)