Особенности организации работы с родителями суворовцев новобранцев | Багиров Владимир Владимирович. Работа №310757
Одна из проблем современного образования – проблема взаимодействия семьи и школы. Ряд сложностей и противоречий «связь с родителями» имеет в первый год обучения в суворовском военном училище. Причем эта проблема встает не только с родителями 5-классников, но и с родителями так называемого «донабора», когда на вакантные места того или иного курса приходят «новички». В статье обозначены основные этапы деятельности классного руководителя (воспитателя) по организации работы с родителями суворовцев новобранцев. Описаны условия, позволяющие эффективно выстраивать отношения между воспитателем и родителями обучающегося.
Особенности организации работы с родителями суворовцев новобранцев
Багиров Владимир Владимирович
Старший воспитатель ФГКОУ ПСВУ
Одна из проблем современного образования – проблема взаимодействия семьи и школы. Пермское суворовское военное училище – образовательное учреждение интернатного типа, где происходит социальное воспитание граждан мужского пола и осуществляется допрофессиональная военная подготовка. Такая система пребывания несовершеннолетних задействует все возможности всестороннего развития личности обучающегося, но в то же время достаточно изолирует воспитательное воздействие семьи на ребенка. Поэтому в училищах существует проблема самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания сына, которая часто усугубляется тем, что родители в недостаточной мере владеют необходимыми знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. Ряд сложностей и противоречий «связь с родителями» имеет в первый год обучения в училище. Причем эта проблема встает не только с родителями 5-классников, но и с родителями так называемого «донабора», когда на вакантные места того или иного курса приходят «новички».
Безусловно, работа с семьей обучающегося в условиях училища будет иметь свою специфику.
В первые два месяца пребывания в училище у новобранцев наиболее ярко проявляются отрицательные психические состояния и эмоции по причине смены домашнего уюта на быт казарменного общежития, строгий режим дня, конфликты с новыми одноклассниками, трудности в учебе, физические нагрузки. Их волнения, переживания и неудовлетворенность передается родителям. Поэтому сложный период предстоит пройти и родителям новобранцев, которым тоже предстоит привыкнуть, адаптироваться к требованиям профильного учебного заведения и относительной изолированности от учебно-воспитательного процесса своего ребенка, принять нормы, ценности и традиции суворовского военного училища. Рассмотрим основные этапы деятельности классного руководителя (воспитателя) по организации работы с родителями суворовцев новобранцев.
Таблица 1
Характеристика основных этапов работы с семьей (законными представителями) обучающегося первого года обучения Пермского СВУ
№ п/п
Этап
Ключевое содержание
Методы и формы работы
1
Подготовительный
На этапе вступительной компании происходит предварительное знакомство с будущими суворовцами, а также первичное знакомство с семьей (законными представителями) ребенка.
- Наблюдение;
- Беседа;
- Анкетирование;
- Анализ результатов вступительных испытаний;
- Психологическое тестирование;
- Изучение личного дела и характеристик ребенка.
2
Основной
Создание условий для успешной адаптации в стенах училища – основная задача классного руководителя (воспитателя) на данном этапе. Важно сделать родителей соучастниками образовательного процесса.
- Наблюдение;
- Беседа;
- Анкетирование;
- Родительские собрания;
- «Дня открытых дверей» для родителей, когда представитель родительской общественности класса (либо роты) проживает один день с подъема и до отбоя вместе со взводом, где учится сын, а затем транслирует полученный опыт родителям этого класса (роты);
- Консультации родителей с учителями-предметниками и психологом курса;
- Индивидуальные консультации.
3
Заключительный
Соотношение целей и задачи работы с результатами.
- Беседы;
- Индивидуальные консультации;
- Родительские собрания.
Многолетний опыт работы педагогов показывает, что часто родители не владеют методикой воспитания своих детей. Именно поэтому классному руководителю (воспитателю) и родителям для эффективного выстраивания отношений важно соблюдать следующие условия:
Исключение чувства вины за свою несостоятельность. Педагоги считают, что родители всегда должны прислушиваться к их советам, быть на их стороне. Часто педагогу, особенно с большим стажем работы, сложно понять позицию родителя не созвучную его позиции. В результате педагог может уйти в осуждение и морализирование. Со стороны родителя появляется раздражение и сопротивление. Воспитатель может вызвать у родителей чувство вины, несостоятельности, когда говорит, что ребенок в училище «послушнее», чем дома, или что у мальчика безобразное поведение (родитель слышит «его плохо воспитывают дома»). У родителей возникает внутренний конфликт, что влечет за собой отрицательные эмоции в адрес учебного заведения, нежелание сотрудничать, а порой и конфронтацию с педагогом [3, с.47].
Грамотная педагогическая этика общения. Она выражается в педагогических принципах педагога, в его умении эффективно коммуницировать. Базис формирует первое родительское собрание. Важно избежать директивной формы: вы должны, вы обязаны [2, с.64].
Доброжелательность, принятие, разъяснения. Важно быть с благодарностью к родителям новобранцев, что они выбрали в качестве учебного заведения именно суворовское военное училище, предлагать сотрудничество, а не давать директивы. Объяснять, что особенно в адаптационный период важно наладить со своим ребенком вечерние беседы по телефону в разрешенное время, это позволит снимать напряженность и возможное недопонимание ситуаций и со стороны ребенка и со стороны родителей. Классному руководителю (воспитателю) нужно показывать родителям, что возрастные проблемы этого периода ему хорошо знакомы, что трудности временные, что он знает пути их решения. Существуют шаблонные фразы «Для детей этого возраста это нормальная ситуация…», «В адаптационный период это закономерно…». При работе с родителями чаще стоит использовать «облегчающее» пояснение, например, «мы находимся в закрытой среде, мест побыть одному немного, поэтому ребенок испытывает эмоциональное напряжение». Родители должны понимать, что они получат доброжелательный совет и помощь. От классного руководителя (воспитателя) требуется максимум педагогического такта [4, с.15].
Опора на положительный опыт. Не конструктивно в работе с семьей акцентировать внимание на ошибках родителей. Идеален вариант, когда на родительском собрании семья делится своим положительным опытом в том или ином вопросе воспитания ребенка. Классный руководитель (воспитатель) здесь исполняет роль тьютора, видит в каждой семье что-то положительное, подсказывает, о чем она может рассказать [3, с.48].
Внимание к семейным традициям. Воспитателю должны быть интересны семейные традиции, которые создают дух семьи, атмосферу взаимодействия. В училище дети из разных уголков страны, разных народов и конфессий. Укрепляют взаимопонимание между воспитателями и родителями уважительное отношение педагогов к семейным традициям своих воспитанников [1, с. 95].
Дифференцированный подход к каждой семье. Использование стандартного подхода в работе с семьей неэффективно. Есть родители, которые открыты и охотно идут на сотрудничество, принимают советы воспитателя. Другие на критику в адрес их ребенка, их методов воспитания или даже факты, которые им неприятны, могут отреагировать болезненно. Семья – индивидуальна, понимать особенности, проблемы каждой отдельно взятой семьи очень важно [5, с.32].
Сделаем вывод, что составляющие системы работы с родителями новобранцев следующие: изучение семьи и ее микроклимата, стиля семейного воспитания; единство воспитательных требований семьи и училища; системное психолого-педагогическое просвещение родителей; своевременное взаимное предоставление информации о развитии ребенка; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; участие родителей во внеклассной работе с воспитанниками в училище. Поэтому классному руководителю (воспитателю) нужно уметь выстраивать доверительные и деловые отношения с семьей, обладать педагогическим тактом и терпением. Главным принципом в работе с родителями выступает опора на положительное в личных качествах родителей и семейном воспитании.
Список использованной литературы
Акутина
С.П. Воспитание – семья и школа
//Классный руководитель.
2007.
№4.
Брюхова
В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству//Классный руководитель. 2007.
№8.
Гликман И.З. Школьный учитель и родители учеников: на чем строится их взаимодействие//Директор школы. 2004.
№9
.
Кретинина
Т.М. Сотрудничество классного руководителя и родителей// Начальная школа плюс до и после. 2007.
№5
.
Морозова В.Е. Единство семьи и школы в воспитании учащихся//Завуч начальной школы. 2007. №1.