Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности организации уроков изобразительного искусства в коррекционных классах: индивидуальный подход и адаптированные программы | Жукова Ольга Леонидовна. Работа №351823

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.   Организация уроков изобразительного искусства в коррекционных классах требует особого подхода, который учитывает индивидуальные особенности учащихся, их потребности и способности. Важно, чтобы программа обучения была адаптирована под различные виды нарушений, будь то проблемы с восприятием, моторикой или когнитивными способностями. В статье рассматриваются особенности организации уроков изобразительного искусства в коррекционных классах, предлагаются методы и подходы, которые способствуют успешному освоению материала, развитию творческих способностей и социализации учащихся. Приводятся примеры уроков и рекомендаций для учителей, которые помогают эффективно работать с детьми с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: уроки изобразительного искусства, коррекционные классы, индивидуальный подход, адаптированные программы, дети с особыми образовательными потребностями, творчество, социализация.

Особенности организации уроков изобразительного искусства в коррекционных классах: индивидуальный подход и адаптированные программы

 

Жукова Ольга Леонидовна, учитель

МАОУ СОШ № 49 г. Екатеринбург

 

Аннотация.   Организация уроков изобразительного искусства в коррекционных классах требует особого подхода, который учитывает индивидуальные особенности учащихся, их потребности и способности. Важно, чтобы программа обучения была адаптирована под различные виды нарушений, будь то проблемы с восприятием, моторикой или когнитивными способностями. В статье рассматриваются особенности организации уроков изобразительного искусства в коррекционных классах, предлагаются методы и подходы, которые способствуют успешному освоению материала, развитию творческих способностей и социализации учащихся. Приводятся примеры уроков и рекомендаций для учителей, которые помогают эффективно работать с детьми с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: уроки изобразительного искусства, коррекционные классы, индивидуальный подход, адаптированные программы, дети с особыми образовательными потребностями, творчество, социализация.

 

Изобразительное искусство является не только важным элементом образовательной программы, но и мощным инструментом для развития детей с особыми образовательными потребностями. В коррекционных классах, где учатся дети с различными нарушениями, задачи по организации уроков изобразительного искусства становятся особенно актуальными. Это требует от педагога внимательности, гибкости и способности подобрать такой подход, который поможет раскрыть творческий потенциал каждого ученика, независимо от его особенностей.

Основной задачей уроков изобразительного искусства в коррекционных классах является развитие воображения, творческого самовыражения и познавательной активности учащихся. Важно понимать, что в таких классах могут учиться дети с различными типами нарушений — от нарушений слуха и зрения до интеллектуальных и эмоциональных особенностей. Это диктует необходимость индивидуального подхода в обучении, а также адаптации программы, методов и средств обучения с учетом особенностей восприятия и моторики.

Первым и важным шагом в организации уроков изобразительного искусства для таких учеников является оценка их индивидуальных возможностей. Для детей с особыми потребностями не существует универсального подхода, который подошел бы всем учащимся. Каждый ребенок нуждается в собственной, тщательно продуманной программе, которая будет учитывать не только его физическое состояние, но и психологические, эмоциональные особенности. Например, для детей с нарушениями моторики важно использовать материалы и инструменты, которые облегчат процесс рисования и лепки. Это могут быть специальные кисти с утолщенными ручками, мягкие карандаши, глина, которая легко поддается формованию. Важно, чтобы дети не испытывали трудности в процессе работы, что способствует их успешной социализации и развитию уверенности в себе.

Для детей с нарушениями зрения или слуха особое значение приобретает использование тактильных материалов. Например, для создания рельефных изображений или скульптур можно предложить детям работать с пластилином или глиной, что позволит им не только увидеть результат своей работы, но и почувствовать его руками. В уроках изобразительного искусства также активно можно использовать цвет, текстуру и формы, которые будут привлекать внимание детей с нарушениями зрения. Слуховые особенности можно учесть через использование музыкальных инструментов для создания настроения или через создание рисунков под звуковое сопровождение, что помогает развить у детей чувство ритма и гармонии.

Также необходимо учитывать, что многие дети с особыми образовательными потребностями имеют трудности с концентрацией внимания, что требует использования коротких и четких инструкций, а также визуальных подсказок. Важно заранее продумать структуру урока, чтобы все задания и этапы работы были понятны детям и не перегружали их информацией. Использование визуальных схем и пошаговых инструкций значительно облегчает восприятие материала и помогает детям последовательно выполнять задания.

Примером такого подхода может быть урок, посвященный рисованию природы. Вместо традиционного использования сложных предметов, которые могут быть трудны для восприятия, учитель может предложить ученикам нарисовать простые природные формы: облака, деревья, листья, используя только несколько базовых цветов. Важное значение в этом контексте имеет создание комфортной и дружелюбной атмосферы, где дети могут чувствовать себя свободно, не боясь сделать ошибку. Особенность работы в коррекционном классе состоит в том, что ошибки и неудачи должны восприниматься как часть процесса обучения, а не как нечто, что стоит избегать. Для детей с особыми образовательными потребностями важно давать возможность самовыражения без страха быть осуждаемым.

Для детей с нарушениями речи или интеллектуальными нарушениями важно давать больше времени для выполнения заданий, а также использовать различные дополнительные средства: картинки, схемы, карточки с образцами рисунков. В этом случае ключевым элементом становится не столько результат, сколько сам процесс работы, который способствует развитию логического и творческого мышления, моторики, а также формирует позитивные эмоции у детей.

Еще одной важной особенностью организации уроков изобразительного искусства в коррекционных классах является акцент на индивидуальную работу. В идеале каждый ребенок должен иметь возможность работать в своем собственном темпе и на своем уровне. Например, если один ученик с трудом справляется с рисованием, ему можно предложить более простые задания, например, рисование геометрических фигур или создание композиций с использованием цветных карандашей. В то же время более подготовленные дети могут работать с красками, участвовать в сложных творческих проектах или выполнять задания, которые требуют больше концентрации и усилий.

Кроме того, немаловажным моментом является использование адаптированных учебных программ. В коррекционном классе необходимо предусмотреть не только конкретные задания, но и их последовательность, учитывая особенности каждого ученика. Важной составляющей адаптированной программы являются гибкие цели и задачи, которые ориентированы не только на овладение техническими навыками, но и на развитие личности ребенка через творчество. Это дает возможность каждому ребенку чувствовать свою значимость и успех в процессе работы.

Для создания мотивации у детей с особыми образовательными потребностями важно регулярно демонстрировать им успехи их работы. Это можно сделать через организацию выставок, на которых будут представлены работы учащихся, а также через поощрение и поддержку. Положительная обратная связь играет важную роль в поддержке уверенности детей в себе, а также в их стремлении продолжать творческую деятельность.

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями на уроках изобразительного искусства — это не только способ научить детей рисовать или лепить, но и важный этап их социальной адаптации. Через творчество дети учат взаимодействовать друг с другом, выражать свои чувства и эмоции, что помогает им интегрироваться в общество. Каждый урок становится шагом к тому, чтобы они почувствовали себя полноценными участниками образовательного процесса.

Таким образом, организация уроков изобразительного искусства в коррекционных классах требует от учителя большого внимания к каждому ученику, способности подбирать индивидуальные подходы и использовать адаптированные программы. Творческий процесс, несмотря на трудности, становится важным инструментом для развития не только художественных навыков, но и социальной и личностной зрелости учащихся.

 

Список литературы

 

1. Жуликов А.В. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов специальности Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений. – Ростов н/Д, 2016.

2. Сальникова М.В. Использование информационно-коммуникативных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей. В сборнике: В мире научных открытий. Материалы XX Международной научно-практической конференции : Сборник научных трудов. Центр научной мысли; научный ред. И.А. Рудакова. 2016. С. 127-131.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×