Особенности организации учебной деятельности для обучающихся с ОВЗ | Шарикова Наталья Романовна . Работа №292375
Автор: Шарикова Наталья Романовна
«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Как же помочь ребенку в условиях массовой школы обучаться.
Мне как учителю начальных классов, приходиться работать с такими детьми. В моем классе обучаются два ученика один с ЗПР, а другой с УО. Образовательный процесс проходит с каждым из ребят по разному, так как один ученик находится на индивидуальном обучении, такие предметы как математика, русский язык, литературное чтение, окружающий язык он изучает отдельно от класса, а предметы как музыка, изобразительное искусство, физическая культура совместно с классом. Другой же ученик на протяжении всего времени занятия посещает совместно со всем классом.
«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Как же помочь ребенку в условиях массовой школы обучаться.
Мне как учителю начальных классов, приходиться работать с такими детьми. В моем классе обучаются два ученика один с ЗПР, а другой с УО. Образовательный процесс проходит с каждым из ребят по разному, так как один ученик находится на индивидуальном обучении, такие предметы как математика, русский язык, литературное чтение, окружающий язык он изучает отдельно от класса, а предметы как музыка, изобразительное искусство, физическая культура совместно с классом. Другой же ученик на протяжении всего времени занятия посещает совместно со всем классом.
Учебный процесс организован по традиционной системе. Планирую и провожу уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной и дыхательной гимнастик.
Изучая особенности психического развития детей данной категории я поняла, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие методы организации работы детей с ОВЗ.
1.Для детей с ОВЗ очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная. Поэтому пришлось стать настоящим изобретателем, придумывая такие пособия, которые бы помогли ребенку лучше понять новый материал. На уроках использовались таблицы, схемы самостоятельно разработанные для лучшего запоминания информации. На уроке важным моментом является практическая деятельность самих детей. Практическую деятельность организую на самых разных уровнях. Работа с алгоритмами, памятками очень важна. Поэтому они должны быть предельно чёткими, лаконичными, конкретными руководствами к действию. Поэтому я придумала памятки по всем предметам, которые нужны не только ребенку с ОВЗ, но и обычным детям. На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений.
2.Так же в образовательном процессе, я использую игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития. Учебную информацию легче принимать, когда урок проходит не по традиционной форме, а как сказочное путешествие. Для создания продуктивной деятельности я подбираю различные занимательные упражнения с элементами игры, задачи – шутки.
3. Еще одним методом, который помогает мне организовать процесс обучения это является ИКТ. Можно создавать, презентацию, на слайдах которых можно размещать различную информацию ( фотографии, текст, аудио или видео фрагменты). Ведь так интересней воспринимается и усваивается информация, если ее не только слышишь, но и видишь.
Работа с детьми с ЗПР пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, замечать свои успехи, радоваться им, у ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Поэтому при подготовке к урокам я отбираю те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не даю слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка.
Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Учу детей не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением. На уроках учила детей применять технологию оценивания. Это могут различные светофоры, смайлы и шкала успеха.
В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации совместной деятельности с детьми считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для ребенка ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Дети с ОВЗ – это дети, которым требуются педагоги «высшего пилотажа», готовые помочь, научить и вести по жизни маленького мыслителя. Я считаю, что самое необходимое условие для внедрения инклюзивного образования в нашей стране – это люди, которые пришли в свою профессию по призванию, любящие детей, желающие отдать им частичку себя. Большинство наших педагогов именно такие, поэтому мы ГОТОВЫ, не смотря на много вопросов, внедрять инклюзивное образование в школах России.