Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО | Жидкова Светлана Викторовна. Работа №348276

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Главная цель музыкального руководителя в работе с детьми ОВЗ - помочь им активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки, с помощью музыки совершенствовать и корректировать различные отклонения. 

Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

Особенности организации работы музыкального руководителя

с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Учитывая работу с детьми ТНР и ЗПР, назову общие проблемы в музыкальной деятельности:

- слабое слуховое восприятие музыки;

- несогласованность движений и музыки;

- трудности в выполнении танцевальных движений;

- плохая ориентировка, недоразвитие мелкой моторики;

- недостаточно развито чувство ритма;

- слабый артикуляционный аппарат, плохая дикция, речевые нарушения, трудно запоминают текст песен;

- ограниченный словарный запас, затрудняются в определении характера музыки;

- замкнутость, неактивность, неустойчивое внимание.

Главной целью музыкального руководителя в работе с детьми ОВЗ считаю помочь им активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки, с помощью музыки совершенствовать и корректировать различные отклонения. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности и посредством различных форм музыкальной деятельности.

Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

 

 

Образовательная деятельность в ДОУ:

- занятия (разного вида - традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные и пр.);

- музыкальные игры и пр.;

Музыка в повседневной жизни:

-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);

- музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки, хороводы, спектакли и пр.);

- праздничные утренники и пр.

Музыкальное воспитание в семье:

- слушание радио и телепередач;

- слушание аудиозаписей;

- музицирование;

- музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.

 

Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. Организованная образовательная деятельность - основная форма организации музыкального воспитания детей, а так же коррекции отклонений в развитии детей. Она основывается на программных требованиях, составленных с учетом психологических, возрастных особенностей детей. При проведении её учитываются возможности и потребности здоровых детей и детей с ОВЗ посредством разных видов музыкальной деятельности.

Виды музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

Слушание музыки:

-Медленным детям – стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шуман, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П.Чайковский и др.

-Расторможенным (гиперактивным) детям - музыка умеренного темпа: «Жаворонок» И.Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберт и др.

-Дистоническим детям - стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И.Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

Пение (исполнительство):

-Пение особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, детям неуверенным в себе, подвижным детям. Песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор (потешки, народные прибаутки и пр.) етям с отставанием в эмоциональном развитии –пения в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями и или картинки.

-Детям с нарушением речевого развития - пение на слоги «ля-ля», «тии- ли», «ту – ру - ру» и пр., распевки и пр. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса- ответа, игра «в имена», пение с аккомпанементом и без него.

Игра на детских музыкальных инструментах

-Детям с нарушением развития координации движений - игра на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д. игра на «неозвученном пианино».

-Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук - игр на дудочках, колокольчиках и

-Детям с нарушением развития дыхания - игра на духовых инструментах (дудочки, триолы и пр.)

Музыкально-ритмические движения

-Разным категориям детей с ОВЗ - музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные и пр.).

-В ритмике - координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фонематические упражнения, элементарное музицирование.

 

При организации музыкального воспитания детей с ОВЗ необходимо учитывать их базовые музыкальные способности (ладовое чувство и способность к восприятию музыкального произведения; музыкально-слуховые представления; чувство ритма). Часто у детей с ОВЗ есть свои сильные стороны: у кого-то очень хорошая память, музыкальный слух, выразительный голос, чувство ритма, кто-то хочет активно общаться, играть, слушать, двигаться. Эти качества каждого ребёнка необходимо развивать , не забывая при этом отслеживать также и те особенности его психики, которые не считаются нормальными. Тогда на музыкальных занятиях дети с сохранным интеллектом становятся более мобильными, самостоятельными, получают удовольствие от пения, танцев, живых игр и с удовольствием выполняют требования педагога.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×