Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО | Жидкова Светлана Викторовна. Работа №348276
Главная цель музыкального руководителя в работе с детьми ОВЗ - помочь им активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки, с помощью музыки совершенствовать и корректировать различные отклонения.
Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.
Особенности организации работы музыкального руководителя
с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Учитывая работу с детьми ТНР и ЗПР, назову общие проблемы в музыкальной деятельности:
- слабое слуховое восприятие музыки;
- несогласованность движений и музыки;
- трудности в выполнении танцевальных движений;
- плохая ориентировка, недоразвитие мелкой моторики;
- недостаточно развито чувство ритма;
- слабый артикуляционный аппарат, плохая дикция, речевые нарушения, трудно запоминают текст песен;
- ограниченный словарный запас, затрудняются в определении характера музыки;
- замкнутость, неактивность, неустойчивое внимание.
Главной целью музыкального руководителя в работе с детьми ОВЗ считаю помочь им активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки, с помощью музыки совершенствовать и корректировать различные отклонения. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности и посредством различных форм музыкальной деятельности.
Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ
Образовательная деятельность в ДОУ:
- занятия (разного вида - традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные и пр.);
- музыкальные игры и пр.;
Музыка в повседневной жизни:
-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);
- музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки, хороводы, спектакли и пр.);
- праздничные утренники и пр.
Музыкальное воспитание в семье:
- слушание радио и телепередач;
- слушание аудиозаписей;
- музицирование;
- музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.
Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. Организованная образовательная деятельность - основная форма организации музыкального воспитания детей, а так же коррекции отклонений в развитии детей. Она основывается на программных требованиях, составленных с учетом психологических, возрастных особенностей детей. При проведении её учитываются возможности и потребности здоровых детей и детей с ОВЗ посредством разных видов музыкальной деятельности.
Виды музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ
Слушание музыки:
-Медленным детям – стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шуман, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П.Чайковский и др.
-Расторможенным (гиперактивным) детям - музыка умеренного темпа: «Жаворонок» И.Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберт и др.
-Дистоническим детям - стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И.Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)
Пение (исполнительство):
-Пение особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, детям неуверенным в себе, подвижным детям. Песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор (потешки, народные прибаутки и пр.) -Детям с отставанием в эмоциональном развитии –пения в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями и или картинки.
-Детям с нарушением речевого развития - пение на слоги «ля-ля», «ти-ли- ли», «ту – ру - ру» и пр., распевки и пр. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса- ответа, игра «в имена», пение с аккомпанементом и без него.
Игра на детских музыкальных инструментах
-Детям с нарушением развития координации движений - игра на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д. игра на «неозвученном пианино».
-Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук - игр на дудочках, колокольчиках и
-Детям с нарушением развития дыхания - игра на духовых инструментах (дудочки, триолы и пр.)
Музыкально-ритмические движения
-Разным категориям детей с ОВЗ - музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные и пр.).
-В ритмике - координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фонематические упражнения, элементарное музицирование.
При организации музыкального воспитания детей с ОВЗ необходимо учитывать их базовые музыкальные способности (ладовое чувство и способность к восприятию музыкального произведения; музыкально-слуховые представления; чувство ритма). Часто у детей с ОВЗ есть свои сильные стороны: у кого-то очень хорошая память, музыкальный слух, выразительный голос, чувство ритма, кто-то хочет активно общаться, играть, слушать, двигаться. Эти качества каждого ребёнка необходимо развивать , не забывая при этом отслеживать также и те особенности его психики, которые не считаются нормальными. Тогда на музыкальных занятиях дети с сохранным интеллектом становятся более мобильными, самостоятельными, получают удовольствие от пения, танцев, живых игр и с удовольствием выполняют требования педагога.