Особенности организации среднего профессионального образования в России и за рубежом | Вишневская Татьяна Александровна. Работа №221946
Автор: Вишневская Татьяна Александровна
Ориентация России на демократические ценности, правовое общество, переход к рыночной экономике и связанные с этим коренные изменения в ведущих сферах общественной жизни поставили перед отечественной системой образования весьма непростые задачи. Модернизация профессионального образования в России не может быть осуществлена без учета мирового опыта.
В содержании статьи обосновывается актуальность проблемы, исследованы правовые основы организации профессионального образования в разных странах, дан сравнительный анализ систем среднего профессионального образования в России и за рубежом.
Особенности организации
среднего профессионального образования в России и за рубежом
На современном этапе развития российского общества увеличивается потребность в специалистах среднего звена для обеспечения технологической культуры производства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса страны. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку рабочих кадров, повышение образовательного и культурного уровня личности, обеспечение потребностей федерального и регионального рынков труда.
В настоящий момент в России наблюдается процесс демократизации в обществе и реформирования в образовании, который охватывает как организацию образовательного процесса, так и вопросы управления им.
Модернизация отечественной системы образования невозможна без учета мирового инновационного опыта в этой сфере. Важным является опыт ведущих стран мира, реализующих различные модели организации подготовки рабочих кадров, концепции развития систем образования и управления ими, обеспечивающих высокий уровень стандарта образования и соответствие требованиям работодателей.
История развития национальных систем профессионального образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления ими во многом зависят от политических, экономических факторов и культурных традиций общества, специфики государственного устройства. Отличительные аспекты организации профессионального обучения связаны с организационно-педагогическими особенностями и условиями организации обучения, источниками финансирования, зависимости обучаемого от предприятия (организации), роли государства в регулировании этого процесса.
Так, в Испании, Португалии, Финляндии, Бельгии, Норвегии профессиональная подготовка рабочих кадров неотделима от социальной политики и для ее осуществления государством выделяются финансовые средства. Италия, Швейцария, Франция, Люксембург, Нидерланды проводят профессиональное обучение за счет финансов предприятий и налога с трудящихся без согласования с государственными органами.
При сравнении систем профессионального образования в России и за рубежом необходимо также учитывать педагогические принципы обучения, содержание образовательных программ (специфику и соотношение теоретического и практического обучения, обязательность производственной практики и ее объем, возможность изменить продолжительность обучения и др.). Однако, несмотря на существующее множество национальных систем профобразования, в области управления ими исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.
Централизованная модель управления системой образования предполагает принятие управленческих решений на верхнем уровне управления. Такая модель (с некоторой передачей полномочий от центра местным властям) характерна для Японии, Италии, Испании, Греции, Португалии, Люксембурга и СССР (20-80-е г.г. XX в.).
Децентрализованная модель управления системой образования заключается в делегировании прав принятия управленческих решений и ответственности за них на нижние уровни управления. Активное внедрение такой модели стало наблюдаться с конца ХХ столетия.
В настоящий момент можно выделить несколько подходов к децентрализации системы управления образованием в странах Европейского Союза: для Австрии, Германии, Бельгии характерна региональная модель управления; в Швеции, Дании, Финляндии осуществляется местный контроль в управлении системой образования; в образовательных системах Великобритании и Нидерландов господствует институциональная автономия.
В системе профессионального образования в западно-европейских странах крайне важным считается развитие социального партнерства, поддержки профессиональной ориентации молодежи путем создания консультативных советов и заключения коллективных договоров.
Наиболее ктуальным является рассмотрение систем средней профессиональной подготовки тех стран, которые известны высоким уровнем профессионального образования – Великобритании, США, Канады, Франции, Нидерландов, Австралии, Германии и Японии.
Система профобразования Великобритании базируется на международных требованиях европейских стран и осуществляется посредством системы VET (Vocational Education and Training) – деятельности неправительственных организаций, независимых от государственного регулирования трудовых отношений и позволяющих получение образования в любом возрасте, на разных уровнях, в том числе, на рабочем месте.
Профессиональное образование Великобритании включает низшую, среднюю и высшую ступени. Низшее профобразование организуется промышленными фирмами и основывается на системе непосредственного ученичества на предприятиях продолжительностью от 4 до 5 лет.
Средняя ступень реализуется в государственных колледжах и на дневных курсах политехнических высших учебных заведений по системе ученичества. Причем, управление низшим и средним профобразованием Великобритании имеет определенную функциональную структуру, исходя из взаимодействия всех участников социального диалога.
Правительство совместно с Департаментом образования и занятости разрабатывают образовательную политику. Секторы Советов формируют профессиональные стандарты. Стратегическим планированием и финансированием профессионального образования (но не высшего) занимаются Советы учебных умений. Независимые от государства квалификационные органы являются центрами выдачи квалификационных свидетельств. Инспекционные органы осуществляют контроль за качеством обучения. Существуют также органы, регулирующие систему аккредитации, и организации по подготовке и распространению технологий менеджмента образовательного учреждения.
Социальное партнерство в Великобритании прослеживается и в системе оценки достижений обучающихся. В ней участвуют Ассоциация попечителей, Инспекция обучения взрослых, Департамент образования и умений, Совет по умениям и навыкам.
В США получить степень, сравнимую со средним специальным образованием, возможно в колледжах (местных, технических, городских и начального образования) после двух лет обучения. Здесь отсутствует единая национальная система образования: правительства отдельных штатов самостоятельно определяют ее структуру (это обусловлено относительной юридической самостоятельностью штатов и многонациональностью страны).
В каждом штате США функционирует Бюро директора по вопросам профессионального образования и совет профессионального обучения. На федеральном уровне имеется Бюро профессионального образования и образования взрослых с подчиняющимся ему национальным научно-исследовательским центром профессионального обучения. Роль правительства США заключается в создании правовой основы и федеральных стандартов обучения. В рамках социального сотрудничества работает Национальный консультативный совет по профессиональному образованию. Аналогичные консультативные комитеты созданы в каждом штате.
Особенностью американской системы образования является преобладающая роль государства в его финансировании, что приводит к подготовке рабочих профессий, на которые отсутствует спрос на рынке труда данного штата. Частные компании США вынуждены оплачивать обучение рабочих на производстве в виде ученичества или инструктирования под руководством опытного рабочего или техника.
Программы профессионального обучения в колледжах Канады длятся от 1 до 3 лет. Их характерной особенностью является возможность стажировки во время обучения. Некоторые колледжи имеют специальные «трансферные» программы, с помощью которых студент, получивший профессиональное образование, может поступить на 2-3 курс университета.
В отличие от других развитых стран, Канада, также как и США, не обладает общегосударственной системой образования: в каждой провинции страны имеется Департамент образования и Департамент по профессиональной подготовке молодежи. Главы региональных Департаментов, подчиненные министру, занимаются стандартизацией образования и его финансированием. Профессиональное обучение может быть субсидировано организацией Повышения Квалификации Канады.
В каждой провинции имеются общественные организации по подготовке профессиональных кадров: Канадский конгресс труда, Совет по развитию человеческих ресурсов среди аборигенов, Канадский Совет директоров профессиональной подготовки и др. Каждая провинция страны обязана самостоятельно контролировать деятельность образовательных учреждений. Именно поэтому провинциальные подсистемы в полной мере отражают религиозные, исторические и культурные особенности регионов.
Наиболее распространенным типом профессионального образования во Франции являются государственные и частные центры ученичества со сроком обучения 2 года (для реализации обучения между работодателем и обучающимся заключается контракт, предусмотренный в трудовом законодательстве страны), однако только государство имеет право на выдачу дипломов. Национальные Центры подготовки управляют образовательными организациями, находящимися под контролем Министерства образования и Министерства сельского хозяйства Франции (из почти 800 региональных центров 200 относятся к сельскому хозяйству). Центры получают методическую помощь со стороны Министерства образования, техническую и финансовую поддержку – со стороны государства или региона. Также они могут быть подчинены Промышленной или Торговой палате.
В Нидерландах правительство полностью отвечает за организацию профессионального образования и обеспечивает его финансирование, за исключением обучения, предоставляемого компаниями, – так называемого «обучения на рабочем месте». Однако законодательство страны предусматривает делегирование полномочий независимым структурам – Национальным организациям профессионального образования и обучения и региональным центрам по профессиональному образованию и обучению. Они призваны представлять интересы государства, работников и работодателей и осуществлять взаимодействие между рынком труда и средним профессиональным образованием.
Национальные организации профобразования формируются из представителей промышленности и бизнеса, Конфедерации профсоюзов Нидерландов и системы образования. Юридически имеют статус частных (действуют в рамках частного права как фонды или ассоциации), выполняя по поручению государства определенные задачи. Стоит отметить, что наряду с государственными задачами они также имеют право осуществлять коммерческую деятельность, например, обучение, занятого населения, по контрактам с компаниями или региональными службами занятости.
Национальные организации и социальные партнеры осуществляют поиск компаний, предоставляющих места для обучающихся и условия для прохождения производственной практики. Между работодателем и студентом заключается контракт, по которому студент становится сотрудником компании на период обучения с минимальной оплатой труда. Помимо этого работодатели оплачивают инструкторов производственного обучения и стоимость учебных материалов, за что получают налоговые льготы.
Развитие Австралийской системы подготовки рабочих кадров среднего звена рассматривается как национальный вопрос и находится в ведении федерального Правительства страны. Как и в Великобритании, профессиональное образование здесь осуществляется посредством системы VET, однако структура управления имеет некоторые особенности.
Ответственность за национальные цели и приоритеты в сфере образования, стратегическую политику и планирование, финансовые вопросы деятельности несет Совет министров. Центральную роль в осуществлении политики в сфере профобразования и разработке программ играет Федеральное Правительство посредством Департамента образования и подготовки молодежи. Оно координирует связи Федерального правительства с Советом Министров и Австралийским национальным агентством по подготовке рабочих кадров. Основная задача правительства – обеспечить законодательное регулирование функционирования системы.
Характерной особенностью системы профподготовки в Австралии является четкое разграничение роли правительства, региональных и местных органов управления. Централизованный подход к управлению здесь не применяется, социальное партнерство между организациями и образовательными учреждениями переходит на региональный уровень, где организуются советы, планирующие трудовую подготовку кадров в регионах.
Государственная политика Японии в области подготовки рабочих кадров направлена на развитие внутрифирменного обучения. Оно заключается в подготовке интеллектуальных многопрофильных рабочих в профессиональных колледжах. По сути, это вид высшего образования сроком обучения не более 3 лет, однако по статусу японские колледжи могут быть приравнены к средним специальным учебным заведениям Европы. Они делятся на младшие (предполагают двухлетние программы подготовки на базе полной средней школы), технологические(после окончания неполной средней школы срок обучения составляет 5 лет, полной – 2 года) и колледжи специальной подготовки (предлагают годичные профессиональные курсы).
Выпускники младших колледжей могут продолжить образование в университете со 2-3курса; выпускники колледжей специальной подготовки не имеют права поступить в ВУЗ, младший или технический колледж.
Управление системой образования Японии является крайне централизованным. Непосредственное руководство осуществляет Министерство образования, науки и культуры, юрисдикция которого распространяется на все сферы образования, науки, культуры и религии. Ему подчинены все государственные учебные учреждения. Министр направляет деятельность и консультирует префектурные и муниципальные органы управления образованием: губернаторам префектур подчинены префектурные колледжи; префектурным советам по образованию – префектурные школы и образовательные учреждения; мэрам городов – муниципальные колледжи; муниципальным советам по образованию – муниципальные школы и другие образовательные структуры. Рабочим органом Министерства является секретариат, в состав которого входят Департамент материально-технического обеспечения развития образования, науки и культуры, Отдел исследований, статистики и планирования, Отдел социального обеспечения персонала и др.
В каждой префектуре и муниципалитете имеется совет по образованию, назначаемый губернаторами префектур или руководителями муниципалитетов. Советы являются независимыми исполнительными органами, осуществляющими непосредственное руководство образованием в регионах.
Японская система образования, в которой многие функции выполняются местными властями, выглядит с административной точки зрения децентрализованной, однако, как указывалось выше, она жестко централизована: центральное правительство посредством законов и предписаний устанавливает строгие административные требования для местных органов управления и предоставляет необходимые ресурсы.
Модель профессионального образования Германии является результатом объединения интересов всех участников образовательного процесса (обучающихся, работодателей и государства),создания государством стимулов для активизации деятельности предприятий в области профобразования и тщательного изучения рынка труда. Будучи «локомотивом» Европейского Союза, Германия является одним из лидеров среднего профессионального образования в мире. Дуальная система профподготовкизначительно отличается от традиционных моделей, используемых в других странах, и включает теоретическое обучение в государственной профессиональной школе и практическую подготовку по системе ученичества на предприятиях.
Среднее образование в Германии представлено профессиональными, специальными профессиональными и высшими специальными училищами.
Дуальная система профессиональной подготовки осуществляется по трем ступеням: I ступень – начальная профессиональная подготовка (теоретические сведения об основах профессионального направления); II ступень – ознакомление с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий (по окончании проводится первый экзамен); III ступень – специализация, завершающаяся экзаменом. Работодатели принимают активное участие при составлении учебных программ. Все это позволяет организации в короткие сроки получить работника необходимой квалификации, адаптированного к условиям конкретного предприятия.
В целом система образования Германии находится в ведении Конференции земельных министров культуры, причем государство контролирует обучение в профессиональной школе, а торгово-промышленная и ремесленная палаты – обучение на производстве. Права и обязанности работодателей и обучающихся прописаны в законе о профессиональном образовании. Обучение осуществляется на основе Договора о производственном ученичестве. Содержание и процесс обучения регулируют инструкции Федерального института профессионального образования, утверждаемые отраслевыми министерствами. Система управления основана на децентрализации финансирования. Источники финансирования (частные и государственные) привлекаются в зависимости от направления образования.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: для организации среднего профессионального образования за рубежом используются различные модели, которые изменяются под воздействием глобализации, экономических факторов, технологических новаций, требований работодателей и др., что сказывается на механизмах управления профобразованием.
Для западно-европейских стран характерна децентрализация управления образованием, развитие социального партнерства посредством создания профессиональных комитетов и комитетов по профессиональному обучению, заключение контрактов на обучение, определение ответственности всех субъектов образования.
Для стран с доминирующей государственной монополией характерна высокая степень централизации в управлении образованием, социальный диалог осуществляется в рамках различных консультативных советов. Основной формой реализации социального партнерства в образовании и являются коллективные договоры внутрифирменного обучения.
Интенсивное развитие мирового рынка образовательных услуг, лидерство развитых экономических стран побуждают Россию интегрироваться в мировое образовательное пространство, чтобы не отставать от происходящих в мире глобализационных процессов и не превратиться в образовательную колонию более развитых стран. Преодолению отставания и эффективному развитию отечественного образования способствует модернизация системы образования.
В последнее время появились документы, определяющие перспективы развития образования РФ: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г., Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.
Модернизация системы профобразования РФ осуществляется путем изменения ее структуры, управление которой ранее осуществлялось только из центра. Новая организация профессионального образования должна представлять собой гибкую систему оказания образовательных услуг, отвечающую требованиям современной экономики.
Процесс децентрализации российской системы образования заключается в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития и выполняют главным образом координирующие и научно-методические функции. Это связано с передачей в регионы полномочий по организации и управлению системой среднего профессионального образования: именно региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые и материально-технические проблемы.
Рост управленческих полномочий региональных образовательных систем выражается и в увеличении самостоятельности самих профессиональных образовательных организаций. Наряду с государственными органами управления предусмотрены общественные органы управления, состоящие из обучающихся, их родителей (законных представителей) и работодателей.
Следует также отметить, что действующим законодательством РФ предусмотрена оптимизация структур управления образованием, создание подразделений инновационной инфраструктуры, оформление регламентов и органов управления программой развития, внедрение государственно-общественного управления образованием и формирование коллегиальных форм управления образовательными организациями, взаимодействие с партнерами и создание системы по оценке качества образования, аккредитации образовательных программ и т.д.
Управление образованием в этом случае развивается по направлению перехода от иерархически-вертикальных структур к самоорганизующимся горизонтальным, призванным обеспечивать управленческое саморазвитие системы профессионального образования, позволять ей адаптивно и эффективно реагировать на изменяющиеся внешние условия, развивать внутренний потенциал.
Список использованной литературы
Официальные документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
URL
:
http://www.consultant.ru
.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
URL
:
http://www.consultant.ru
.
II. Монографии, коллективные работы,сборники научных трудов
Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 437
с
.
Гаджиева Е.Ю. Развитие партнерского взаимодействия государственных и частных организаций в процессе модернизации сферы образовательных услуг:
автореф
.
дис
. … канд.
экон
.
наук. – Майкоп, 2013.
– 25
с
.
Кононова И.В. Управление системой профессионального образования и подготовки рабочих кадров за рубежом:
автореф
.
дис
. … канд.
пед
. наук. –
СПб., 2015. – 25
с
.
Кононова И.В. Управление развитием учреждения среднего профессионального образования на основе социального партнерства:
автореф
.
дис
. … канд. пед. наук. – СПб., 2015. – 25
с
.
Олейникова
О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования / О.Н.
Олейникова
. – М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001. – 85
с
.
Семичастнов Ю.И. Социально-педагогические основы совершенствования профессионального образования:
автореф
.
дис
. … канд.
пед
. наук. – М., 1999 – 27
c
.
Снопко
Н.М. Формирование социально открытой системы среднего профессионального образования:
дис
. …
докт
.
пед
. наук. – М., 2008 – 351
c
.
Федорова Н.М. Становление государственно-общественного управления образованием в России:
автореф
.
дис
. …
докт
.
пед
. наук. – СПб, 2010. – 42
c
.
III. Статьи из периодических изданий
Винокуров М.А. Модернизация высшего и среднего профессионального образования в России // Известия ИГЭА. – 2011. – № 3. – С. 5-10.
Кормакова
В.Н. Особенности управления подготовкой рабочих кадров за рубежом // Научные ведомости
БелГУ
. – 2010. – № 5. – С. 13-17.
Рябова Т.М. Зарубежные практики организации партнерства власти и общества: тенденции и проблемы //
Социодинамика
. – 2017. – № 4. – С.114-125.
Харина Н.В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения // Научно-педагогическое обозрение. – 2013. – № 1. – С. 8-15.
IV. Статистические сборники и справочная литература
Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Омск: БПОУ ОО «СПК», 2015. – 640 с.
V. Интернет-ресурсы
Котенков А.В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт // Евразийский международный
аналитический журнал Проблемы современной экономики. – 2008. – № 4.
URL
:
http
://
www
.
m
-
economy
.
ru
.
Образование за рубежом от
А
и до Я // К знаниям. – URL:
http://www.kznaniam.ru
.
Профессиональное образование в индустриально развитых странах. – URL:
https://studwood.ru/1073217
.
Профессиональное образование в Канаде. Соотношение с российской системой. – URL:
https://www.educationindex.ru
.
Современная система образования в Японии. – URL:
https
://
scholar
.
su
.
Публикации по теме исследования:
Вишневская Т.А.
Инновационные процессы и технологии в современном мире: материалы V Международной научно-практической конференции (Уфа, 29-30 ноября 2017 г.) / отв. ред. О.Б.
Нигматуллин
. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2017. – 224 с.