Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии и географии | Быкова Елена Владимировна. Работа №342619

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена особенностям организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках химии и географии. Рассматриваются подходы к адаптации учебных программ и материалов, создание условий для успешного обучения, а также принципы инклюзивного образования. Особое внимание уделяется использованию дифференцированных методов преподавания, индивидуальных заданий и технологий, обеспечивающих доступность знаний для учащихся с различными нарушениями. Приведены примеры практических решений и методов работы с детьми с ОВЗ на этих уроках.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, адаптация учебных программ, дифференцированный подход, химия, география, доступность обучения.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ

 

Быкова Елена Владимировна, учитель географии и химии

МБОУ СШ № 15, г. Заволжье

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках химии и географии. Рассматриваются подходы к адаптации учебных программ и материалов, создание условий для успешного обучения, а также принципы инклюзивного образования. Особое внимание уделяется использованию дифференцированных методов преподавания, индивидуальных заданий и технологий, обеспечивающих доступность знаний для учащихся с различными нарушениями. Приведены примеры практических решений и методов работы с детьми с ОВЗ на этих уроках.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, адаптация учебных программ, дифференцированный подход, химия, география, доступность обучения.

 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках химии и географии требует особого подхода, так как эти дисциплины включают как теоретические, так и практические аспекты, часто связанные с использованием специализированного оборудования и полевых исследований. Организация образовательного процесса должна учитывать физические, сенсорные, когнитивные и эмоциональные особенности учеников, создавая условия, при которых они могут полноценно включаться в учебный процесс и достигать успехов наравне с остальными учащимися.

Одним из ключевых аспектов работы с детьми с ОВЗ является адаптация учебных программ. Учителю важно разрабатывать учебные задания и материалы с учетом специфики нарушений каждого ученика. Например, для учащихся с нарушениями зрения можно использовать тактильные схемы и карты на уроках географии, а также специализированные электронные учебники с увеличенным шрифтом или аудиоверсии текстов. В то время как на уроках химии следует предусматривать использование лабораторного оборудования, адаптированного для таких детей, или заменять практические эксперименты виртуальными моделями, которые легко можно проанализировать с помощью слуховых и тактильных инструментов.

Дети с нарушениями слуха требуют особого внимания к визуальной стороне преподавания. На уроках химии это могут быть видеоматериалы, анимации химических процессов, четкие демонстрации опыта с объяснением ключевых моментов на доске. Использование интерактивных досок и презентаций с текстовым сопровождением позволяет ученикам с нарушениями слуха более полно усваивать материал. Важно, чтобы учитель был лицом к классу и использовал жесты и мимику для объяснения сложных понятий. На уроках географии для таких детей полезными могут быть географические карты, схемы и диаграммы, которые визуализируют географические процессы, помогая лучше понять изучаемые темы.

Ученики с двигательными нарушениями также могут сталкиваться с трудностями при выполнении практических заданий. На уроках химии, где традиционно используются лабораторные опыты, для таких детей можно организовать групповую работу, при которой они будут участвовать в обсуждении эксперимента, а их роль в практическом выполнении может быть модифицирована. Например, они могут заниматься аналитической частью эксперимента, записывать результаты и анализировать данные, что снижает физическую нагрузку, но при этом позволяет оставаться вовлеченными в процесс. На уроках географии возможно использование цифровых карт и компьютерных симуляторов для изучения природных явлений, что снижает потребность в ручном труде и предоставляет возможность участия через компьютерные технологии.

Психологическая поддержка детей с ОВЗ играет важную роль в создании благоприятной образовательной среды. У многих учащихся с ограниченными возможностями есть трудности с самооценкой и взаимодействием с другими учащимися, что требует от учителя создания инклюзивной атмосферы. Важно давать детям задания, которые они могут выполнить наравне с другими, избегая акцента на их особенностях. Например, в химии и географии можно использовать групповые проекты, в которых каждая группа включает детей с разным уровнем подготовки и способностями. Это способствует развитию навыков сотрудничества и уменьшению изоляции учащихся с ОВЗ.

Дифференцированный подход в преподавании химии и географии является ключом к успешной организации работы с детьми с ОВЗ. Например, задания на уроках химии могут быть адаптированы в зависимости от уровня восприятия материала: одним учащимся можно предложить выполнение базовых расчетов по химическим реакциям, а другим — более сложные задачи на прогнозирование результата реакции. На уроках географии также возможна дифференциация заданий, например, для детей с когнитивными нарушениями можно использовать более простые задачи по описанию природных явлений, в то время как более подготовленные ученики могут заниматься анализом геополитических процессов или экологических проблем.

Информационные технологии играют важную роль в инклюзивном образовании и помогают детям с ОВЗ осваивать такие сложные предметы, как химия и география. Использование образовательных платформ, где можно просматривать видео эксперименты, изучать географические карты в интерактивном режиме, выполнять тесты и задачи с пошаговым руководством, делает обучение доступным и гибким. Для учеников с ограниченными возможностями зрения или слуха можно использовать специальные программы, которые преобразуют текст в речь или создают субтитры.

Важным элементом работы с детьми с ОВЗ является регулярная обратная связь. Учителю необходимо корректно оценивать прогресс ученика, акцентируя внимание на его достижениях, а не на трудностях. Это помогает поддерживать мотивацию и укрепляет веру в собственные силы. Важно давать рекомендации по улучшению, а также поощрять самостоятельность в выполнении заданий, что помогает детям с ОВЗ чувствовать себя полноценными участниками учебного процесса.

Таким образом, организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии и географии требует комплексного подхода, включающего адаптацию учебных материалов, применение технологий и индивидуализированных методов обучения. Учитель должен учитывать особенности каждого ученика, создавая условия для полноценного участия в образовательном процессе, что способствует развитию их потенциала и повышению качества обучения.

 

Список литературы

 

Зарецкий В.К. Десять конференций по п

роблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2015.- № 1.- С. 83-95

Челнокова

Т.А. Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ / Т.А.

Челнокова

, А.М.

Ангорина

// Молодой ученый.

- 2022. - № 46 (441). - С. 146-148.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×